Минздрав не предупредили
Заказная природа скандала, развязанного вокруг Министерства здравоохранения, уже очевидна для всех. О тайных и явных играх вокруг украинского “министерства здоровья” и безвременной следственной комиссии Верховной Рады. Татьяна Бахтеева, Анатолий Дырив, Павел Петренко, Гослекслужба и все-все…
Говоря о конфликтах вокруг Минздрава, большая часть полуофициальных украинских СМИ называет имена народного депутата Татьяны Бахтеевой и министра здравоохранения Раисы Богатыревой. Обе – представительницы партии власти, обе из Донецка. Однако пост министра здравоохранения в Украине только один.
Впрочем, место главы депутатского комитета по здравоохранению тоже только одно. Отсюда и конфликт. Стороны ссорятся цивилизованно: в основном с помощью нанятых журналистов, друзей-редакторов, депутатов, политологов, общественников и т.д. Именно поэтому, как только вокруг Минздрава возникает очередная вереница ярких разоблачительных публикаций (зачастую, увы, заказных), знающие люди, в основном, поминают Бахтееву и Богатыреву.
Однако последнее время все больше звучат другие фамилии: Дырив и Петренко. Депутаты Дырив и Петренко обвинили Минздрав в краже 50 миллионов гривен; через неделю – уже 100 миллионов. Депутаты Дырив и Петренко пресекли коррупционный тендер. Через неделю – опять пресекли, уже в другом месте. Депутаты Дырив и Петренко сравнили цены на лекарства в Украине и в Венгрии, убедились, что у нас цены выше на 30%. Через неделю – уже на 60%. Обличения следуют одно за одним.
Депутаты входят в так называемую Временную следственную комиссию Верховной Рады по расследованию фактов злоупотребления в Министерстве здравоохранения. Теоретически никакого отношения к конфликту между Бахтеевой и Богатыревой они не имеют. На практике – все всё понимают.
Факты налицо
Временная следственная комиссия по Минздраву была создана в мае 2013 года, когда текущий политический момент крайне благоприятствовал охоте на ведьм в Минздраве. Созданию комиссии предшествовала трехмесячная артподготовка: зимой 2013 года в украинских СМИ широко развернулся скандал с якобы «погибшими от вакцин детьми». В скандале участвовал относительно узкий круг журналистов (в основном выступавших под псевдонимами) и депутатов. Так, нардеп Павел Петренко неоднократно выступал с запросами и обращениями о вакцинации и о детях, не уставая бомбить правоохранительные органы внушительными бумагами с депутатской печатью.
Заказная природа как самого скандала, так и вялых попыток «отбиться» была как на ладони: до конца кампании никто так и не назвал имени ни одного из 11 детей, якобы погибших от вакцин. Причины очевидны: результаты журналистских расследований показали, что один из детей, к примеру, погиб в результате отравления марганцовкой, которой его по трагической случайности напоила мать. Однако к тому времени задача была уже достигнута.
Крепко сколоченное (разумеется, без участия депутата Татьяны Бахтеевой) парламентское лобби проголосовало за создание специальной комиссии по Минздраву. Задачей 13 народных избранников было разобраться в том, что же на самом деле происходит в министерстве и в здравоохранении в целом, а по результатам – выступить с отчетом. В отчете должны были оказаться факты и доказательства, чтобы или подтвердить факты коррупции, злоупотреблений и халатности в Минздраве, или опровергнуть.
Во главе комиссии оказался «батькивщиновец» Анатолий Дырив, очень небогатый нардеп, всего с 84 тысячами гривен годового дохода, выигравший выборы по мажоритарке – видимо, в кредит. Заместитель – Олег Гелевей из «Свободы». В состав, помимо прочих, вошел уже знакомый нам Павел Петренко, личный друг Арсения Яценюка.
Основные гребущие участники регаты определились. Перед остальными, менее гребущими депутатами, по мысли бенефициаров комиссии, стояла чисто техническая задача: им нужно было молча согласиться с тем, что в итоге напишут в отчете. По этому принципу сформировали состав временной комиссии: из 13 человек, ее составляющих, только четверо являются медиками.
Остальные никакого отношения к медицине не имеют (в их число входят юрист Петренко и просто политик Анатолий Дырив). А для того, чтобы у них не возникло желания разобраться в вопросах здравоохранения (мягко говоря, не самых примитивных), комиссия не злоупотребляла заседаниями. За полгода ее работы депутаты собирались 6 раз. Что может за 6 раз понять в медицине депутат-юрист, например? Ничего. Итак, нардепы должны были единогласно подписать документ, выработанный не ими, а кем-то извне.
Расчет не удался. Почти половина членов комиссии отказались подписывать отчет. По словам депутата Журавского, с выводами комиссии он ознакомился во время самого последнего заседания. Насколько он остался доволен увиденным – понятно уже из того, что его подпись под документом не стоит. Зато у Павла Петренко были все основания считать себя героем дня.
Отчетик из табакерки
«По данным Национального бюро расследований Украины, депутат из «Батькивщины» Павел Петренко текст отчета следственной комиссии по Минздраву с явно раздутой критикой регионалки Раисы Богатыревой получил на флешке… от одного из помощников регионалки Татьяны Бахтеевой», – пишут в СМИ. Неудивительно, что такой отчет остальные члены комиссии не восприняли радостно. Впрочем, может быть, это слухи, и никаких темников на флешке Петренко от Бахтеевой не получал.
