Поле битвы — Киев! Отстоим, славяне?

Киевляне давно привыкли к узаконенному городской администрацией «рэкету» — свои автомобили от уличных флибустьеров 21 века могут спасти разве что счастливые обладатели номерных знаков Верховной Рады и Кабмина. Остальные киевляне зарабатывают себе инфаркт в поисках местечка для парковки на переполненных улицах города. Так решил мэр Леонид Черновецкий. Кто не согласен — тому железным аргументом ездят по городу 50 эвакуаторов. Но революционный дух в гражданах еще теплится. Поэтому иногда в Киеве разыгрываются настоящие сражения за автомобиль. Вы в курсе, что это не законно? В курсе!

Введенная еще бывшим мэром столицы практика временного «похищения» транспортных средств с целью получения «выкупа» здравствует уж второй год. Не в пример другим муниципальным начинаниям. Сколько киевлян успело сократить себе жизнь, попав в ситуацию: вышел — а машины нет? Сколько сотен тысяч (миллионов?) гривен было выкачано из карманов автовладельцев? Кто бы мог подумать, что такие с виду респектабельные люди, как наши чиновники, на самом деле — отъявленные пираты! Их удел — грабить, грабить, грабить…

Хозяева машин, «попавших» на бдительность «рэкетиров», как правило, решают: дать им те деньги, которые требуют, и получить свой автомобиль. Кто не успевает — делает то же самое в «отстойниках» для эвакуированных машин. Кое-кто пишет заявления в ГАИ, кое-кто обращается в суд, но практически никто не решается противостоять «рэкету» по факту рэкета! То есть препятствовать всеми доступными средствами подъему машины на эвакуатор или отвозу ее в отстойник. Именно на второй вариант решился один из киевлян.

Как Ленин в старые добрые революционные времена — на броневик, он забрался непосредственно на эвакуатор, куда бдительные «рэкетиры» уже успели поставить его «Шкоду». И оттуда вел все «переговоры» с представителями «Закона» — инспектором ГАИ и «стайкой» эвакуаторщиков.

Киев, улица Красноармейская, четверг, вечер. Борьба за автомобиль. Это уже кажется привычным, не правда ли? Дальше ничего привычного не будет.

«Шкоду» успели поднять на эвакуатор, но не успели увезти. Появляется владелец и спрашивает у инспектора ГАИ об основаниях этой, фактически, конфискации. Сотрудник ГАИ рассказывает давно заученную легенду о нарушении правил парковки, правонарушении и об очень острой необходимости ликвидировать эту сущую несправедливость путем эвакуации транспортного средства или уплаты штрафа. Хозяин машины задает инспектору ГАИ простой вопрос: «Вы в курсе, что это незаконно?» И получает чертовски простой ответ: «В курсе!»

С этого момента разыгрывается целая драма.

История денег. Вот вы когда в магазин приходите…

Владелец «Шкоды», оценив такую наглость, решает реагировать адекватно: залезает на эвакуатор, требует снять машину и обещает не слезать, пока его требование выполнено не будет. А спутница владельца «Шкоды» пытается выяснить законные основания действий служителей эвакуирующей «Фемиды». Такого поворота не ожидал никто. Инспектор ГАИ явно обиделся и забрался в кабину эвакуатора дописывать протокол; команда же «эвакуирующих» рэкетиров лихорадочно засуетилась, пообещав стоять хоть до утра.

Полчаса препирательств результата не принесли. Каждый кричал о своем, а владелец машины позвонил своему адвокату. Тем временем инспектор ГАИ, видимо, испугавшись, что «клиенты» такие конфликтные, что едет адвокат, и что законных оснований для «эвакуации» не имеется — тихо сбежал! Оставив рэкетирам протокол и «наказ» позвать его, когда владелец «Шкоды» все же решит заплатить деньги.

