После наводнения в Западной Украине браконьеры снова рубят лес!
Оказывается, у нас некому даже оценить ущерб от незаконной валки деревьев.
Леса в Западной Украине продолжают рубить. Чтобы убедиться в этом, корреспондент «Сегодня» провел день около въезда в Выгодский гослесхоз Свичивского лесничества (Ивано-Франсковская область).
Утром около 9 часов в лесничество въезжает первая группа грузовиков со специальным приспособлением для погрузки леса в сопровождении “УАЗика”, и уже через часа два первая груженая машина покидает переделы лесничества. “Сегодня” удалось заснять на камеру, как территорию лесничества покидала машина с логотипом предприятия «Кроно-Украина», но большинство грузовиков вообще не имеют каких-либо опознавательных знаков. В ивано-франковской милиции факт массовой незаконной вырубки леса категорически отрицают. “После решения СНБО (на котором запретили промышленную вырубку лесов в Карпатах — Авт.) мы поставили посты милиции в четырех горных районах (Долинском, Косовоском, Надворнянском и Рожнятовском), на тех дорогах, откуда обычно вывозят древесину — всего 11 постов, — утверждает начальник ЦОС УМВД Ивано-Франковской области Василий Гультийчук. — Снарядили их фотоаппаратами — все подозрительные машины фотографируют и фиксируют номера. За последнюю неделю было два случая самовольной рубки леса. Возможно, в Долинском районе вывозили лес, срубленный еще до решения СНБО».
В «Кроно» «Сегодня» подтвердили, что лес больше не рубят, только вывозят. «В решении СНБО ведь не указано, с какого числа запрещено вывозить лес. И если бы в Верховинском районе дороги к лесам не были бы полностью смыты наводнением, мы бы вывозили лес, за который уже заплачено, — признается Иван Доманский, директор «Кроны». — Мы ведь уже приняли участие в тендерах на закупку древесины и заплатили государству немалые деньги за лес за третий квартал (куб стоит 400-450 грн., мы берем 300-400 кубов). Только по причине бездорожья мы приостановили вывозку леса».
В то же время, местные жители таким объяснениям не верят. «Лес вывозят с гор ночью в огромных количествах, перегружают на другие машины. Там система четко налажена — часть уходит милиции, часть «крыше» в местной власти. Это очень прибыльный бизнес с высокими покровителями, сломать схему очень сложно», — рассказала нам жительница села Брошнив Рожнятовского района Ивано-Франковщины Ирина Палий.
Экологи говорят, что с браконьерством и незаконной вырубкой при нынешнем законодательстве бороться невозможно. По словам директора Киевского эколого-культурного центра Владимира Борейко, сейчас порядка 30—40% вырубки леса производится браконьерами. Но даже если браконьер задержан, ему все сойдет с рук очень легко. После того, как в 2007 году была ликвидирована Государствення лесная инспекция, оценить нанесенный злоумышленниками ущерб некому, а, соответственно, и наказать их очень сложно. “Без оценки ущерба человека нельзя привлечь к уголовной ответственности”, — говорит президент ГО “Аквакультура” Владимир Волков.
К тому же, нельзя запретить санитарную вырубку лесов. А под ее видом, по словам Владимира Борейко, незаконно вырубается еще до 30—40% леса.
Анастасия Кошиль, Александра Харченко, “Сегодня”
Tweet