Как ушлые украинцы зарабатывают на нерастаможенных авто
Во Львовской, Закарпатской, Волынской, Ровенской, Черновицкой и Одесской областях, а также в крупных городах страны широкое развитие получил бизнес, основанный на разборке и утилизации старых или разбитых автомашин…
Одна из особенностей бизнеса по-украински — превращать в доход то, от чего на Западе не знают, как избавиться. Яркий пример — старые автомобили. В той же Германии за утилизацию старого авто нужно заплатить от EUR600, и местные жители готовы отдавать машины практически за бесценок. У нас же, разобрав такой автомобиль, можно получить солидную прибыль.
В «лихие 90-е» через границы перегоняли сотни б/у иномарок, которые украинцы с удовольствием скупали по умеренным ценам. Сейчас же, когда таможенные правила стали гораздо строже, такая покупка становится нерентабельной. Тем не менее купленные в те годы «железные кони» до сих пор бегают по дорогам. Все эти раритеты надо обслуживать, но зачастую оригинальные запчасти к ним стоят непомерно дорого, да и достать их непросто. Предприимчивые сограждане нашли выход: они все также скупают европейские легковушки с целью продать по запчастям.
Перспективнее всего заниматься этим бизнесом там, где более доступные ресурсы, — дешевая рабочая сила, материалы, которые не надо везти за сотни километров, где без труда можно найти потребителя данных услуг (с высокой покупательной способностью), админклимат более благоприятен и все вышеперечисленное имеет тенденцию к стабильности.
Предприниматели не скрывают: бизнес такого рода более чем прибыльный. С одной машины они получают до 150% от ее стоимости. Неудивительно, что газеты пестрят объявлениями «Куплю автомобиль в любом состоянии, дорого» или «разборка джип на запчасти». По словам Олега Омельницкого, директора компании Auto-Сonsulting, продавцы подержанных деталей контролируют более 30% рынка автозапчастей. Основные покупатели — владельцы машин старше 10 лет. Мария Котвицкая, директор Ассоциации импортеров и дистрибьюторов автокомпонентов «АИДА», считает, что этот показатель завышен: «Если говорить о единичных деталях, доля от общего количества продаж б/у автозапчастей не превышает 10%. А вот среди агрегатов доля б/у деталей будет выше, я ее оценила бы в 60–70%».
Высоколиквидными считаются детали, наиболее часто повреждающиеся при авариях: фары, бампера, капот и пятая дверь. Сложнее всего сбыть комплектующие системы охлаждения: радиатор, термостат, помпу и ответственные элементы тормозной системы.
В западных областях (Закарпатской, Львовской, Черновицкой, Ровенской, Волынской) и крупных городах страны (Киев, Донецк, Днепропетровск, Харьков, Симферополь, Одесса), где потребность в личном транспорте выше, бизнес по разбору авто особенно в цене. И дело это вполне легальное: обычно СТО скупают автомобили как нерастаможенные, так и просто битые, и разбирают по деталям. А дальше — слово за заказчиком, который всегда найдется.
Особенности организации такой работы в каждом из названных регионов, безусловно, свои, но именно они и определяют распространенность данного вида коммерческой деятельности. Скажем, на Волыни за сутки проходят таможенный контроль около 400 авто (часть из которых непременно станет «донорами»), что позволяет развивать сеть. К слову сказать, эта область входит в тройку лидеров (после Киева и Днепропетровска) по количеству VIP-автомобилей, что требует наличия и соответствующей базы запчастей. А вот Буковина считается одной из самых бедных по наличию машин класса «люкс», что стимулирует спрос на б/у автомобили и запчасти менее престижных марок.
В Закарпатье преимущество состоит в том, что конкуренция там пока небольшая, а спрос позволяет расширять ассортимент предоставляемых на авторазборках услуг. Что же касается крупных городов, то тут потребность в комплектующих обусловлена, прежде всего, высокой платежеспособностью населения. Это позволяет зажиточным гражданам чаще менять машины, а в случае поломок искать необходимые детали, как говорится, «не отходя от кассы».
