Почему снятые 40—60 миллиардов долларов не спешат возвращаться в экономику
По самым разным оценкам вкладчики украинских банков сняли со счетов 40—60 миллиардов долларов. Эта сумма, как минимум, в три раза превышает общую сумму кредита МВФ (16,4 миллиарда долларов), которую в течение нескольких лет, может, еще только предстоит получить Украине. И это то, чего не хватает правительству для практической реализации антикризисных мер. То есть деньги для нового разогрева экономики в Украине есть, и немалые. Но население не спешит возвращать их в банки. Точнее, на практике, оно из банков не все и забирало…
В последнее время стало проблематичным найти свободную банковскую ячейку. Именно в них перекочевали обналиченные вклады украинцев. И хотя процентов за это банки не выплачивают, наоборот, за ячейку приходиться платить, украинцы сейчас охотно идут на это. Кризис снизил цены на многие товары. И те, кто «ушел в кэш», выжидают, когда они упадут еще ниже, чтобы скупиться по дешевке. Но для этого необходимо иметь возможность быстро вынуть из загашника деньги, что и обеспечивает банковская ячейка. Сейчас она гораздо выгодней депозита, так как многие банки все равно не выплачивают по ним проценты, да и деньги снять со своего счета в них довольно проблематично.
Понятно, что бизнес уже давно просчитал все эти варианты. И сейчас между различными его секторами разворачивается ожесточенная борьба за снятые с банковских счетов деньги. Основными конкурентами за это являются те же банки, строители, торговцы недвижимостью и ряд других инвестиционно привлекательных секторов, например — вложения в драгоценные металлы.
Многие финучреждения повышают проценты по вкладам, уменьшают срок депозитов, активно рекламируют свои услуги, подчеркивая свою надежность и оперативность в выдаче денег. Но 30—40% за кредит в гривне, которые требуют те немногие украинские банки, которые еще не свернули свои кредитные операции для населения, свидетельствуют о том, что с кредитными ресурсами у банков большие проблемы, хоть они и привычно объясняют цену кредита большими политическими и экономическими рисками в Украине.
Интересно, что банки давно уже именно этим объясняют высокую, в разы превышающую западную, стоимость заемных средств, которая влияет практически на все цены в Украине. То есть деньги за высокие риски они уже взяли в виде высоких процентов за кредит и продолжают брать их со своих клиентов, даже увеличивая их под шумок кризиса. Похоже, что украинские политики старательно выполняют именно этот, самый главный заказ отечественного и международного капитала — создавать условия для высокой платы за риски работы в Украине.
Но, как показал финансовый кризис, взять на себя уже оплаченные клиентами расходы в случае непредвиденной ситуации, банки не спешат. Наоборот, во время кризиса они решают свои проблемы за деньги вкладчиков, а не уменьшают свои прибыли, выполняя условия депозитных договоров. Чтобы не возвращать деньги вкладчикам, банкиры предпочитают обращаться к Нацбанку с просьбами о введении временной администрации, которая по их расчетам все спишет. И в этом им активно помогают Нацбанк и правительство, вводя временные администрации то в одном, то в другом банке.
Удивительное рядом. Во время кризиса зарплаты и премии топ-менеджеров банков, как показывает статистика, растут в разы. Не за деньги ли вкладчиков, которые они не спешат им возвращать, хотя срок депозитного договора уже давно истек?
А дальше за эти же бесплатно одолженные у населения средства может последовать скупка подешевевшего жилья и других активов в Украине. Так что вопрос: «Когда деньги украинских вкладчиков вернуться в финансовую систему страны и начнут работать на экономику?» корректней было бы сформулировать так: «Когда замороженные вклады украинцев перестанут обогащать банкиров и собственников банков и вернуться к их владельцам?» Но украинская власть почему-то не спешит задать этот закономерно вытекающий из кризиса вопрос украинским финансистам.
Понятно, что в ситуации такого хамского обращения с клиентами, вкладчики украинских банков уже не скоро вернуться в них. Ведь перед ними даже не извинились. Не сказали, когда отдадут деньги и что собираются сделать для этого. Просто захлопнули двери перед носом и все. Хотя при заключении депозитных договоров менеджеры старательно записывали электронные адреса и номера телефонов вкладчиков. На случай, как объясняли они, форс-мажора. И вот непредвиденные обстоятельства наступили. Но ни звонков, ни писем с извинениями и информацией о том, что будет с их вкладами дальше, клиенты банков так и не получили. Что происходит с их деньгами, они узнают не от председателей правлений банков и их заместителей, а из газет. Хотя при заходе в Украину мировые финансовые учреждения охотно рассказывали о высоких стандартах работы, которые они привнесут в украинскую экономику. Похоже, что гранды мирового бизнеса позабыли эти стандарты на Западе, собираясь на работу в Украину.
Несмотря на заманчивые предложения, которые звучат со всех сторон, наученные горьким опытом люди теперь очень неохотно расстаются с наличностью. Именно в этом — главная опасность кризиса. Не только отдельные сектора экономики, но и вся страна Украина потеряла доверие собственных граждан, как государство, гарантирующее сохранность вкладов и возможности цивилизованного ведения бизнеса. Лучшее, что может сделать в этой ситуации украинский вкладчик — это спрятать свои деньги в чулок и переждать кризис. Что сейчас, собственно, и происходит.
Украинская власть должна перестать призывать вкладчиков возобновить доверие к банковской системе. А, заставив банки начать возвращать депозиты граждан, продемонстрировать, что она не отдаст свой собственный народ на растерзание мировых и отечественных финансовых воротил. Без этого в условиях кризиса зарплаты украинцев будут меньше, а прибыли чиновников и бизнесменов — больше. Кризис для банкиров — самое время ковать деньги. Замороженными вкладами граждан они могут распоряжаться как угодно, создавая прочное финансовое будущее для своих семей, а не владельцев вкладов.
Михаил МИЩИШИН, газета «День»
Tweet