Приказ не «кошмарить» бизнес дал странный эффект: чиновники стали брать реже, но больше
Запрет на внеплановые проверки малого и среднего бизнеса без согласования с прокурорами, который действует уже второй год, облегчения предпринимателям не принес. На днях Генпрокуратура представила данные, свидетельствующие о значительном сокращении числа таких проверок. Однако сами предприниматели отмечают: легче не стало, поскольку теперь чиновники стали брать реже, но больше, пишут «Новые известия».
Как отмечает издание, визитов проверяющих стало меньше, зато едва ли не каждый из них заканчивается для бизнеса плачевно. Контролеры приходят для того, чтобы найти хоть какое-то нарушение во что бы то ни стало. Плохо скрываемая изощренность проверок, по мнению предпринимателей, приводит к росту коррупции. В таких условиях постепенно забывается, что изначальная идея государственного контроля – не мешать, а помогать бизнесу работать.
По информации Генпрокуратуры, в первом полугодии этого года было рассмотрено около 20 тысяч обращений органов контроля всех уровней о согласовании внеплановых проверок предпринимателей. Для сравнения: во втором полугодии 2009 года их было более 26 тысяч. Прокуроры считают, что такая динамика говорит о том, что представители надзорных органов стали более взвешенно подходить к осуществлению своих функций. Иными словами, понимая, что разрешение на «визит к бизнесу» можно и не получить, контролеры стали менее активными. Однако на деле выходит иначе.
«Да, количество проверок со стороны различных служб уменьшается, но в статистику прокуратуры не попадает налоговая инспекция, которая, наоборот, активизировалась, – заметил по этому поводу управляющий директор исполкома «Деловой России» Николай Остарков. – Со стороны налоговиков контроль заметно усилился, поскольку у них есть возможность проверять бизнес внепланово, что они и делают».
Слова эксперта подтверждает статистика. По данным опроса ВЦИОМ, чаще всего бизнес жалуется именно на безудержную активность налоговой инспекции. Сегодня 65% предпринимателей говорят, что налоговики мешают им работать, в то время как в 2007 году таковых было 43%.
Однако и другие надзорные органы, несмотря на то что число проверок уменьшилось, судя по всему, свое давление на бизнес не снизили. По крайней мере, в глазах предпринимателей, на втором месте среди тех, кто не дает им нормально действовать, оказалась Государственная противопожарная служба (50%). Также развитию бизнеса существенно мешает деятельность местных администраций (42%), работа Ростехнадзора (41%) и Роспотребнадзора (40%). Кроме того, среди государственных структур, на которые бизнес жалуется чаще всего, числятся лицензирующие органы (38%) и региональные администрации (31%).
Принеся в жертву количественные показатели, чиновники едва ли не всех надзорных ведомств решили «добирать свое» на качестве проверок. По отзывам предпринимателей, с них стали требовать предъявления для контроля больший, чем прежде, пакет документов, иногда даже больше, чем предусмотрено законом. К тому же они чаще стали слышать намеки на необходимость оплаты услуг. Еще четверть пожаловались на «заказные» проверки. Наконец, по сравнению с 2007 годом выросла доля тех, кто считает действия должностных лиц, осуществляющих проверки, некомпетентными. В таких условиях говорить о том, что в стране складываются партнерские отношения между бизнесом и государством явно затруднительно.
По мнению предпринимателей, власти, ограничив число проверок, теперь должны задуматься о методике их проведения, качестве, а главное – о конечной цели. Ведь от того, что чиновник теперь за один раз «уносит» столько, сколько прежде он мог взять за три «визита», никому легче не стало: ни бюджету, ни бизнесу. Если государство действительно стремится стать партнером бизнеса, у него должна быть совсем иная философия, отмечает издание.