Банкиры тоже плачут: какие банки в Украине переживут 2012 год
В конце февраля новость об уходе Дмитрия Зинкова с должности председателя правления ОТП Банка буквально переполошила финансовый рынок страны. Уход специалиста , который 12 лет отдал развитию финучреждения, снова заставил участников рынка заговорить о перспективах украинской банковской системы. В частности, о «дочках» европейских структур.
В СМИ тут же появились слухи о возможном слиянии ОТП Банка и Банка Форум: мол, новым предправления станет Тамаш Хак-Ковач, с мая 2010 года возглавляющий подразделения Commerzbank Центральной и Восточной Европы. Однако OTP Bank Plc. опроверг все слухи и объяснил принятое решение «необходимостью повышения эффективности деятельности банка».
Тамаш Хак-Ковач — профессионал с большим опытом работы в Центральной и Восточной Европе — должен как нельзя лучше справиться с поставленной задачей. Кардинальных изменений в стратегии банка не предвидится, акцент будет сделан на розничном бизнесе.
Решение акционеров понятно. Розничное кредитование (в частности кредитные карты, POS- и Кеш-кредиты), наверное, одно из немногих направлений бизнеса, которое в 2012 году не просто продемонстрирует рост, но и будет приносить прибыль. По прогнозам экспертов Форума ведущих международных финансовых учреждений, в 2012-м активы банковской системы вырастут всего на 8,6% по сравнению с 2011-м, а кредитный портфель банков — на 6,9%.
Повторять докризисные «рекорды», когда банковский рынок рос на 40–50% в год, у западных акционеров нет ни возможностей, ни желания. Вкладывать в развитие украинского бизнеса они сейчас не готовы — заняты своими штаб-квартирными проблемами. До июня 2012 года европейские банки обязаны привести баланс в соответствие с новыми нормами финансового регулятора.
Одно из основных требований — повысить уровень достаточности капитала до 9%. Стресс-тесты, проведенные осенью прошлого года, показали, что европейским финансовым институтам необходимо докапитализироваться на сумму свыше EUR100 млрд. Но свободных средств на мировых рынках нет, поэтому единственный доступный вариант — избавиться от части активов.
«Собственники будут сокращать присутствие в первую очередь в неприбыльных или бесперспективных регионах», — предполагает предправления Правэкс-Банка Сергей Наумов. Украина пока не является приоритетным рынком.
С одной стороны, рост активов, более чем в два раза превышающий рост ВВП, — это уже немало. Но на большее нет средств. Чтобы кредитовать экономику, нужны долгосрочные ресурсы, основной источник которых — средства пенсионных и инвестфондов. Однако когда пенсионная реформа в Украине заработает в полную силу — неизвестно. В лучшем случае длинные «пенсионные» деньги появятся у банков не раньше, чем через пять лет.
Пугает инвесторов и высокая стоимость кредитов. В стране, где официальный уровень инфляции ниже 5% (почти как в Великобритании), ставки выше 20% годовых кажутся необоснованно завышенными. В 2012 году существенного снижения ставок не будет. «Ситуация с ликвидностью остается довольно сложной, поэтому возможностей выдавать дешевые кредиты тоже нет», — отмечают эксперты Форума ведущих международных финансовых учреждений.
Хотя директор генерального департамента денежно-кредитной политики Нацбанка Елена Щербакова уверена, что «будет тренд на снижение кредитных ставок. НБУ и банки к этому стремятся и над этим работают». В любом случае, результаты этой работы если и будут видны, то еще очень нескоро.
«Слабым местом» банкиров продолжают оставаться и проблемные кредиты. Если верить Нацбанку, по итогам 2011 года доля проблемной задолженности в финучреждениях сократилась до 9,61%. Но реальные показатели намного выше — как минимум 30–40%. Банкиры признаются, что работа с проблемными активами малоэффективна: законных действенных механизмов возврата долгов в Украине так и не появилось.
Доля проблемной задолженности уменьшается в основном за счет «размывания» портфеля новыми займами, к выдаче которых банки подходят иногда даже чересчур щепетильно. «В новом портфеле проблемных или даже просроченных кредитов — менее 1%», — подсчитывает предправления Райффайзен Банка Аваль Владимир Лавренчук. Когда у банков появилась возможность списывать проблемную задолженность, этим многие воспользовались. Такой шаг позволяет «высвободить» резервы, сформированные под просроченные кредиты.
Западные банкиры лишены оптимизма: они определяют два основных сценария развития украинской экономики. Согласно первому, U-образному, сценарию (вероятность — 70%), в ближайшие годы экономика будет стагнировать, после чего возможен резкий рост. Второй, W-образный, сценарий, предрекает нам еще одну волну кризиса. Но несмотря на трудности, говорить о том, что с украинского рынка будут массово уходить европейские банки, преждевременно.
«Наш бизнес в значительной степени зависит от текущей ситуации в Украине», — объясняет Яннис Кириакопулос, председатель набсовета Пиреус Банка. К тому же объемы банковских операций группы «Пиреус Банк» в Украине очень невелики по сравнению с операциями в других странах присутствия (такая ситуация характерна для большинства иностранных финансовых структур). Поэтому даже в случае успешной продажи (что в нынешних условиях, мягко говоря, маловероятно) выручат собственники немного. А если дочерние банки смогут работать без материнской поддержки, избавляться от них и вовсе нет смысла.
До конца 2012-го доля иностранного капитала в украинской банковской системе либо не изменится, либо немного вырастет — например, за счет российских банков, которые сейчас возобновили агрессивную экспансию на украинском рынке. Правда, финструктуры с украинскими собственниками не будут отступать от российских коллег: вряд ли захотят терять позиции на своей же территории.
Автор: Виктория Руденко, КОНТРАКТЫ
Tweet