Набили цену. Почему продукты в Украине стоят дорого
Супермаркеты с мировыми именами не спешат выходить на украинский рынок. Из-за этого покупатели ещё долго будут переплачивать за продукты. Дело в величине наценки, которая здесь и там порой отличается в несколько раз: в мире продают товары с накруткой 8–12% от стоимости товара, а у нас приплюсовывают в среднем 20%.
В нынешнем году международная консалтинговая компания AT Kearney, ежегодно оценивающая состояние розничной торговли во всём мире, исключила Украину из списка стран, привлекательных для инвестирования в ритейл. Это хорошая новость для украинских сетей супермаркетов, которым сильные конкуренты и передел рынка совсем ни к чему, и плохое известие для потребителей.
Ведь им придётся и дальше мириться с низким уровнем обслуживания в украинских магазинах и покупать товары дороже, чем в Европе. Дело в величине наценки, которая здесь и там порой отличается в несколько раз: в мире продают товары с накруткой 8–12% от стоимости товара, а у нас приплюсовывают в среднем 20%.
Разница и в бизнес-моделях: в Украине ритейлеры предпочитают зарабатывать на наценках, за в мире продают товары с накруткой 8–12% от стоимости товара, а у нас приплюсовывают в среднем 20%. Разница и в бизнес-моделях: в Украине ритейлеры предпочитают зарабатывать на наценках, за рубежом – на большом товарообороте рубежом – на большом товарообороте в мире продают товары с накруткой 8–12% от стоимости товара, а у нас приплюсовывают в среднем 20%. Разница и в бизнес-моделях: в Украине ритейлеры предпочитают зарабатывать на наценках, за рубежом – на большом товарообороте .
Чтобы он не упал даже в кризис, многие сети накрутки снижают.
Например, только в течение 2009 года немецкие дискаунтеры Lidl, Aldi и Plus, а также супермаркеты Edeka и Netto двенадцать раз снижали цены на продукты питания. В 2010 году продуктовая потребительская корзина среднего немца стоит 29 евро, а в Украине этот показатель больше в два раза – 60–70 евро.
Порция коррупции
Игорь Гугля, руководитель GT Partners, советует не рассчитывать на то, что в Украине скоро откроются супермаркеты Carrefour или дискаунтеры Lidl
«В Украине сейчас работает около 70 национальных, региональных и локальных сетей супермаркетов, – рассказывает Фокусу Игорь Гугля, директор исследовательской компании GT Partners Ukraine, – из них всего 6 имеют прописку за границей». Среди иностранцев – мировые гиганты Billa, Metro Cash&Carry, Auchan и Real, российская Х5 Retail Group (сеть «Перекрёсток») и прибалтийский Novus. «Остальных пугает коррупция и непрозрачность рынка земли», – утверждает Гугля.
Коррупцию проблемой номер один для развития розницы считает и Сергей Литвиненко, директор департамента внутренней торговли Министерства экономики Украины. «Представители компании Меtrо, например, очень жаловались на произвол местных властей», – рассказывает чиновник. В 2007 году компания больше года конфликтовала с властями Запорожья из-за земельного участка, на котором планировалось построить 15-й гипермаркет сети.
По слухам, городские власти смилостивились лишь только после того, как Metro Сash&Сarry Ukraine перечислила немалую сумму на социальные программы, которые реализует город. Правда, Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций Metro, отрицает связь между благотворительными взносами и решением земельного вопроса. «В Запорожье очень остро стоит вопрос экологии, поэтому и город, и область порекомендовали нам закупить для больниц оборудование, – объяснила г-жа Бабенко. – Мы сами ездим в эти больницы и сами покупаем оборудование. Денег мы не даём».
А вот шведской компании IKEA земельный вопрос решить так и не удалось. Ритейлер, известный своей политикой никогда не давать взяток, много лет безуспешно пытался получить подходящий участок в Киеве для строительства торгового центра. Его открытие было запланировано ещё в 2006 году. В итоге IKEA вовсе отказалась от планов развития в Украине, на воплощение в жизнь которых собиралась потратить около $2,5 млрд.
