Милиционеры научились клеить усы. Свидетелям
Иногда опасность угрожает жизни подзащитного даже после того, как суд вынес приговор преступнику. Например, когда сообщники осужденного остаются на свободе и готовы мстить.
При таких обстоятельствах свидетелю могут предоставить жилье в другом городе, изменить паспортные данные и даже внешность. Правда, к подобному прибегают крайне редко. Как стало известно «ВВ» из источника в Сумском подразделении «Грифона», пластическую операцию очень важному для следствия свидетелю делали только однажды. Несколько лет назад он помог в разоблачении сильной организованной преступной группировки и получил взамен новые биографию и лицо.
Переселяют в другую местность тоже не так уж часто. И в основном на некоторое время. Попавшему под программу снимают жилье и выплачивают материальную помощь. Иногда из-за нескольких выступлений в суде приходится начинать жизнь с чистого листа. А это не так просто, как может показаться.
Законодательство в сфере защиты свидетелей несовершенно. Ведь в специальных нормативных актах не прописано, как поменять анкетные данные, чтобы это осталось секретом, — все равно информацию получают сотрудники ОВИРов и РАГСов. Неизвестно, как реально предоставить жилье и куда деть имущество подзащитного. Конечно, у «Грифона» есть свои методы, наработанные годами. Но внести изменения в те же Жилищный, Семейный кодексы и другие нормативные акты не помешало бы.
— Есть несколько человек, к которым программу защиты свидетелей применили более десяти лет назад, — рассказал начальник судебной милиции Юрий Мазур. — Им изменили паспортные данные, переселили в другой город. Тем, кто имел квартиру или дом, предоставили равноценное жилье. Люди нашли работу, вжились в новые реалии. Насколько мне известно, никого из замаскированных участников процесса злоумышленникам найти не удалось.
Как рассказал Юрий Мазур, иногда достаточно просто хорошенько загримировать свидетеля перед походом в суд. Если участник процесса не хочет «светить» свое лицо на заседаниях, ему приклеивают усы или, например, надевают парик, в общем, преображают до неузнаваемости. В этом деле сотрудники спецподразделения уже набили руку и легко управляются с гримом.
В некоторых судах оборудованы специальные тайные комнаты. В них ставятся веб-камеры, а в зале заседания устанавливается монитор. Но на экране видна только затемненная фигура, голос тоже изменяют. В таких условиях очевидцы преступлений гораздо охотнее дают показания.
Юрий Мазур рассказывает, что в некоторых странах свидетель может вообще не приезжать в суд. Его опрашивают в режиме онлайн, при этом человек может находиться где угодно, лишь бы работала веб-камера. Таким образом, участника процесса можно надежно спрятать так, чтобы злоумышленники не могли до него добраться. Но у нас все упирается даже не в деньги — обычные мониторы не так уж дорого стоят. Просто, чтобы такие показания принимались судом как доказательства, нужно внести изменения в процессуальное законодательство.
Tweet