Территориальная оборона у границы с врагом: реальность или показуха?
Больше двух лет прошло с момента, когда война на Востоке Украины превратилась в позиционную. «Ни войны, ни мира». Наши бойцы на Донбассе гибнут почти каждый день, но за пределами Луганской и Донецкой области большинство людей живут мирной жизнью, как будто ничего не происходит. И вторжение со стороны России снова кажется большинству нереальным. Как в 2013 году.
Показательные учения
В конце марта в Харьковской области проводили показательные занятия для районных комиссаров-начальников штабов территориальной обороны. Их назвали инструктажно-методическими – мол, начальники штабов после этой отработки отправятся передавать знания своим отрядам.
Штурм здания, освобождение заложников, работа со взрывоопасными предметами, тактическая медицина – все это за несколько часов. Телевизионщики отсняли нормальную картинку с задымлением, пробежкой в выкладке и стрельбой холостыми. На этом фоне хорошо смотрелась руководитель обладминистрации Юлия Светличная.
Но слушать ее было невозможно: несмотря на юный (для губернаторства) возраст – 32 года – она говорила, как Брежнев перед XXVI съездом КПСС.
– Сегодня стоит четкая, но очень серьезная (!!!) задача: системно организовать подготовку отрядов территориальной обороны с привлечением воинов АТО, ветеранов АТО, военных и общественных организаций. Я могу вам сегодня сказать, что еще не все районные военкоматы дотягивают до оценки «удовлетворительно». Есть над чем работать и есть к чему стремиться. Вся комплексная работа по подготовке территориальной обороны может стать ядром по укреплению обороноспособности каждого района не только города Харькова, а и всей нашей Харьковской области.
Спич тем более странный, что больше года назад была принята программа ТРО, на нее выделена куча денег (5,7 миллиона гривен). Предшественник Светличной в губернаторском кресле Игорь Райнин (ныне глава Администрации президента) вроде даже отчитывался об успехах.
А вот поди ж ты – «системно организовать» надо только теперь, и отряды ТРО только «могут стать» ядром обороны. Когда же станут? Когда русские танки подкатятся к Парку Горького по Белгородскому шоссе?
Картинку смазали вдобавок рядовые участники отрядов теробороны, которые попытались попасть на территорию базы, где проводились учения, чтобы пообщаться с руководством области. Их не пустили, но вопросы подхватила пресса.
«Волонтерам здесь не место»
Харьковщина – особый регион. Из-за близости к России (от областного центра до границы – 30 км, как от Луганска) тут сильны пророссийские настроения. В то же время это и форпост проукраинских сил. Марши на Покрова собирают тысячи людей под желто-синими и красно-черными знаменами без всяких разнарядок из ОГА. До введения обязаловки на День вышиванки собирались сотни человек по зову души.
И хотя все признают, что город не стал в 2014 частью «Новороссии» благодаря решительным действиям винницкого «Ягуара» (а не общественным активистам), именно харьковчане тогда же стали ядром батальона «Азов», а харьковские ультрас подарили миру хит «Путин – х*йло!»
2014 год, да и начало 15-го, область была в жестком напряге. То и дело сообщалось о диверсиях и терактах. Поток бежавших от войны луганчан и дончан приносил тревожные новости, регион будоражили слухи о концентрации российских войск у границ области. Обычными были обсуждения – добьют до Харькова «Грады» или нет? А «Ураган»? А «Точка-У»?
В регионе действовало много волонтерских групп, часть из них занималась непосредственно помощью армии и добровольческим батальонам. Помимо «Азова», который почти с самого начала перестал ассоциироваться с Харьковом, тут появились добровольческая рота «Схидный корпус» и одноименная военно-патриотическая организация.
Были попытки сформировать вменяемую самооборону. В январе 2015 года тогдашний глава Харьковской области Игорь Балута участвовал во всеукраинском съезде представителей местных самооборон. Съезд проходил в Харькове. Тогда Балута говорил, что фактически готов централизованный тренировочный центр, что планируется еще минимум 2 в области. Но вскоре Балуту сняли, а тренировочного центра у теробороны так и не появилось.
Это были горячие дни на Донбассе, до трагических событий в Дебальцево оставалось две недели. И активисты поднимали вопрос об оружии: хватит ли его, чтобы раздать тем, кто готов сражаться за свою землю? Им отвечали, что в случае надобности подвезут дня за 3-4.
