Каким должен быть закон о легализации авто на «бляхах»
Сложилась критическая ситуация: из-за пробелов в законодательстве в Украину завезено, по некоторым данным, около 1,5 млн нерастаможенных автомобилей В течение нескольких месяцев парламент обещает решить проблему легализации авто на иностранной регистрации. В комитете ВР по вопросам налоговой и таможенной политики уверяют, что новый законопроект будет компромиссным и появится уже в ноябре.
Надо учесть правовые основы Евросоюза при решении этой сложной проблемы, как отмечено в соответствующем Указе Президента №146/2017. Но есть риск, что исправляя одни ошибки, парламентарии допустят другие, не менее системные.
Сложилась критическая ситуация: из-за пробелов в законодательстве в Украину завезено, по некоторым данным, около 1,5 млн нерастаможенных автомобилей. Полиция не имеет механизмов отслеживания законности их пребывания, а серые схемы ввоза работают достаточно эффективно.
Неконтролируемость этого процесса угрожает системе безопасности на дорогах. Откладывать решение проблемы невозможно, потому что количество нелегальных иномарок растет в геометрической прогрессии – автовладельцы понимают, что просто конфисковать такую массу транспорта власть не сможет. И продолжают покупать дешевые «евробляхи», несмотря на предупреждения властных органов о штрафах и конфискации.
Какие правовые нормы нужно принять, чтобы прекратить нелегальный ввоз авто на еврономерах?
Казалось бы, законодательство Украины достаточно жестко ограничивает право импорта подержанных иномарок. Но полулегальные схемы процветают, потому что есть спрос и даже ажиотаж среди малоимущих украинцев. Действующее законодательство предусматривает, что все автомобили, ввезенные резидентами, должны быть растаможены. Импортировать разрешается только транспортные средства, соответствующие экологическим нормам не ниже Евро-5.
По сниженным ставкам акциза украинцам разрешено ввозить автомобили не старше семи лет, причем такие льготные ставки действуют, если завозится не более одного автомобиля в течение года, а продать его собственник сможет только через год, иначе льгота отменяется и придется доплатить налог.
В Верховной Раде зарегистрировано сразу несколько законопроектов, которые вносят изменения этих норм.
Со следующего года легальный импорт остановится?
Общественные активисты выступают за отмену нормы «Евро» для ввоза подержанных иномарок. И это как раз дельное требование, оно не диссонирует с правом ЕС.
В парламенте зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Про некоторые вопросы ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» относительно формирования цивилизованного рынка подержанных автомобилей» № 5561.
Им предлагается не применять требования экологических стандартов «Евро» для подержанного транспорта, только для нового. Для старых авто авторы новации вводят обязательный технический осмотр, но отменяют обязательную сертификацию.
Практика большинства государств-членов ЕС и исследования европейского рынка подержанных авто свидетельствует об отсутствии запрета на такой импорт (данные приводит Европейская комиссия).
Европейцы пытаются бороться с ввозом автомобилей с высокими уровнями выброса фискальными методами – ставки налогов на импорт/регистрации/использования увеличиваются в зависимости от количества вредных выбросов в атмосферу и/или от года выпуска автомобиля. Законопроект №5561 предлагает проводить обязательный технический осмотр автомобилей, которые ввозятся на территорию Украины, в том числе на соответствие требованиям к вредным выбросам.
Можно согласиться с авторами законопроекта в том, что введение экологических стандартов «Евро-5» с 1 января 2016 года способствовало значительному снижению количества легально импортированных подержанных легковых автомобилей в Украину.
Вместе с тем поступления в бюджет уменьшились, тогда как нелегальный импорт продолжает расти. Частично оживило легальный рынок лишь временное введение пониженных ставок акцизов на подержанные автомобили до конца 2017 года (Закон 1389-VIII «О внесении изменений в подразделения 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка подержанных транспортных средств»).
С начала 2018 года есть риск фактического прекращения импорта подержанных легковых автомобилей, потому что в действие должен вступить стандарт «Евро-6». Легковые автомобили этого стандарта в Европе начали изготавливать в 2014 году. Поэтому, без отмены положения о евростандарте для подержанных авто ситуация рискует еще больше обостриться – ведь большинство граждан ввозят самый дешевый сегмент иномарок, им просто не по карману купить Ауди или Фольксваген не старше трех лет.
Дельные уточнения предусматривают законопроекты «О внесении изменений в статью 2 Закона Украины «Про некоторые вопросы ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» (относительно усовершенствования норм Закона Украины)» № 5470, 5470-д. В частности, они отменяют положение о пропуске на территорию Украины только транспортных средств, которые отвечают экологическим нормам.
