«Вилик и магуч…», или Безграмотность украинцев не знает предела!

Безграмотность настолько заполонила рекламу, афиши, витрины магазинов, книги и телевидение, что классики в гробах, наверное, помогают вертеться Земле.Странная штука. Недавно был опубликован опрос, согласно которому каждый третий киевлянин читает минимум одну книгу в месяц. Каждый десятый житель столицы отдает чтению все свободное время, а каждый четвертый – больше половины. Более того, по каким-то расчетам, в чтении мы перегоняем даже москвичей. Ура! Только вот нестыковка получается. Если уж мы такая шибко читающая столица, то откуда повсюду столько грубых, нелепых «проколов» в грамотности? Глядя на бесчисленное количество ошибок, которые допускают читающие «грамотеи», можно подумать, что у нас максимум две настольные книги, одна из которых «вон та, синяя». Не хочется показаться занудой, но от тотальной повсеместной безграмотности просто воротит.

Речь идет даже не о суржике, хотя и у него ноги оттуда же растут – от нежелания учить и учиться. (К слову, самый яркий пример результата смешения двух языков – «Салон для молодожонів», так называется магазин в центре Киева…) Ну, с суржиком все понятно, это святое – на нем даже высшие государственные лица разговаривают. Поэтому о скором его искоренении вряд ли приходится говорить.

А есть просто откровенная необразованность. И от такой топорной грамоты появляется на прилавках супермаркетов и рынков «галандский» сыр, персик сорта «никтарин», колбаса «сервилад». Только не надо говорить, мол, их дело торговать, а не буквы выписывать. Люди просто не в состоянии правильно написать одно слово в ценнике!

Самыми «вкусными» по безграмотности являются рекламы в метро. Например, красочный проспект зазывает в салон, где вам сделают массаж на любой вкус – ручной, баночной, вакуумной… В услугах другого салона значится «наращевание» волос и ногтей. В ателье на Дорогожичах, помимо ремонта одежды, вам совершенно недорого могут сделать «подгибку низа». В ресторанном меню можно встретить «цеплят» табака, а после запить его «абсцентом». Ну или «абсинтом» – вариаций множество.

Оно-то с одной стороны смешно, а с другой…

Ошибками пестрят журналы и газеты. Телеканалы анонсируют очередную «премьеру нового фильма», в титрах одной развлекательной передачи фигурирует слово «консьершка», а пресс-службы рассылают приглашение на «баллет»…

Ошибок полно и на книжных страницах. Покупая племяннице книжку стихотворений Сергея Михалкова, с удивлением обнаружила, что профессия дяди Степы звучит как «миллиционер». (Сколько миллиционеров в одном ционере?..) А чего стоят консультанты в книжных магазинах! Не увидев книгу на полке, прошу подсказать, есть ли «Приключения Чиполлино». Девушка-консультант что-то долго и, по всей видимости, безуспешно вводила в базу данных. В итоге слышу: «Девчонки, как пишется: Чеполлино или Чополлино?»

Других вариантов у нее просто не было! Впрочем, не только у нее – никто из девчонок не подсказал. Зато одна оказалась понаходчивее: «А ты Родари введи». Еще один диалог в еще одном книжном магазине звучал следующим образом:

– Геббельс есть?

– Хто?

– Геббельс?

– Это писатель? Какой век хотя бы скажите…

Как говорится, без комментариев. Сначала хотелось было возмутиться, мол, ты же, девочка, тут в роли книжного консультанта стоишь, а не «феле» на базаре взвешиваешь… А смысл?

На сайте одного из политических лидеров выложен фоторепортаж с подписью: «Во время визита в Умань и Жашкив Киевской области». К сожалению (или к счастью), но Черкасская и Киевская области ради политических сил местами не меняются, даже во время предвыборной кампании. Ой, с географией у нас вообще проблемы. Политическая карта мира для многих остается terra incognita, а история и вовсе – лес дремучий.

А самое обидное, что в пиаре, СМИ и сфере обслуживания работает, в основном, молодежь. Количество вузов растет, молодые специалисты множатся как грибы после дождя. Однако большая часть из них грамотностью похвалиться, увы, не может.

Виктория Самойлова, «CN-Новости», специально для MIGnews.com.ua

You may also like...