– Город Харьков не планируется оборонять волонтерскими организациями, – добавил тогдашний зам областного военкома подполковник Беда. – Генеральным штабом разработаны реальные планы по защите города. Город Харьков будут оборонять войска оперативного командования «Юг». Планы утверждены, готовится уже третья линия обороны. Поэтому если кто-то думает, что волонтерские организации будут занимать оборону, то это немного неправильно.
«Программа ремонта военкоматов»?
С тех пор многое поменялось. Жизнь вошла в колею. Многие переселенцы покинули регион, другие обжились и стали харьковчанами. Раненых в госпиталь везут каждый день, но это не на виду. Общая умиротворенность сказалась и на нынешнем состоянии теробороны.
Директор департамента оборонной и мобилизационной работы Алексей Максимов заверяет, что все в порядке. И деньги выделяются, и тренировки проводятся.
– Деньги выделены, перечислены военкомату. Как только будет это возможно (там сложный механизм бюджетный), они будут использованы по назначению. Там определен и мой контроль (моей структуры), и общественные организации я попросил подключиться. И если там хоть одна бюджетная копейка уйдет не в ту сторону, я лично голову сверну, – сказал Максимов в комментарии «РГ».
Но мнение его про то, что все в ОК с теробороной на Харьковщине, разделяют не все. Например, Александр Горбатенко, который в свое время много сделал для общественной организации «Схидный корпус». В недавнем прошлом он – член координационной группы, созданной решением штаба ТРО Харьковской области.
– Я на последнем штабе в присутствии всех силовиков сказал, что это не программа ТРО! Это программа ремонта военкоматов, обеспечения военкоматов оргтехникой и топливом, – говорит Горбатенко. – И лишь малая часть – на экипировку. Кстати, по прошлым перевозкам мы в ответе на депутатский запрос увидели, что вместо перевозок личного состава ТРО они возили на сборы резервистов.
В запланированных закупках на этот год, добавляет он, – примерно то же самое. Он был одним из тех теробороновцев, которые 18 марта пытались пробиться для разговора с губернатором Юлией Светличной. И тогда же говорил о тревожном положении дел в ТРО. За прошедшие 2,5 месяца он изменений к лучшему не видит.
А что касается общественного контроля – координационную группу распустили. Объяснили, что для нее «нет юридических оснований».
Альтернативная тероборона
– Тренировки, которые сейчас проводятся, носят исключительно показательный характер, поэтому много людей отошло от движения. К тому же тренировки теперь только для тех, кто годен к строевой службе. Всех остальных на тренировки не допускают. Хотя люди, которые не годны в мирное время, в военное станут в строй, как и резервисты ТРО, – говорит Горбатенко.
Деньги, предусмотренные на территориальную оборону, уже пустил на ремонт казарм облвоенкомат, и то же самое планирует танковое училище. Последнее – распорядитель средств по созданию тренировочной базы на принадлежащем ему 220-му военному городку. Пока что база не оборудована.
Все это стало причиной создания альтернативной территориальной обороны под эгидой общественной организации «Український легіон». По словам активиста, харьковская ее ячейка будет сотрудничать с официальной ТРО и участвовать в военкоматовских тренировках. Но помимо этого, есть у «легионеров» есть и собственная программа обучения.
– Это в течение недели вечерние лекции и рукопашный бой, в выходные – полевые выходы по тактике и медицине. Единственное чего нам не хватает, так это тренировочного оружия. Будем общаться с бизнесом, чтоб помогли, а пока будем заниматься с самодельными макетами.
Официальная тероборона, по словам директора департамента оборонной и мобилизационной работы ОГА Алексея Максимова, занятия продолжает, и буквально 27 мая были большие учения с привлечением бронетехники. Они проходили как раз в упомянутом 220-м военном городке. Максимов говорит, что в тренировочных площадках не отказывают ни Национальная гвардия, ни МВД, ни ВСУ, ни вузы.
Хотя начальник Харьковского медиа-центра Минобороны Дмитрий Горбунов признает, что и по месту проведения тренировок, и по обеспечению ТРО есть вопросы.
– Есть в области районы, где отлично проводится подготовка. Потому что там райадминистрации понимающие, потому что там патриотов, участников АТО побольше, – говорит Горбунов. – В Змиевском районе – там самый лучший отряд ТРО. Хвалят и ТРО Немышлянского (бывш. Фрунзенский) район Харькова. А есть депрессивные районы, где людям на выходных некогда заниматься теробороной. Это же добровольческие отряды, там зарплату никто не получает, наоборот, – форму, экипировку за свои деньги люди покупают. То есть это патриоты с большой буквы. Но невозможно же заставить быть патриотом.
Автор: Александр Белокобыльский, «РГ»
Tweet