Смертоносный монополизм
Если сформулировать гуманитарную и социальную миссии медицины, то это – продление человеческой жизни, и как следствие – обеспечение страны здоровыми трудовыми ресурсами. Что в свою очередь является залогом экономического развития государства, а значит и высокого уровня жизни ее граждан. Не последнюю роль в обеспечении здоровья нации играет доступность медицинских препаратов для населения. К сожалению, прошлую власть подобные вопросы мало интересовали. Ныняшняя же, кинувшись разгребать “Авгиевы конюшни”, столкнулась с огромным сопротивлением фармацевтических монополистов и продажных чиновников.Похоже, для прошлой властной команды жизнь миллионов граждан ничего не значила, в сравнении с сверхприбылями, которые получали приближенные к центральному и региональному “Олимпу” бизнесмены.
Например, на Херсонщине, коммунальные аптеки области были переданы в управление негосударственной корпорации “Херсонфарм”. Получившей исключительное монопольное право реализовывать через них продукцию, а так же снабжать лекарствами медицинские учреждения области. В духе “суперрыночного” подхода больницам поставили в “обязаловку” закупать медпрепараты только у “Херсонфарм” и, естественно, только по той цене, которую назначит руководство корпорации.
Разумеется, социальные последствия подобных действий ни кого не интересовали. В итоге, монополист не преминул воспользоваться своим превелигированным положением и организовал для жителей одной из беднейших областей Украины сбыт лекарств по завышенным ценам. И если ситуация в областном центре и в 2-3-х крупных районных центрах была, хоть не много, скомпенсирована частными аптеками, то в остальных населенных пунктах граждане вынуждены было покупать лекарственные препараты со сверх “накрутками”.
Впрочем, подобное положение дел не могло бы существовать без надежного чиновничьего покровительства. Оно же позволило концерну надежно укрываться от налогов. Так, за 2004 год при обороте в 36 миллионов гривен руководством было задекларировано всего 33 тысячи гривен прибыли (приблизительно 0,1 % рентабельности). Если поверить в честность руководителей “Херсонфарма”, то они – сущие альтруисты, за копейки обеспечивающие область лекарствами. Вот только не верится в подобные чудеса, и прежде всего потому, что в некоторых аптеках, например, в Чаплынской центральной аптеке № 26, правоохранителями была выявлена масса нарушений. Огромные суммы денежных средств использовались не по назначению, завышались валовые затраты аптеки, покупались лекарства без надлежащей лицензии и т.д. Общая сумма ущерба превысила 100 тысяч гривен, и это только по одной из аптек! А ведь таких учреждений в составе “Херсонфарм” десятки.
Наблюдая такое положение дел, в конце 2004года, депутаты областного совета наконец-то вспомнили о страданиях своих избирателей и приняли решение о создании коммунального предприятия “Херсоноблфармация”, в которое планировали передать все аптеки области. За исключением одной – самой прибыльной, что числится под № 92.
Подобное положение дел не устроило главу концерна, господина Бедного (кстати, некогда уволенного судом с государственной должности во исполнение закона “О борьбе с коррупцией”). Не заставив себя долго ждать, обиженный монополист подает заявление в суд, требуя признать решение Херсонского областного совета незаконным и … проигрывает тяжбу.
Правда решение местного суда было обжаловано в апелляционном порядке… Поэтому, на протяжении более года не может осуществится передача имущества новосозданному предприятию “Херсоноблофармация”. Из-за этого обеспечение области медпрепаратами и определение их стоимости все еще лежит на “хрупких” плечах директора корпорации “Херсонфарм”.
Пока Бедный судился, его “воспитанники” – заведующие аптеками, вопреки решению собственника (облсовета), посчитавшего нужным провести реорганизацию и освободить большинство из них от занимаемой должности, абсолютно незаконно продолжают распоряжаться коммунальным имуществом. Особенно отличился заведующий аптекой № 3, расположенной в самом областном центре, в которой хранится большое количество наркотических и психотропных веществ, господин Т. Урсул. Как только его уволили в установленном законом порядке, он силой захватил помещение аптеки и имущество, не давая возможности назначенному распоряжением главы Херсонского облсовета руководителю приступить к исполнению своих служебных обязанностей.
Да Бог с ними, с теми обязанностями. Дело в том, что учитывая некоторые особенности характера господина Урсула, существует огромная угроза, что все наркотические препараты могут попасть не в те руки. Скажет потом господин экс-заведующий: “меня уволили, поэтому я не следил за тем, кому какой товар продавался, и вообще меня в аптеке в тот момент не было. Я уже не руководитель, поэтому не несу ни какой ответственности за сохранность имущества”.
Но самое интересное в этом – то, что правоохранительные органы на эту ситуацию предпочли не обращать внимание. Как будто им абсолютно безразлично, случиться ли в Херсоне “неожиданный” выброс большой партии наркотиков, или нет.
Пока точилась война между облсоветом и “Херсонфармом”, глава Херсонской обгосадминистрации Селенков, обратился к депутатам с предложением продать в частные руки новосозданное коммунальное предприятие-монополист “Херсоноблфармация”, а вырученные деньги направить на латание бюджетных дыр. Мол, все равно, пока сейчас тянутся судебные “разборки”, предприятие убыточно, поэтому давайте “збагрим” его кому-нибудь побыстрее, а в случае решения судебного вопроса в пользу “Херсоноблформация”, пусть новый частник снабжает лекарствами область.
Честно говоря, логику губернатора трудно понять. Регион еще не успел отойти от монопольных злоупотреблений, а тут главное должностное лицо Херсонщины предлагает снова возродить частный монополизм.
Что это? Не “профессионализм” руководителя местной исполнительной власти, стремящегося любой ценой перекрыть нехватку бюджетных средств? Или же стремление перераспределить сверхприбыльный бизнес, только теперь уже в “свои” руки? Какое решение примут депутаты облсовета? Оставят за собой право контролировать и управлять столь важным для социальной сферы области предприятием? Или же, пойдут на поводу у губернатора, вновь обрекая сотни тысяч жителей небольших районных городов и прилегающих к ним сел, покупать лекарства по завышенным ценам, и сделают их, таким образом, недоступными для приблизительно 20% малоимущих? А это не много не мало, а более 200 тысяч жителей, которые в случае повторной монополизации, могут оказаться перед выбором, либо умереть с голоду, либо уйти в мир иной из за невозможности купить себе необходимые лекарственные препараты… Что победит в душах местных депутатов, алчность или милосердие? Хотелось бы, что б последнее…
Александр Тарасов, специально для “УК”, Херсон