Деньги никто платить не собирался. И этот факт возмутил рэкетиров настолько, что они решили вызвать «подмогу» -команду еще одного эвакуатора. Чтобы группой из 6 человек заставить одного возмущенного автовладельца «раскошелиться» на якобы «положенную» сумму денег. Или хотя бы заставить слезть с эвакуатора. Прибыл и адвокат потерпевшего…

Основным аргументом законности своих действий товарищи «эвакуирующие» избрали тот факт, что: «Ну, мы же ездим! Пятьдесят машин по городу, и никто нас не трогает. Значит, все нормально!» Вы поняли, уважаемые читатели? То есть если некая организованная группа лиц приобретает 50 средств для выкачивания денег из сограждан, и никто их не трогает — то это идеально законный бизнес! На вымогательство, грабеж и прочие преступные приемы отъема денег никак не похоже…

Вторым их аргументом оказалась потрепанная пачка ксерокопий некоего (о, Боже!) распоряжения мэра Леонида Черновецкого по поводу эвакуации машин. Которое никакому сомнению на предмет законности/незаконности товарищами «эвакуирующими» не подвергается. А также — некая Инструкция, регламентирующая их работу. Плюс, конечно же, прайс-лист с ценами на ту или иную «услугу» по эвакуации.

Между тем, даже намекнуть (а не только назвать или показать) хоть какой-то пункт в хоть каком-то законе или кодексе, предусматривающий эвакуацию транспортных средств на основании нарушения правил парковки — товарищи «эвакуирующие» не смогли.

Более того, они отказались предъявить владельцу «Шкоды» протокол, на основании которого было принято решение эвакуировать автомобиль. Мол, сначала вы штраф платите, а потом мы вам копию протокола дадим, «если что». Недоумению владельца по поводу такого порядка процедур товарищи «эвакуирующие» быстро нашли ответ: «Всегда так было! А если вы копию возьмете, а денег платить не будете?» И никакие замечания адвоката о том, что протокол обязан быть предоставлен владельцу, что это законный порядок, и что народные депутаты все-таки не зря старались, когда принимали эту норму — ничто не смогло убедить «эвакуирующих» показать таинственный протокол.

Их логика железна: «Вот вы когда в магазин приходите, вы же сначала деньги даете, а потом товар получаете». Осталось только непонятным: товар, в данном случае, это «Шкода» или тот самый протокол? И почему вдруг что-то из них превратилось в товар?

Призрачные понятые. Слесарь. И начальник ГАИ.

На втором часу препирательств «эвакуирующие» все же решили показать протокол. Но только из своих рук. И тут выяснились очень интересные подробности…

Оказалось, что был составлен протокол не об административном правонарушении, как предполагал пострадавший и его спутники, а протокол о перемещении транспортного средства. Что еще раз подтверждает: законных оснований для эвакуации — нет!

Факт перемещения, сам по себе, значителен и заслуживает протокола. Я бы даже больше сказал: заслуживает уголовного дела. В отношении тех, кто на незаконных основаниях занимается выколачиванием денег и порчей нервов граждан. Но перемещение — это лишь следствие якобы правонарушения, то есть парковки в неположенном месте. А что устанавливает факт этого правонарушения? Где предусмотренный законной процедурой акт — протокол об административном правонарушении?

Или косой взгляд инспектора ГАИ выше и весомей закона?

Кроме того, в составленном протоколе нашлись подписи двух понятых, которые якобы засвидетельствовали то ли неправильную парковку, то ли погрузку «Шкоды» на эвакуатор. Кто эти люди? Куда они вдруг пропали? Откуда взялись? И почему их никто не видел, кроме инспектора ГАИ, который к тому моменту давным-давно сбежал — все это оказалось тайной. Наверное, тайной муниципальной. О которой докладывают лично Черновецкому и никому больше.

Зато товарищи «эвакуирующие» с радостью поведали пример того, как «правильные» граждане решают вопрос с уплатой штрафа то ли за эвакуацию, то ли за отказ от эвакуации. В рассказанном примере фигурировал лично начальник ГАИ города Киева господин Павловский.

По словам одного из «эвакуирующих», совсем недавно на Бессарабке они подняли на эвакуатор некую БМВ. Чей владелец оказался другом господину Павловскому. Начальник ГАИ столицы по просьбе своего друга якобы приехал разбираться, покричал, но деньги владелец БМВ все-таки заплатил. Казалось бы, как замечательно: все перед законом равны! Даже начальник ГАИ города Киева. Но… Одна «проблемка»: закона-то нет! Мзду платим — пиратам!