Но с землёй трудно не только в Киеве и Запорожье. Западная столица – Львов также славится трудностями с получением участков. Из-за этого в почти миллионном Львове на супер- и гипермаркеты приходится не более 20% всей розничной торговли. Остальное – это гастрономы, маленькие магазины и рынки.
Аналитик Dragon Capital Тамара Левченко уверена, что украинская розница восстанавливается слишком медленно, чтобы быть привлекательной для мирового ритейла
Но даже если землю получить удастся, это не гарантия того, что местные власти оставят ритейлера в покое. Следующим шагом может стать настойчивая рекомендация воспользоваться услугами определённых компаний-застройщиков. «У нас в Киеве именно так и произошло, – сообщил Фокусу на условиях анонимности представитель одной из розничных сетей, которая возводит торговые центры в Киеве. – Навязанные нам подрядчики работали плохо, гораздо хуже, чем те компании, которых мы сами отбирали для строительства в других городах. Киевские затягивали сдачу объекта, а поменять строителей мы не могли, не имели права и на штраф, потому что они были «чьи-то».
«Иностранцы в таких условиях не выживают, – резюмирует Тамара Левченко, аналитик инвестиционной компании Dragon Capital, – ни один из продуктовых ритейлеров не развил свою сеть так, как планировал».
Равнение по росту
Виталий Бойко из Украинской торговой гильдии много времени уделяет тому, чтобы показывать иностранцам, что в Украине есть успешные ритейл-проекты
«Экономических предпосылок бояться Украины у иностранных розничных торговцев нет», – утверждает Виталий Бойко, директор консалтинговой компании «Украинская торговая гильдия». По его словам, страна для мировой розницы – непаханое поле, ведь даже в крупных городах почти 30% продуктов питания покупается на рынках.
«Причём это не только мясо и свежие овощи, – уточняет г-н Бойко, – но и крупы, колбасы и сыр». По оценкам Сергея Янчука, руководителя отдела маркетинга «Икс5 Ритейл Групп Украина», ежедневно украинцы тратят на еду более $4 млн. К тому же иностранцам не стоит опасаться и конкуренции со стороны местных игроков. «Рынок насыщен разве что в Киеве, – считает он, – в регионах, даже развитых промышленно и инфраструктурно, для новых игроков места ещё много».
Плюс и в том, как уверяет Тамара Пискунова из Dragon Capital, что вкладывать в строительство или покупку готового бизнеса сейчас дешевле. «Но и срок окупаемости инвестиции из-за кризиса значительно затянется», – замечает эксперт. Впрочем, опыт французской сети Auchan в Украине демонстрирует и другую тенденцию – по оценкам экспертов, ежемесячный оборот многих гипермаркетов этой сети уверенно растёт и в среднем достигает 10 млн. грн. в одной точке. А это значительно больше, чем в аналогичных по площади магазинах украинских ритейлеров.
По итогам 2010 года оборот в торговых точках Auchan может достичь 1,3 млрд. гривен, без учёта двух новых магазинов, открытие которых запланировано на вторую половину года. Ключ к успеху французов в Украине опробован во многих странах – минимальная наценка и отказ от платы за место на полке, что уменьшает себестоимость продукции для производителя. И, похоже, доходы у Auchan в Украине будут только увеличиваться, ведь новые конкуренты у компании появятся не скоро.
«О том, что на украинский рынок в ближайшее время намерена выйти какая-нибудь мировая сеть, даже слухов не ходит», – разводит руками Виталий Бойко из Украинской торговой гильдии. Самыми интересными для мировых торговцев сейчас считаются страны БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай. «А если рассчитывать на выход в Украину новых иностранных операторов, то о таких планах мы узнаем не раньше 2012 года», – добавляет пессимизма Игорь Гугля.
Екатерина Шаповал, Фокус
Tweet