Коррупция в ВУЗах Украины: кто справит балл?

Несмотря на введение Болонской системы, случаев коррупции в украинских вузах не становится меньше. Самый главный украинский педагог Станислав Николаенко, как и любой чиновник, не любит неудобных вопросов. Но когда журналисты интересуются взяточничеством, он с облегчением отвечает, что, по данным социологов, «уровень коррупции в высшей школе снизился за последние полтора года с 23 до 9,7%». Это, как утверждает Николаенко, произошло благодаря болонской системе, которая вводится все в большем количестве украинских университетов. Однако радоваться рано. Студенты жалуются, что теперь взяточничество процветает не только во время сессии, но и в течение всего учебного года!

И тоже – благодаря болонской системе, стартовавшей в Украине два года назад…

Хотели как лучше…

Традиционно «берут» за зачеты и экзамены. Причем обычно официальный рейтинг популярности вуза совпадает с неофициальным рейтингом уровня взяточничества: в самых популярных вузах и платить нужно больше. Скажем, в конце прошлого месяца на «Образовательном портале» была обнародована информация, что студентам одного из кировоградских вузов успешная зимняя сессия могла обойтись в 2 тысячи гривен, которые собирался положить себе в карман их декан. Но к этому все уже давно привыкли. И даже коррупцией не считают, а так, мелким взяточничеством. Некоторые преподаватели, оправдываясь (конечно, не на диктофон!), в качестве примера приводят Россию. А уровень коррупции в образовании у нашего «старшего брата» действительно солидный: по оценкам экспертов, он достигает 30 млрд. рублей ежегодно.

«Нередко приходится платить за тот минимум баллов, которые являются нижней планкой допуска к сессии», – говорит Артур, второкурсник одного из самых престижных киевских университетов, который по вполне понятным причинам отказался называть свою фамилию (кому же хочется быть отчисленным!). Следовательно, то, что должно было стать спасительной соломинкой, превратилось в камень на шее?!

Дело в том, что с приобщением к модной сейчас европейской системе в вузах чаще всего вводится 100-балльное оценивание студенческих знаний. И студенты, готовясь к занятиям на протяжении семестра, а не только во время сессий, зарабатывают себе рейтинги по всем предметам, что в идеале (если, конечно, рейтинг «позволит») даже может обеспечить хорошую экзаменационную оценку автоматом. Другая крайность – лентяя, не набравшего за семестр определенный минимум баллов, могут не допустить к сессии. И вот тут-то начинается самое интересное…

Раньше обратитесь – дешевле будет…

«Сейчас никто никому ничего не носит в конвертах, – отмечает третьекурсница Светлана, которая учится в столице на экономиста, – практикуются другие схемы взяточничества. На протяжении семестра преподаватели просто валят студентов во время семинарских занятий, не выставляя текущих баллов. Чтобы решить вопрос, приходится искать их коллегу (он может быть с этой же или аналогичной соседней кафедры), который, конечно, не за спасибо поможет наверстать «упущенное».

Следующая составляющая отработанного механизма – написание курсовых и контрольных работ. Можно добрый десяток раз сдавать преподавателю написанную самостоятельно контрольную или показывать черновой вариант курсовой, и он каждый раз будет находить там все новые и новые ошибки, неточности, несоответствия и т. п., не объясняя, как их можно устранить. Как только студент «прозреет» и приобретет готовую контрольную (а их за семестр несколько), все становится на свои места. Причем купить можно даже дипломную работу! Объявления типа «Пишем курсовые и дипломные. Качественно. Быстро. Недорого» расклеены на столбах, есть в Интернете, в конце концов, их раздают прямо в транспорте.

Промониторив Интернет, узнала, что за контрольные по математике обычно «цена договорная», оплата осуществляется через систему «Яндекс – деньги», рассчитаться можно не только долларами или евро, но и родными гривнями, и даже… российскими рублями. Если обратиться заранее – цена одна, за срочность придется платить вдвое дороже.

Классификация не по Дарвину

Собственно, при чем тут Дарвин? Отец четкой системы биологических видов, отведя человеку разумному наивысшую ступень в разработанной им классификации, и представления не имел о таком его подвиде, как «преподаватель-взяточник». А вот современные студенты, по-своему приспособившись ко взяточничеству в вузах, создали собственную классификацию этих преподавателей. На ее первой ступени – те преподаватели, которые не отказываются от взятки, но сами ее не требуют, – у студентов с приличным уровнем знаний тут нет никаких проблем. «Договариваться» приходится совсем слабым и поступающим в вуз только ради диплома.