С другой стороны, странно, что начальник ГАИ лично решает вопросы с эвакуацией, а в УГАИ Киева ни с какими конфликтами по данному поводу не знакомы. В частности, о том случае, когда автовладельцы «взбунтовались» в «отстойнике» (о чем сообщали СМИ), киевское ГАИ не ведало. Или получается, что, раз друзья начальника ГАИ платят, то и ГАИ внимания уже на проблему не обращает?

Впрочем, возможно, «эвакуирующие» слегка привирают, и начальник ГАИ не настолько близок к проблемам рэкета на дорогах Киева. Зато в другом им можно верить на все сто: в том, что эвакуацией машин в Киеве занимаются люди не только без законных на то полномочий, но еще и сомнительной квалификации.

К примеру, особый профессионализм при эвакуации той самой «Шкоды» проявлял… слесарь; именно в такой должности этот человек числится в «рэкет-конторе». В чем сам откровенно и признался, устав пререкаться: заявив, что человек он маленький, машину не отдаст, в ней ничего не поцарапает и не сломает. А если и сломает, то потери возместит некая страховая компания… Еще один соучастник рэкета?

Правда, как выяснилось, страховых полисов никто из «эвакуирующих» еще сам не видел, а потому не может сообщить, какой страховой компании выпала честь участвовать в беспроигрышной комбинации. Особенно если учесть, что инспектор ГАИ, на всякий случай, всегда указывает, что машина уже была с повреждениями, прежде чем ее подняли на эвакуатор! А значит, никакой страховки никому платить и не нужно! Кому из страховщиков выпало такое счастье? Поименно, пожалуйста! Вопрос адресован Киевской мэрии и Леониду Черновецкому лично.

Она так шумела…

На втором часу препирательств стал ясен и принцип выбора автомобиля-жертвы: какие эвакуируют, а какие не трогают. Оказывается, все зависит от объема двигателя. Чем больше объем двигателя, тем больше денег потребуют за эвакуацию. То есть, если вы вдруг решите «усложнить» движение транспорта на одной из городских улиц своим, простите, мопедом, то его никто не тронет. Будет стоять себе и «усложнять». Ну, «Жигули» еще в особо «усложняющем» случае могут эвакуировать. Но беспокоиться следует, прежде всего, владельцам автомобилей с большим объемом двигателя. И вычислять этот самый объем двигателя «эвакуирующие» могут даже по его… шуму (!). В частности, «скандальную» «Шкоду» на Красноармейской выбрали именно по этому принципу. Один из «эвакуирующих», например, не взялся точно судить, какой объем двигателя у этой машины. Но тихонько признался ее владельцу: «Она так шумела… Наверное, не меньше 1,6».

Правда, так и осталось невыясненным, а когда, собственно, они успели ее услышать?

То ли эту несчастную «Шкоду» подкараулили прямо тогда же, когда владелец ее так неудачно парковал, то ли она как-то сама по себе завелась и зашумела в процессе подъема на эвакуатор… А городские чиновники еще оправдываются, что эвакуаторы никого не ловят и не караулят, и лишь прибывают «на место» исключительно по вызову инспектора.

К сожалению, этот случай я до финала не отследил. Несколько часов на улице осенью в холодную погоду — само по себе серьезное испытание. Но владелец «Шкоды» и его спутники, равно как и дорожные рэкетиры, не сдавались…

Надеюсь, пострадавшим удалось отстоять свои права на автомобиль и на законность. А эвакуаторщики хоть в этом случае остались без привычной мзды.

Молодцы те, кто решился сопротивляться вымогательству. И чем больше среди киевлян будет смелых, уверенных и законопослушных людей, как этот владелец «Шкоды» и его спутники, тем быстрее исчезнет из города откровенное вымогательство «под крышей» городской власти.

Илья Кормильцев, специально для «УК»

Читайте также: