Це, що – не «Миргородська»?! (Не пей, козленочком станешь!)

Не все «экологически чистые продукты» – одинаково полезны. Когда в стране отсутствуют официально утвержденные термины на сельскохозяйственную продукцию, то за красивыми названиями «экологически-» и «биологически-чистые» может скрываться все, что угодно. К примеру, производители и реализаторы таких известнейших торговых марок, как «Миргородская» и «Старый Миргород», в своей рекламе откровенно злоупотребляют словосочетанием «экологически чистый регион Полтавщины». «Миргородская» добывается на знаменитом курорте в экологически чистом регионе Полтавщины из подземного месторождения …»

«Один из немногих сохранившихся в Украине экологически чистых регионов – Полтавщина. Именно в этом курортном месте находится Миргородский завод минеральных вод».

«Безупречное качество и необычные свойства «Старого Миргорода» обусловлены, в первую очередь, особенностями места его добычи…»

«Память «Миргородской» сохраняет матрицу здоровой жизни и передает ее сегодня каждому, кто пьет эту воду».

В то время, как именно словосочетание «экологически чистый регион» наименее релевантно отображает реальное положение дел в Полтавской области вцелом и городе Миргороде вчастности. Которые, по сути, расположены в эпицентре самого настоящего экологического бедствия. Вызванного, правда, не столько антропогенными факторами, сколько природной геологической аномалией.

Развитие промышленности за последние десятилетия обусловило значительное загрязнение почвы, водных источников и воздуха многочисленными химическими полютантами. Все это не могло остаться без негативных влияний на здоровье и численность граждан Украины. По данным официальной статистической отчетности в период с 1990 по 2004 год населения Украины сократилось – от 51,84 до 47,62 млн. человек. За 13 лет, при отсутствии войн и массовых эпидемий, страна потеряла четыре миллиона двести двадцати тысяч граждан. (Динамика этого процесса графически изображена на рис.1. – прим. автора)

Как свидетельствуют цифры, начиная с 1993 года, население страны непрестанно уменьшалось. Менялись концепции, менялись министры, менялись даже президенты, а численность населения продолжала уменьшаться с постоянным темпом. Ежегодно страна теряет около трехсот тридцати тысяч граждан. При этом меняется и сама структура населения – у молодежи и людей трудоспособного возраста возникают миграционные тенденции, в следствии чего происходит процесс антропологической деградации общества – в стране остаются преимущественно пожилые и нетрудоспособные.

Рис.1. Динамика изменений численности населения Украины за период 1990-2003 р.р. По оси ординат – абсолютные значения у млн. лиц.

Более детальную информацию может предоставить размещенная ниже таблица 1: «Коэффициент естественного прироста населения». Приведенные в ней материалы охватывают период с 1990 по 2003 г.г.

Таблица 1: “Коэффициент естественного прироста населения”

Рис.2. Общие коэффициенты рождаемости и смертности населени. Графическая характеристика процесса депопуляции в Украине.

Приведенные сравнения рождаемости, работоспособности, состояния психики и уровня смертности дают наглядные доказательства того, что антропогенное загрязнение почвы, сельскохозяйственной продукции (которая потребляется населением Украины), питьевой воды и воздуха, без которых невозможно существование жизни, негативно влияют на количество населения и работоспособность граждан Украины.

Ярким примером является Полтавская область, которая по утверждению как отдельных «брэнд-менеджеров», так и самого Минагрополитики, выпускает «экологически чистую» сельскохозяйственную продукцию.

Как видно из беспристрастных цифр, ПОЛТАВСКАЯ область, выпускающая якобы «экологически чистую» продукцию, занимает ТРЕТЬЕ МЕСТО ПО СМЕРТНОСТИ населения и ВТОРОЕ МЕСТО ПО ОНКОЛОГИЧЕСКИМ и других формам тяжелых заболеваний.

Центр «АОУМ» не однократно информировал руководителей области и предлагал свою помощь в решении этих проблем. Но на вопрос: «Как объяснить то, что область, выпускающая «экологически чистую» сельскохозяйственную продукцию, находится в таком ужасном положении?», и предложение о сотрудничестве реакции до сих пор не последовало. Отчего складывается впечатление, что поиск ответа на столь важный и жизненный вопрос руководителям как самой Полтавской области, так и Минагрополитики Украины просто не интересен. И такая катастрофическая ситуация их вполне устраивает.

В то время, как подобная проблема требует принятия самых неотложных мер хотя бы из-за того, что Полтавская область никогда не выращивала (и никогда не сможет выращивать) «экологически чистую» сельскохозяйственную продукцию уже только в силу своего уникального географического расположения, богатого естественными источниками поступления тяжелых металлов в почву. В частности, фтора. (Ближайшая статья в продолжение темы будет, как раз, посвящена геохимии тяжелых металлов).

