Глубинные реформы МВД Украины – хаос и деградация?
Процесс нынешнего так называемого реформирования правоохранительной системы МВД Украины подвергается все большей критике в адрес власти и руководства органа со стороны общества. Количество скандалов в работе полиции – зашкаливает. Однако далеко не всегда можно услышать конструктивные предложения относительно того, а как же это реформирование должно происходить.
Ихдание Hubs опубликовало точку зрения человека, который более 20 лет работал в правоохранительных органах – Григория Мамки, заслуженного юриста Украины, экс-замначальника Главного следственного управления Национальной полиции (укр.):
Григорий Мамка, заслуженный юрист Украины, экс-замначальника Главного следственного управления Национальной полиции
Разве что ленивый не говорит о том, что «реформа» полиции в Украине происходит сейчас только в Фейсбуке. Визуальная картинка создана за счет патрульной полиции, к работе которой также огромная куча вопросов. Но это тема другого, отдельного материала. Сейчас, только в трех наглядных примерах, предлагаю читателям почувствовать весь хаос, в который на самом деле преобразована структура МВД и Нацполиции. И понять, что реальность не имеет ничего общего с красивыми постами в социальных сетях от советников министра.
Пример 1. Дорожная полиция
Ее недавний запуск сопровождался традиционно масштабной медийной поддержкой. В этом ничего плохого нет, если бы не ключевые «но»:
-
Процессуальные полномочия отсутствуют. Остановив авто, патрульные должны назвать одно из 9 оснований, указанных в законе «О Национальной полиции». Доказать нарушение водителем скоростного режима должны специальные сертифицированные устройства. В случае фиксации превышения скорости патрульные получат право остановить нарушителя и привлечь его к ответственности на месте. Но до сих пор даже о модели такого измерительного устройства в Нацполиции НЕ ИЗВЕСТНО, не говоря о его сертификации. Также пока нет никаких нормативных актов, регулирующих процедуру обработки ВИДЕОФАКТОВ компетентными органам. Есть только заявления господина Авакова, что на камеры нужно 1 500 000 000 долларов.
-
Дорожная полиция лишена возможности осуществления так называемых «слепых» проверок на трезвость водителя, благодаря которым создавался эффект внезапности. Потому что, опять же не имеет полномочий
-
Точно не известно сколько реально заработало патрульных экипажей, сервисных пунктов (старое название – стационарный пост). Обещают через год выйти на красивые цифры, но примеры «реформы» МВД, которые приводится ниже, красноречиво говорят о том, что на них надеяться не стоит.
Пример 2. Детективы
Еще в 2014 году команда нынешнего руководства МВД заявляла, что введет позицию так называемых «детективов». Кто они будут, какие полномочия, откуда возьмутся – никто не объяснил. В середине мая текущего года, начали опять говорить о детективах.
И снова красивые заголовки прессы: «с 16 мая в Украине будет действовать новое подразделение полицейских – детективы, которое объединит бывших «оперов» и следователей уголовной полиции».
Правда не рассказывают, что в прессе они детективы, а в удостоверениях – следователи, потому что нет необходимых законодательных изменений и о детективах ни словом не упомянуто ни в одном нормативном акте Украины. Все это называют экспериментом, который ввели в отдельных районах 8 областей. Ранее такие «эксперименты» проводили по Киевской области. Так что без анализа последствий, публичного доклада обществу, продолжают умножать хаос в структуре и назвать это «экспериментом». У меня вопрос – какие процессуальные полномочия будут иметь эти «Шерлоки Холмсы»? Кто ответит за последствия? Думаю ни одном юристу не надо объяснять, какой процессуальный статус у документа, выданного лицом, не наделенным полномочиями и статус которого не определен в КПК.
Пример 3. Структурная дезорганизация
Мы сейчас имеем структуру МВД и структуру Нацполиции. В регионах это превратилось в полную структурную дезорганизацию. Например, руководителю областного управления МВД не подчиняется патрульная полиция, подразделение по защите экономики, подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Все это приводит к тому, что в два раза уменьшилось количество выявленных наркопритонов по регионам. Это особенно опасно, потому что каждое третье преступление связано с наркотиками.
Помнится, год назад Генпрокурор Луценко упрекал «реформаторку» Деканоидзе «Начальник гарнизона, он же начальник УМВД, должен руководить всеми своими подразделениями. Без этого спрашивать с него за состояние дел абсурдно. Сегодня у них обрезаны полномочия ». Говорил и о том, что расформировав УБОП – не заменили его ничем и лучшие специалисты были потеряны.
Но «воз и ныне там». Уже и Деканоидзе снова эмигрировала в Грузию после того, как наделала здесь беды, а структурный хаос полиции только усиливается.
***
Пока ситуация качественно не изменится – об этом нужно говорить публично. Системе и реформе МВД нужны профессиональные, качественные изменения, а не пиар и хаос. Нельзя полицейский орган ставить в заложники от чьих-то политических интересов.
Беда нашей страны не только в коррупции и агрессивном соседк, как считает большинство. Самая главная – это профессиональная деградация в большинстве сфер: от правоохранительной системы к образованию, от медицины до экономики. И именно эта ползучая деградация способна нас уничтожить.