Вторая ступень классификации – это «наставники», берущие у всех без исключения и все подряд: деньги, подарки (духи, косметику, кофе, конфеты), не брезгующие «передачками» от родителей из села (молочными поросятами, телячьими окорочками и т. п.). Ни подготовка студентов, ни их эрудиция для таких преподавателей решающей роли не играют, поэтому общаться с ними сложно даже отличникам.

А на отдельной ступени, над этой классификацией, – почтенные профессора и доценты, которые не берут ничего. Ни при каких условиях. Потому что для них главное – знания их воспитанников. Студентам общаться с ними тоже непросто, но именно они – благодаря своей репутации и позиции – пользуются у вузовской молодежи наибольшим уважением.

Студентов часто упрекают, что они не учатся, а бьют баклуши, а затем «решают проблемы» за деньги родителей. Те обижаются (особенно первокурсники): любой преподаватель, имея в руках всесильный «инструмент» в виде многобалльной системы оценивания, при желании без особого труда сумеет доказать, что ты – полный болван. Причем не суть важно, о каком предмете идет речь – высшей математике с ее теорией вероятности или физкультуре: в некоторых столичных вузах зачет по физкультуре, даже при наличии у студента справки об освобождении после операции, стоит 100 долларов.

И все же знания могут стать тем козырем, который позволит говорить с преподавателем на равных. Но для этого студенты должны верить в собственные силы, объединиться и сообща отстаивать свое право на честную учебу. Скажем, в одном из столичных вузов благодаря студенческому интернет-форуму и вузовской интернет-газете быстро находят управу на взяточников. В остальных – все намного сложнее. «200 баксов за пятерку, особенно в престижных вузах, – это норма. Родители моего знакомого преподают в одном из таких вузов: у них четыре квартиры в Киеве с шикарным евроремонтом, по машине на каждого члена семьи (всего 6 иномарок) и дачка на берегу Днепра…» – можно прочитать на одном из форумов в Интернете. К сожалению, такие студенческие откровения никому не нужны. И пока правительственные чиновники продолжают рьяно бороться с коррупцией в системе образования, большинство вузовских преподавателей успешно используют реформу для собственного обогащения. Спрашивается, кому нужна такая «борьба»?!

КСТАТИ

Современные расценки на текущие вузовские задания:

Одна задача

по математике – от 5 грн.;

по физике – от 5 грн.;

по теоретической механике – от 8 грн.

Один пункт

по электротехнике – от 6 грн.

Лабораторная работа

по программированию – 15 – 25 грн.

Курсовая работа

по программированию – 50 – 250 грн.;

по украинскому языку – 100 – 200 грн.

Занятия у репетиторов

(стандартно это 2 академчаса, или 90 минут):

математика, физика – 50 – 150 грн.;

украинский язык – от 50 грн.;

информатика – 30 – 100 грн.;

английский, немецкий языки – 100 – 250 грн.

КОММЕНТАРИЙ

«Многое зависит от позиции ректора»

Владимир Панченко, проректор по учебной работе Национального университета «Киево-Могилянская академия»:

– Бороться со взяточничеством в системе высшей школы трудно, но можно. Очень многое здесь зависит от позиции первого лица вуза – ректора. Если ректор на деле, а не на словах хочет, чтобы во вверенном ему учебном заведении не было коррупции, чтобы преподаватели не смотрели на студентов исключительно сквозь призму возможностей их родителей, он в конечном итоге этого добьется. А если он ведет двойную игру – делает вид, что борется с коррупцией, а на самом деле прикрывает старые, хорошо отработанные схемы вымогательства, – все будет по-старому.

Чтобы справиться с этой проблемой, нужно прежде всего резко изменить систему поступления, сведя к минимуму возможность брать взятки именно на этом этапе, потому что «ноги» растут именно оттуда. Дальше должен прозвучать месседж ректора. Речь идет о четком и понятном для всех сигнале о недопустимости взяток, такс и всего, что связано с этой темой, как при поступлении, так и во время учебного процесса. Причем позиция ректора должна быть очень принципиальной: сказал, что преподавателям-взяточникам не место в вузе, значит, кто-то из них действительно должен расстаться со своей должностью.

Лариса Вышинская, Без цензуры

You may also like...