Рис. 3. Заболевание, вызванное избытком фтора в окружающей среде (Китай)

И тот же фтор, имея особенность безбаръерного накопления в организме человека, приводит к страшным следствиям при использовании загрязненных им вод, что сегодня наблюдается в Китае (рис.3), Индии и многих других странах мира и регионах. В том числе и в Полтавской области.

Карта Полтавской области с указанием численности заболевших флюорозом наглядно показывает, что Миргород нельзя назвать «экологически чистым регионом» Украины.

На территории почти всей Полтавской области почвенные воды загрязнены нитратами (при ПДК до 45 мг/л; содержание в отдельных случаях достигает 2500 мг/л), что представляет экологическую опасность при употреблении их как питьевых вод. Использование же глубинных водоносных горизонтов невозможно из-за некондиционного содержания в них фтора – более 5 – 7мг/л. Их потребление в некоторых районах Полтавской области привело к массовому эндемическому заболеванию – флюорозу,

Рис. 4. Заболевание, вызванное избытком фтора в окружающей среде (Украина)

А ведь на всю Украину и мир рекламируют выпускаемую Полтавской областью «экологически чистую» продукцию. И настойчиво рекомендуют всем ее употреблять!

В сложившейся критической ситуации безотлагательное задание правительства и местных руководителей всех рангов заключается в скорейшем принятии мер по преодолению целого комплекса тесно взаимосвязанных негативных экологических, экономических и социальных факторов, представляющих серьезную угрозу будущему нашего государства.

Потому, как если немедленно не принять самые экстренные меры по преодолению столь негативных тенденций, то уже в ближайшей перспективе количественные показатели экологически-демографической катастрофы перейдут в качественные – , например резко сократится доля валового дохода на каждого украинца.

И это еще – цветочки…

P.S. Редакция располагает копиями документов, подтверждающие приводимые в статье утверждения, которые может предоставить всем заинтересованным лицам для ознакомления.

(Продолжение следует)

Л.Дудла, Власть и деньги

От «УК»: опасность химического заражения почв (и подземных вод) в районе Миргород-Лубны – существует (как и на территории всей Полтавской области). Об этом говорит Информационный портал Харьковской правозащитной группы. Вот как описывают эту проблему, несущую смертельную опасность всему живому, российские специалисты.

Вода с добавкою иприта?

«…На заседании правительства России была одобрена федеральная целевая программа по “уничтожению запасов химического оружия” в 2002 году. Международная Конвенция о химическом оружии вступила в силу 29 апреля 1997 года. Срок ее исполнения семь лет — не так уж и много. Запасы и захоронения химических боеприпасов, некоторые из которых остались еще со времен Первой мировой войны, до сих пор остаются проблемой как России, так и столицы.

В 1961 году военные передали Москве территорию бывшего полигона химических войск в Кузьминках, существовавшего с 1918 года на территории 900 га. Сейчас это часть лесопарка. В конце восьмидесятых годов после рассекречивания материалов по химическому оружию стала появляться информация о том, какие испытания проводились в этой местности. — В те времена армейские инструкции предписывали закапывать все лишнее в землю, — рассказывает “Известиям” доктор химических наук, президент союза “За химическую безопасность” Лев Федоров. — Тогда испытывали отравляющие вещества на людях — опыты на животных были признаны неэффективными. Некоторые препараты, имеющиеся на вооружении Красной Армии, оказались сильнейшими мутагенами — веществами, изменяющими структуру и хромосомный набор человеческих клеток. До сих пор, к сожалению, мы не знаем точно, сколько, где и каких именно боеприпасов захоронено. Из трех тысяч дел, числящихся в архивах за военными химиками, стали доступными только триста — десятая часть. Но и из этих документов становится понятным, что военные не смогли извлечь из столичной земли все, что рассчитывали там найти. Анализ проб, взятых нами на полигоне в Кузьминках, проведенный Лабораторией аналитической эко-токсикологии Института проблем экологии и эволюции имени Северцева, показал, что в образцах почвы содержится иприт.