И если раньше таким бизнесом занимались в основном гаражных дел мастера-одиночки, то теперь на разборке авто специализируются многие компании, имеющие порой десятки боксов.
Иван Менджук начинал с малого: по просьбе соседей, часто бывавших в Словакии, Германии, Венгрии, чинил их машины, используя привезенные из-за границы запчасти. Наконец, решил построить на этом бизнес. Вложил в покупку б/у авто около $7 тыс., а помимо разборки предложил клиентам ремонт машин. Сейчас г-н Менджук владеет сетью мастерских, у него появилась постоянная клиентура. Как и многие его коллеги не только на Ивано-Франковщине, но и на Буковине, Закарпатье, Львовщине, Волыни, он покупает старые машины и кроме продажи запчастей предоставляет еще и сервисные услуги, отчего доходность повышается.
Виталий Захаров, менеджер магазина «Опель-Одесса», рассказывает, что их предприятие активно использует услуги «Укрпочты», отправляющей заказы в любую точку Украины. Но если раньше торговля шла исключительно деталями б/у, то теперь используются и новые запчасти, привезенные из-за границы, особенно, если речь идет о машинах 1970-1995-х годов выпуска.
В других регионах страны тоже есть попытки поставить на поток такую работу, но возможностей намного меньше. Виталий Колымаго из Винницкой области, к примеру, три года назад решил в своей автомастерской наладить разборку иномарок, пришедших в негодность. Но бизнес не пошел. «Во-первых, — рассказывает предприниматель, — таких машин попадалось немного. Аварии — хоть дело и нередкое, но и масштабными, и повсеместными их не назовешь. А платить зарплату персоналу, ожидая такой «манны», глупо. Во-вторых, если перегонять авто из отдаленных от нас областей, то затраты не окупаются».
В то же время фирменная запчасть даже после эксплуатации часто обладает лучшими техническими показателями, чем, например, новый китайский аналог. Однако официальные пошлины и сборы на новые импортные запчасти составляют 30% (10% ставка таможенного сбора плюс НДС). Да и найти деталь к автомобилю порой невозможно ввиду того, что модель снята с производства. Выход — действовать через предпринимателей, специализирующихся на автовыкупе. Для разборок машин берут и кредитные автомобили с условием погашения займа в банке, и машины после ДТП.
Второй вариант — специальные стоянки ГАИ. Там можно найти авто, от которых владельцы отказались. Получается своего рода «программа утилизации», когда ремонт и восстановление просто нерентабельны. Кроме того, многие фирмы предлагают купить битые машины на аукционах (в том числе зарубежных).
Часть автомобилей попадает в страну нелегально с использованием так называемого псевдо-транзита, когда машина якобы следует по территории Украины, но потом бесследно исчезает. Таких схем незаконной оптимизации (в том числе и для функционирования авторазборок) лет пять назад насчитывалось до полутора десятков. Сейчас ситуация несколько изменилась, но иномарки и поныне в цене для умельцев разбирать их по винтикам.
Украинцы пока живут не так богато, как, скажем, европейцы, где нормативный срок эксплуатации авто не превышает пяти лет. Большинство покупает себе либо «западных пенсионеров», требующих ремонта, либо бюджетные модели российских Lada, Daewoo отечественной сборки и китайских Chery. Самая дешевая новая Daewoo Matiz стоит от 54 тыс. грн. А если учесть, что средняя зарплата у нас недотягивает до 3 тыс. грн, то понятно, почему украинцы, как и раньше, стараются реанимировать свои старые машины. Отсюда статистика: в среднем насчитывается около 6 млн автомобилей на 45,6 млн жителей, более 60% из них старше 10 лет, средний же возраст составляет 18 лет (это при том, что нормативный срок эксплуатации в нашей стране — 8 лет). Логично, что утилизации подлежит уже свыше миллиона автомобилей, не пригодных для эксплуатации. Каждый год в Украине из эксплуатации выводится от 100 тыс. до 200 тыс. машин. Стоимость металлолома составляет около 2 тыс. грн. Поэтому большинство из них становятся донорами для собратьев.
Источник: журнал «Статус»
Tweet