Медведев об Украине и Европе, «Газпроме» и «Нафтогазе»

Развитие полноценных отношений с Россией не создаст препятствий Украине, если она захочет идти по пути европейской интеграции, заявляет президент России Дмитрий Медведев. 

«Это не способно ничему помешать. Если украинский народ решит, что ему нужно стремиться к членству в Евросоюзе, – это ваш выбор», – подчеркнул Медведев накануне визита на Украину в интервью украинским СМИ.

В связи с этим он отметил, что «на самом деле всякий выбор должен быть просто разумным». «Мы все участники европейской интеграции. У нас в Российской Федерации, напомню, с Евросоюзом товарооборот 250 миллиардов долларов (это серьезная цифра), поэтому мы интегрированы с Европой очень тесным образом», – напомнил президент.

«Если вы считаете, что для вас это интересно, этим тоже нужно заниматься, и, очевидно, что мы все принадлежим к европейской семье, – это нормально. Если же говорить, допустим, о членстве в Евросоюзе, то это вопрос уже, собственно говоря, к Украине и к Евросоюзу», – добавил он.

В любом случае, отметил Медведев, «я бы самым внимательным образом сейчас отслеживал то, что происходит в Евросоюзе, потому что стремиться нужно туда, где хорошо и спокойно». «А сейчас нашим европейским коллегам еще нужно справиться с теми трудностями, которые они испытывают, включая вопросы еврозоны, неплатежеспособности целого ряда государств и так далее», – пояснил он.

«И они, конечно, в свою очередь, будут смотреть на то, как в экономическом плане привлекательны потенциальные участники Евросоюза. Поэтому это явно процесс неблизкий и достаточно трудный, но это выбор Украины. Это вопрос национальной, экономической и иной политики», – подчеркнул глава государства.

Он отверг мнение о том, что Россия якобы втягивает Украину в сферу своего геополитического влияния, и призвал не опасаться нынешнего активного развития отношений двух стран.

«Я считаю, что вообще нечего бояться, все абсолютно в порядке. А если говорить о наших отношениях годичной давности, то их не было. Какое там втягивание Украины куда-то? Отношений не было. Я посла отказался направлять в силу того, что отношения, по сути, были сведены к нулю. И деловые контакты замерзли. Да, конечно, газ поставляли с нефтью. Без этого никуда не уйти, это наши контрактные обязательства. А если говорить о полноценных отношениях, они просто были свернуты. Поэтому мы их сейчас только разворачиваем», – отметил Медведев.

Он напомнил, что за последнее время шесть раз встретился с президентом Украины Виктором Януковичем: «Это очень высокая плотность контактов. И когда я приеду в Киев, это будет седьмой раз».

«И я считаю, что это восполнение того пробела, который образовался за последние годы, хотя бы для того, чтобы вывести эти отношения на докризисный уровень», – отметил президент РФ.

Он подчеркнул, что «это должно делаться исходя из наших национальных интересов – и российских, и украинских, сообразуясь с нашими представлениями о том, что мы хотим, на абсолютно прагматичной основе, но в то же время понимая, что между нашими странами существуют особые отношения».

По его словам, «это отношения очень близких соседей, родственников, отношения, которые носят исторический характер». «И не принимать это во внимание невозможно. С этим, кстати, связаны и харьковские соглашения. Если бы это было иначе, то мы никогда бы не вышли на такие соглашения. Это, конечно, особые соглашения», – заявил президент РФ.

Говоря о реакции украинской и российской оппозиции на харьковские договоренности, Медведев отметил, что «существуют разные мнения, и у вас, и у нас».

«Это показывает, что у оппозиции несколько иные представления, и показывает, что оппозиция жива и хочет заявить о себе. По-моему, это нормально. Для этого и оппозиция, чтобы критиковать власть, а власть должна быть к этому готова, должна спокойно на это реагировать, но твердо проводить тот курс, который считает правильным», – сказал глава российского государства.

Медведев сказал, как можно объединить «Газпром» и «Нафтогаз»

Президент России Дмитрий Медведев считает возможным объединение российского «Газпрома» и украинского «Нафтогаза» на взаимовыгодной основе и планирует обсудить этот вопрос с президентом Украины Виктором Януковичем в ходе предстоящего визита в Киев.

«Если говорить о создании совместных каких-то проектов, совместных предприятий, где бы объединялись различные газовые и газотранспортные активы не путем прямого соединения, а путем объединения, допустим, отдельных звеньев, то, мне кажется, это вполне возможно, причем на взаимовыгодной основе и с учетом пожеланий сторон», – заявил Медведев накануне визита в интервью украинским СМИ.

Он отметил, что еще не обсуждал с Януковичем этот вопрос: «Какие-то разговоры на эту тему ведутся, на президентском уровне это не обсуждалось».

Говоря об идее объединения двух газовых компаний, он подчеркнул, что «всякого рода объединения возможны только на прагматической основе». «Как бы мы не относились друг к другу с огромной симпатией, как бы мы не любили друг друга, но объединяться можно только исходя из сугубо прагматических соображений», – сказал Медведев.

Но альянсы, отметил президент, «не только возможны, они в некоторых ситуациях необходимы».

«Я сейчас не буду анализировать, как можно объединять «Газпром» с «Нафтагазом». Во-первых, это дело непродуктивное, потому что (еще раз говорю) переговоры на эту тему в полном смысле никогда не велись. А, во-вторых, это требует предельно корректных расчетов. Напомню, что «Газпром» стоит около 150 (по самой нижней оценке) или 200 (по высокой оценке, относительно высокой) миллиардов долларов. «Нафтагаз» стоит поменьше, при всем уважении к нему», – сказал Медведев, отметив, что «речь идет не о том, чтобы взять и слить что-то воедино».

Он напомнил, что Россия имеет такого рода проекты (объединения) «не только с нашими близкими соседями и близкими друзьями, такими, как Беларусь, например, но у нас есть такие проекты с европейскими странами и с такими крупными компаниями, как «Эни», как немецкая основная газовая компания, которая этими вопросами занимается, я имею в виду «ЭОН». «И там как раз модель такая: берутся несколько активов и соединяются. Это уже проще, а, с другой стороны, достаточно интересно», – отметил глава государства.

«Наконец, напомню, что ряд крупных иностранных акционеров есть в «Газпроме». И когда они свои инвестиции делали, это были одни деньги, а сейчас это совсем другие деньги. Потому что самым крупным пакетом, который у нас там был, я достаточно долго был председателем совета директоров «Газпрома», по-моему, у наших немецких партнеров было около 6 что ли процентов, на пике капитализации это было больше 20 миллиардов долларов. При том, что вложили они, по-моему, туда, наверное, раз в 15 меньше», – добавил Медведев.

Поэтому, подытожил он, «это тема, которая требует отдельного скрупулезного анализа».

«Но я бы сейчас не отказывался ни от чего и ничего не предвосхищал. Встретимся с Виктором Федоровичем, поговорим», – сказал президент РФ.

Ранее президент Украины Янукович, комментируя идею объединения «Нафтогаза» и «Газпрома», отмечал, что это невозможно на равных условиях, как Украина хотела бы, и в то же время Украина не согласна участвовать и в роли миноритария в таком союзе.

Подробности
 

You may also like...