Однако сам отчет содержит несколько интересных моментов. В частности, он почему-то заканчивается призывом дать побольше полномочий Государственной службе Украины по лекарственным средствам. Это тем более удивительно, что никто не уполномочивал Временную комиссию делать такие выводы, которые никак не совпадают с темой злоупотреблений и коррупции в Минздраве. Однако это объяснимо, если вспомнить сообщения СМИ о том, что замглавы Гослекслужбы Инна Демченко – человек Татьяны Бахтеевой.
Становится понятно и то, почему весь последний месяц работы комиссии нардеп Павел Петренко не уставал лоббировать расширение полномочий Гослекслужбы. Иной раз даже сам нардеп понимал, что перегнул палку с пиаром: например, 10 сентября на сайте Цензор.Нет, традиционно поддерживающем почти все выступления Петренко, была опубликована новость «Контролем фармацевтического рынка должна заниматься Гослекслужба, – Петренко». Через несколько часов новость удалили, хотя в ней не содержалось искаженных цитат. Впрочем, текст новости остался в кэше Гугла, а ссылки – в Интернете.
Для тех, кто еще сомневается, что Петренко знает толк в пиар-атаках, интересный пример: в комментариях под материалом, в котором критикуется деятельность Петренко, внезапно появляются тролли, которые под разными именами, но под одним и тем же IP-адресом пытаются его защищать.
Удивляет вера нардепов Петренко и Дырива, подписавших отчет, в Гослекслужбу: на сегодня никаких оснований для такой веры, увы, нет. Ни одного заметного достижения за этим ведомством в последние несколько лет не числится. Сами чиновники Гослекслужбы уже чувствуют себя не очень хорошо от сваливающихся им на голову все новых и новых полномочий, и готовы от них отказаться. Так, на днях все та же Инна Демченко прилюдно отреклась от ответственности Гослекслужбы за контроль над транспортировкой, хранением и применением вакцин в Украине. Это при том, что данный круг обязанностей очерчен в самом положении о Гослекслужбе. Иначе, как актом отчаяния и скрытым бунтом против навязываемых «крестной матерью» Гослекслужбы Татьяной Бахтеевой полномочий это не назовешь. Даже если эти полномочия приносят деньги – не в деньгах счастье, надо же иногда и отдыхать.
Еще один интересный факт: Гослекслужба говорит о том, что якобы в Украине только 1% лекарств являются некачественными, а Анатолий Дырив полагает, что все 33%. Но все эти мелкие несогласия можно забыть ради великой цели и ради дружбы с Татьяной Бахтеевой.
Увы, цель достигнута не была.
Итог: слабовато
Какие могут быть претензии к нескольким народным депутатам, которые решили заработать немного… скажем так, реноме на медицинских темах? И к мужественным чиновникам из Гослекслужбы, которые, пренебрегая своими прямыми обязанностями по контролю над вакцинацией, принуждены заниматься интригами и межведомственными разборками с Минздравом? Никаких. Кроме одной: в полемике между депутатами и Минздравом не прозвучало ни одного голоса врача, фармацевта, пациента. Видимо, электорат в Украине до реальной политики, по мысли депутатов, еще не дозрел.
Возможно, именно в силу слабой связи с реальным миром, Временную следственную комиссию называют провальной, а отчет слабым. Квинтэссенцией отчета стали несколько заявлений Дырива и Петренко «Долой Богатыреву!», вяло поддержанных интернет-изданиями. Впрочем, то же самое депутаты говорили полгода назад – так стоило ли собирать комиссию? Увы, конкретных фактов злоупотреблений депутаты не нашли, кроме сомнительных утверждений, что Украина закупает лекарства дороже, чем Венгрия. Чтобы удивиться разнице цен на лекарства в разных странах, воистину нужно быть нардепом-юристом: аналитики фармотрасли в этом ничего удивительного почему-то не находят.
Многие, в том числе и сами члены комиссии, отмечают: во время подготовки отчета экспертов, врачей и фармацевтов практически не слушали. Регионал Виталий Журавский отмечал, что в отчет временной комиссии вкралась ложная информация. Роман Илык из Батькивщины снисходительно объяснил эти ошибки низким уровнем профессионализма членов комиссии в медицинских вопросах.
Учитывая, что половина медиков из 4, входящих в комиссию, отказались подписать документ, в это легко верится. Увы, не стоит объяснять, насколько серьезным будет отношение правоохранителей к отчету, в котором непрофессионалами собраны сомнительные факты, приправленные… информацией самих правоохранителей. Сведения о количестве возбужденных против Минздрава дел, которые Петренко сейчас выдает за некую новую истину, были предоставлены ему МВД по депутатскому запросу еще 4 месяца назад.
Однако там, где что-то заканчивается – что-то новое всегда начинается. В случае с Временной следственной комиссией Анатолия Дырива и Павла Петренко, кажется, начнется что-то очень новое. Сам Анатолий Дырив полагает, что деятельность ВСК продолжать никакого смысла нет. Эта позиция объяснима для человека, у которого кончился грант, и охоты дальше разбираться в путаных делах здравоохранения совсем не осталось.
Но депутаты приходят и уходят, а Татьяна Бахтеева и Раиса Богатырева остаются. Чего ждать дальше – митингов, пикетов, очередных сливов компромата? Всего, чего угодно, кроме участия врачей или пациентов в страшно далеких от народа политических играх.
Источник: Власти.нет
Tweet