Цена пути наименьшего сопротивления

О том, что вымогательство и получение взятки является уголовно наказуемым деянием, знают все. А санкция статьи 368 УК Украины предусматривает за это преступление наказание в виде лишения свободы сроком до 8 лет. Чтобы в этом убедиться самому, достаточно просто открыть Уголовный кодекс, где вслед за данной статьей идет следующая, которая тоже имеет отношение к наказанию за это же самое зло. Оказывается, и дача взятки – это точно такое же уголовно наказуемое деяние.

Каких только сочных слов и острых выражений не придумали, чтобы усилить эмоциональность восприятия образа того или иного должностного лица и вызвать у читателя к нему негативное отношение. Так вот, читая статью 369 УК Украины, мы неожиданно делаем для себя открытие, что болезнь грязных рук поражает не только тех, кто страдает алчностью и сделал из своей должности «кормушку». Как выясняется, тот, кто сам по «доброй воле» протягивает, например инспектору ГАИ, свои деньги в качестве компенсации за нарушение ПДД, является самым настоящим преступником с позиций Уголовного кодекса.

Как свидетельствует анализ фактов взяточничества, имевших место на дорогах, в подавляющем большинстве случаев инспектора ГАИ, которые были привлечены к ответственности по статье 368 УК, вовсе не вымогали взятку.

Тогда в чем же причина совершенных таких преступлений? А она, оказывается, не в чем, а в ком… Сами горе – водители, пренебрегшие Правилами дорожного движения, стараются «сэкономить». Иными словами, лихачи за быструю езду и игнорирование знаками не спешат рассчитаться с государством по закону и за допущенное нарушение ПДД заплатить штраф, скажем, в размере 300 и более гривен. Ведь официальный путь решения подобного вопроса – это целая процедура. Сначала заплати штраф через банк, а потом еще вдобавок после этого надо приехать в Управление ГАИ и там предъявить квитанцию об оплате. Лишь после этого нерадивый водитель может спокойно продолжать опять ездить по дорогам и …снова нарушать ПДД.

А неофициальный выход из этой проблемы гораздо проще и дешевле. И, естественно, правонарушители идут путем наименьшего сопротивления: они, как бы демонстрируют инспектору, что глубоко осознали свою вину и готовы ее компенсировать наличными. Правда, не в виде «драконовского» штрафа в доход государства, а в виде личной денежной «благодарности» за «понимание и сочувствие».

Вот такие «партнерские» отношения с инспекторами ГАИ (подчеркиваю) в подавляющем большинстве случаев налаживают именно водители. Большинство стражей дорог – это люди строгие и принципиальные, которые дорожат своей работой и честью мундира. Именно поэтому они не хотят за денежные купюры разменивать свою служебную карьеру и идти на сделку с совестью. Вот такие «бездушные» инспектора и вызывают совершенно дикое раздражение у большинства нарушителей ПДД, которые буквально запрограммированы на «полюбовное решение вопроса» на месте и без лишней формально – бюрократической волокиты. Вот так и появляются, время от времени, на наших автомагистралях уравнения с неизвестными – и правила нарушил, и гаишник – «негодяй» взятку не берет.

Как же быть? И извечная дилемма Гамлета обретает в таких ситуациях совершенно новое, более современное звучание: «Платить, или не платить? Вот в чем вопрос…» После безрезультатных извинений, уговоров и «делового предложения» решить вопрос на месте, как правило, в ход идут угрозы. Одни шумахеры надувают щеки и начинают стращать инспекторов тем, что пустят в ход свои связи и испортят им карьеру. Другие, хмуря брови, со стальными нотками в голосе пытаются угрожать сотруднику ГАИ физической расправой.

В любом случае многие нарушители ПДД избирает оригинальный путь спасения своего кармана от значительного штрафа. Методика довольно проста. Самое главное – спровоцировать конфликтную ситуацию, которую потом важно с подробностями описать в своей жалобе в вышестоящую инстанцию. В таких посланиях, прошибающих слезу, нарушитель ПДД – ангел с белыми крылышками, а стражи дорог виновны во всех смертных грехах.

Однако «жертвы беспредела» на дорогах этим не ограничиваются в своей мести «злым гаишникам». Как выясняется, ее жажда слишком велика, и после письменной кляузы наступает устный вариант сведения счетов с ГАИ. Всем своим знакомым, коллегам по работе, соседям и даже совершенно случайным собеседникам взяткодатели – неудачники распространяют слухи о «тотальном взяточничестве» на дорогах. В ход идут и байки о «хамстве» инспекторов дорожно – патрульной службы, которые якобы намеренно «придираются» к законопослушным водителям с целью вымогательства взятки. А для пущей «достоверности» при этом иллюстрируется собственный опыт общения с гаишником.

Несколько дней назад в городе Перевальске на улице Кирова водитель автомобиля «Мерседес» засветился на том, что предлагал инспектору ГАИ «денежное вознаграждение» за невыполнение инспектором своих служебных обязанностей. Иными словами, нарушитель ПДД хотел откупиться «по – хорошему» и не платить штраф в карман государства. Данная попытка дать взятку должностному лицу при исполнении служебных обязанностей закончилась для водителя печально. Данный факт был задокументирован и в отношении любителя решать все вопросы неофициально, возбуждено уголовное дело по статье 369 УК Украины и ведется досудебное расследование.

Однако не следует думать, что отныне в борьбе с этим злом на дорогах акцент сместится исключительно на профилактике и борьбе с попытками дачи взяток. Это не так. Руководство УГАИ совместно с управлением внутренней безопасности и инспекцией по личному составу кадрового аппарата ГУМВД в Луганской области обозначило для себя в качестве главнейшего приоритета выявление и пресечение фактов коррупции среди личного состава. Те сотрудники ГАИ, которые скомпрометировали себя «состраданием» к нарушителям ПДД, автоматически увольняются из органов, после чего материалы передаются в прокуратуру, где в отношении них возбуждается уголовное дело и проводится досудебное следствие.

Для снижения даже самой вероятности каких – либо коррупционных деяний дорожно – патрульные наряды оснащаются специальной техникой. Например, инспектор фиксирует превышение скорости не на глаз, а с помощью прибора, в памяти которого сохраняются соответствующие файлы, отражающие такие случаи. В итоге, очень просто вычислить взяточника: подобный факт имел место – а протокола нет … Наружные камеры видеонаблюдения устанавливаются, например, на перекрестках, где службу несут наряды ГАИ. Информация с них тоже поступает централизовано в компьютер, оснащенный специальной программой. И на видео можно четко рассмотреть: нарушил или не нарушил, а также кто прав, а кто виноват.

В заключении хотелось бы сказать следующее. И инспектора ГАИ, и водители, и пешеходы – это лицо нашего общества. И мы такие, как есть с нашими достоинствами и недостатками. И каждый раз, выдвигая высокие требования к стражам дорог, с точки зрения уровня их культуры и профессионализма, не стоит забывать, что и остальным гражданам нужно работать над собой. Ведь и от нашей с вами правовой культуры зависит, как скоро будет наведен порядок на дорогах.

Управление ГАИ ГУМВДУ в Луганской области
 

You may also like...