Бывший полигон в Кузьминках — не единственное место в современной Москве, где находилось химическое оружие, а следовательно, могли остаться его следы. На Очаковском шоссе до сих пор существует армейская часть войск химзащиты, на территории которой размещался когда-то центральный склад химических боеприпасов. По словам военных, перед поглощением Москвой этой территории, база была полностью выведена. Один из жилых кварталов Очакова практически весь выстроен вдоль забора бывшего хранилища. Сам забор в начале 70-х подвинули в глубь секретной территории, чтобы построить 9- и 12-этажки. Ограда местами разрушена, местные жители ходят на секретную территорию гулять с собаками, к полуразрушенным постройкам — за дровами для шашлыка, а летом и за грибами в лес на территории воинской части. Возле дырявого забора шныряют дети, неторопливо прогуливаются мамаши с колясками. — Года два назад у ограды, с той стороны, стояла гора деревянных армейских ящиков, — вспоминает жительница одного из ближайших домов Ирина Гиляева. — Я тогда завела первую собаку. Часто мы гуляли около забора, иногда забредая в лес. Щенок почему-то очень интересовался ящиками, обнюхивал их. На штабелях любила сиживать и наша соседка, в то время когда две ее овчарки рыскали по лесу. А потом моя мама видела, как люди в желтых “скафандрах” торопливо грузили эти ящики в машину. Через полгода моя собака умерла от рака крови. А еще через две недели похоронили и хозяйку овчарок. Тоже рак. У нас в Очакове вообще многие болеют “по онкологии”. Хотя врачи говорят, что в последнее время “стало лучше”.

Если пройти через разрушенный забор на территорию “зоны”, невдалеке от ограды можно увидеть целый курган из старых ржавых бочек — что в них когда-то держали? В лесу множество следов от раскопок — воронки, сдвинутые бульдозерами кучи земли и свежие засыпанные площадки. Пройдя вглубь, можно набрести на постройки, рядом с которыми под открытым небом хранится внушительного вида химическая аппаратура — толстостенные металлические сосуды, газовые баллоны с многочисленными клапанами и вентилями. А в высокой траве притаился грандиозных размеров гранитный бюст вождя пролетариата.

В Военном университете радиационной, химической и радиологической безопасности “Известиям” заявили, что не видят ничего серьезного в захоронениях, которые происходили вплоть до 60-х годов: — Наши специалисты исследовали пробы, взятые на бывшем полигоне в Кузьминкинском лесопарке, но ничего превышающего установленные нормы в них не нашли. Сама почва является уникальным фильтром, а микроорганизмы, содержащиеся в ней, способствуют быстрому разложению веществ, попавших в нее. Что же касается иприта, то это вообще нестойкое соединение. На поверхности земли он может существовать очень недолго. Однако у “гражданских” химиков на этот счет не столь радужное мнение: — Иприт не может пролежать в земле 70 лет без естественных изменений, — считает Лев Федоров. — И то, что мы его нашли, свидетельствует как раз о том, что в Кузьминках иприта захоронено очень большое количество — никто не изучал гидрогеологию местности. Когда бывший полигон передавали Москве, наверняка существовала карта, на которой были обозначены все подробности. В архивах, к которым мы имеем доступ, этой карты нет, а все, кто могут что-либо знать, в ответ на наши вопросы просто “делают большие глаза”. К сожалению, ни в одном ведомстве столицы нам не удалось выяснить, кто же должен заниматься этой проблемой, хотя бы на землях, принадлежащих городу. В департаменте правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды (бывшая Москомприрода) “Известиям” пояснили, что функцию химической безопасности города “у них давно забрали”. В Управлении ГО и ЧС говорят, что они ведают только чрезвычайными ситуациями с “химией”, а Санэпидемнадзор контролирует “плановые” загрязнения, и, по их мнению, вроде бы проблемой бывшего полигона занимается Москомприрода. Получается, что, кроме военных, никто этим не занимается, а они в силу закрытости своего ведомства не спешат обнародовать результаты своих исследований.
Газета “Известия”, 25 июня 2001 года

Мутагенная вода?

В приведенной выше статье сообщается лишь о двух военно-химических объектах Советского Союза, которые долгие годы квартировали в Москве — полигоне в Кузьминках и складе в Очакове. Ниже мы приведем список аналогичных объектов, которые существовали когда-то на территории Украины. Возможно, кому-то будут интересны экологические и медицинские последствия многолетнего баловства армии с химическим оружием.

УКРАИНА

Винницкая область
Винница. Иногородний отдел склада № 441 (Гречаны) артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских и авиационных химических боеприпасов.
Калиновка. Склад № 439 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских и авиационных химических боеприпасов.
Жмеринка. Иногородний отдел склада № 439 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских химических боеприпасов.
Вендичань. Вендичанский войсковой склад огнеприпасов Могилев-Ямпольского укрепленного района.
Литин. Литинский артиллерийский полигон. Юзвинский военный лагерь.

Волынская область
Черкассы-Волынские. Склад № 830 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских химических боеприпасов.
Повурск. Повурский окружной артиллерийский полигон. Повурские артиллерийские лагеря.