Согласно действующему законодательству, проверка авто на соблюдение экологических норм осуществляется дважды: на таможне и при проведении государственной регистрации.
Зато законопроекты №5470, 5470-д предлагают проводить такой контроль только во время госрегистрации, чтобы иметь возможность переоборудовать авто уже на территории Украины.
Обе инициативы не противоречат праву ЕС и могут быть приняты, что позволит частично решить проблемы с растаможкой иномарок и снять социальное напряжение.
Акцизы и искажения конкуренции
На сегодня еще действуют сниженные ставки акцизов на импорт подержанных авто, они позволяют удешевить растаможку на 30-40%. Но соответствующий закон (№1389-VIII, его условно называют «законом о снижении акциза») утратит силу с 2019 года.
Однако, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5562, которым предлагается продлить действие этих норм до 31 декабря 2020 года. Также законопроект предлагает снять ограничения на применение этих ставок (пока что разрешается по льготным акцизам пригнать из-за рубежа не более одного авто в течение года и продать его не раньше, чем через год).
Если документ примут, по сниженным ставкам смогут также ввозить автомобили старше 2010 года выпуска.
Вопрос акциза на авто, бывшие в использовании, не регламентируется на уровне законодательства ЕС.
Следовательно, и этот проект закона не противоречит обязательствам Украины по Соглашению об ассоциации и праву ЕС – действие льготных акцизов на подержанные авто можно продолжить.
Авторы инициативы считают, что такие послабления должны были бы уменьшить уровень тенизации рынка и способствовали бы сбалансированию таможенной политики.
Что характерно, все три законопроекта создали бы равные условия для автовладельцев, как для тех, которые уже сейчас ввозят иномарки, так и для тех, которые только планируют это сделать.
Звучат инициативы и иного характера – закрыть границу для подержанных авто по нелегальным схемам, позволить тем, кто уже ввез такие авто, растаможить их по льготным ставкам, а законодательство оставить таким, как есть.
Но при этом получим несколько новых проблем. Во-первых, уровень напряжения в обществе возрастет, ведь очень небольшая часть желающих может ввозить авто не старше 2014 года. Во-вторых, преференции лишь для определенной категории граждан, тем более нарушителей законодательства, искажают свободный рынок и конкуренцию, а это абсолютно не соответствует стандартам и принципам ЕС.
В любом случае, решать должен законодатель.
Запреты пишут, чтобы их нарушать…
Но точно имеем один из законопроектов, который не соответствует праву ЕС. И именно его поддерживают автовладельцы нелегальных иномарок. Это законопроект «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно урегулирования транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования)» №5567.
Авторы документа предлагают разрешить резидентам за небольшую плату ввозить подержанные авто и пользоваться ими без растаможки в течение года, после чего еще раз уплатить соответствующие ставки налогов и еще год ездить без проблем. Казалось бы, простой и понятный механизм.
Однако он не соответствует статье 162 Регламента ЕС № 450/2008, а также статье 250 Регламента ЕС № 952/2013, которыми режим временного ввоза товаров с возможным полным или частичным освобождением от пошлин предусмотрен только для нерезидента.
Этот же принцип закреплен и в Стамбульской конвенции о временном ввозе. Стамбульской конвенцией указано, что для получения прав на льготы транспортные средства должны быть зарегистрированными на территории, которая не является территорией временного ввоза, на имя лица, которое зарегистрировано или постоянно проживает за пределами территории временного ввоза, и ввозиться и использоваться лицами, которые осуществляют свою деятельность по такой территории (статья 5, приложение С).
Другими словами, нет другого пути, чем растаможка авто на «евробляхах», которые фактически принадлежат гражданам Украины, а номинально – европейцам. И, конечно, все эти схемы оформления по несколько тысяч таких иномарок на одну фирму в Польше, Литве, очень легко прикрыть.
Но есть вопрос, что будет предложено в пику? Льготное растаможивание только уже ввезенных «евроблях»? Временное продление действия сниженных акцизных ставок и снятия ограничений на такой льготный импорт? Или компиляция нескольких законодательных инициатив? Пока что вопросов больше, чем ответов.
Понятно лишь то, что проблему надо решать комплексно, вырабатывая определенную стратегию в этой сфере с учетом опыта европейских стран. Иначе, изменяя законодательство в режиме «тушения пожара», будем получать новые правовые пробелы, новые-старые схемы. Потому что есть колоссальный спрос и непомерные, по сравнению с европейскими, требования к автовладельцам. Именно это создает поиск новых, откровенно неправовых, антиевропейских путей для нелегального автоимпорта. Впечатление такое, что запреты пишутся именно для того, чтобы их нарушать.
Автор: Руслан Ткаченко, эксперт Парламентской экспертной группы по евроинтеграции, ЭСПРЕСО