Днепропетровская область
Днепропетровск. Екатеринославский склад артиллерийского вооружения. Хранение артиллерийских химических снарядов.
Новомосковск-Днепровский. Новомосковский артиллерийский полигон ХВО. Новомосковский военный лагерь.

Житомирская область
Бердичев (Михаленки). Склад № 442 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских и авиационных химических боеприпасов.
Житомир. Склад № 437 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских и авиационных химических боеприпасов.
Коростень. Иногородний отдел склада № 435 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских химических боеприпасов.
Овруч. Склад № 435 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских химических боеприпасов.
Житомир. Житомирский корпусной артиллерийский полигон. Перловский военный лагерь.
Игнатполь. Игнатпольский артиллерийский полигон. Игнатпольский военный лагерь.

Ивано-Франковская область
Ивано-Франковск (Станислав). Склад № 831 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских химических боеприпасов.

Киевская область
Киев-Печерск. Склад № 64 артиллерийского вооружения УкрВО. Хранение артиллерийских химических снарядов.
Дарница. Дарницкий окружной химический полигон.
Дарница. Дарницкий артиллерийский полигон.
Ржищев. Ржищевский окружной артиллерийский полигон КВО. Ржищевский военный лагерь.

Кировоградская область
Кировоград. Склад № 19 авиационного вооружения. Хранение авиационных химических боеприпасов.

Крым
Керчь. Склад № 18 авиационного вооружения. Хранение авиационных химических боеприпасов.
Севастополь. Склад боеприпасов Главного военного порта Черноморского флота. Хранение ОВ и артиллерийских химических боеприпасов. Затопление химического оружия.
Евпатория. Полигон зенитной артиллерии РККА. Евпаторийский военный лагерь.

Львовская область
Львов. Склад № 587 военно-химического имущества.
Львов-Клепаров. Склад № 829 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских химических боеприпасов.
Яворов. Львовский окружной артиллерийский полигон. Львовский специальный артиллерийский лагерный сбор.
Сколе. Скольский окружной артиллерийский полигон.

Николаевская область
Николаев. Склад артиллерийского вооружения. Хранение артиллерийских химических боеприпасов.

Одесская область
Одесса. Склад артиллерийского вооружения. Хранение артиллерийских химических боеприпасов. В последующем — склад береговой обороны.
Затишье. Затишский войсковой склад огнеприпасов.
Кодыма. Кодымский войсковой склад огнеприпасов.

Полтавская область
Кременчуг. Склад № 27 артиллерийского вооружения УкрВО. Хранение артиллерийских и авиационных химических боеприпасов.
Селещино. Склад № 142 химического вооружения КВО, а перед войной ХВО (с 1936 года стал складом № 276). Хранение химического оружия первого и второго поколений. Опытное хранение химического оружия.
Полтава. Склад № 72 артиллерийского вооружения УкрВО. Хранение артиллерийских химических боеприпасов.
Миргород-Лубны. Лубенский артиллерийский полигон. Лубенский военный лагерь.

Шишаки. Шишакский артиллерийский полигон.

Сумская область
Конотоп. Склад № 578 авиационного вооружения ХВО. Хранение авиационных химических боеприпасов.

Харьковская область
Балаклея. Склад № 29 артиллерийского вооружения УкрВО. Хранение артиллерийских и авиационных химических боеприпасов.
Купянск. Склад артиллерийского вооружения. Хранение артиллерийских химических боеприпасов.
Харьков-Основа. Склад артиллерийского вооружения. Хранение артиллерийских химических боеприпасов.
Чугуев. Чугуевский артиллерийский полигон. Чугуевский военный лагерь.

Хмельницкая область
Гречаны. Склад № 441 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских и авиационных химических боеприпасов.
Шепетовка. Склад № 440 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских и авиационных химических боеприпасов.

Черкасская область
Белозерье. Склад № 396 химического вооружения и военно-химического имущества КВО.
Умань (ст.Христиановка). Склад № 438 артиллерийского вооружения КВО. Хранение артиллерийских и авиационных химических боеприпасов.
Черкассы. Ирдынский окружной химический полигон. Испытания химического оружия. Ирдынский лагерный сбор.

Черниговская область
Ичня. Склад № 730 авиационного вооружения ХВО. Хранение авиационных химических боеприпасов.
Нежин. Склад № 63 артиллерийского вооружения ХВО. Хранение артиллерийских и авиационных химических боеприпасов.
Чернигов. Склад № 434 авиационного вооружения. Хранение авиационных химических боеприпасов.
Остер. Окружной зенитно-артиллерийский полигон ХВО.

Бюллетень выпускается Союзом “За химическую Безопасность”. Редактор и издатель Лев А. Федоров.

You may also like...