Киев: мэр виляет Президентом
Умело используя конфликт ветвей украинской власти и противоречия внутри городской оппозиции, мэр Киева Леонид Черновецкий получил неограниченный доступ к материальным ресурсам столицы. Правительство Юлии Тимошенко пошло в открытое наступление на мэра Киева Леонида Черновецкого и наткнулось на защитные укрепления, выстроенные секретариатом президента во главе с Виктором Балогой. Оба лагеря привлекли в союзники народных депутатов, а полем для маневров стал Закон «О столице городе-герое Киеве».
Кабинет министров, рассмотрев на заседании 12 марта результаты работы межведомственной комиссии по проверке действий киевской власти, рекомендовал президенту Виктору Ющенко уволить Черновецкого с должности главы Киевгосгорадминистрации (КГГА). В ответ заместитель главы секретариата Александр Шлапак заявил, что выполнить рекомендации Кабмина невозможно, поскольку по закону о столице президент обязан назначить главой КГГА мэра, избранного киевлянами. Парламентская фракция БЮТ и оппозиционные Черновецкому депутаты из Киевсовета (Блок Кличко и БЮТ) интерпретируют это положение в свою пользу — увольнение главы госгорадминистрации автоматически означает проведение новых выборов мэра. В прошлый четверг парламент проголосовал за создание своей комиссии, которую возглавит давний оппонент Черновецкого, бютовец Николай Томенко, для дальнейшего расследования законности действий столичной власти. За это решение проголосовали 249 депутатов от всех без исключения фракций.
В ход пошли громкие политические заявления. «Все понимают: Черновецкий — это коррупция», — сказала журналистам премьер-министр Юлия Тимошенко. Виктор Балога в ответ заявил, что попытки сместить столичного градоначальника, не нарушая законодательство (Генпрокуратура это до сих пор не обнаружила), а исходя из политической целесообразности, могут привести к тому, что за «101-й километр попадут те, кто одет в белый цвет и символизирует чистоту и безупречность». Президент создал свою комиссию и по просьбе мэра отправил его в пятнадцатидневный отпуск на время проведения расследования. Таким образом, все ветви центральной власти взялись за Киев. Столица стала еще одной ареной борьбы между президентом, парламентом и правительством.
Благодатная нестабильность
С момента избрания мэром в марте 2006 года Леонид Черновецкий стал объектом атак со стороны БЮТ и других оппонентов, однако до сих пор успешно их отражал. Более того, фракция БЮТ в Киевсовете за это время уменьшилась наполовину: раньше в ней был 41 депутат, теперь — всего двадцать. К большинству вокруг мэра примкнули и союзники бютовцев — семь депутатов от Громадского актива Киева (ГАК), которые рассредоточились в управлениях КГГА. Фракция «Поры» в горсовете вовсе исчезла: из восьми депутатов в ней остался только Сергей Рудык. Да и тот, получив должность в бюджетной комиссии, прекратил критику в адрес руководства Киева. К Черновецкому примкнули и некоторые депутаты от Блока Виталия Кличко и «Нашей Украины» — первых ввели в комиссии Киевсовета, вторые добились гарантий развития своего строительного бизнеса. В оппозиции оказались только осколки фракции БЮТ и Блока Кличко, а также некоторые «нашеукраинцы», которые не смогли договориться с мэром. Черновецкому таким образом удалось обеспечить лояльность Киевсовета. За прошедшую неделю столичная власть утратила последние признаки самостоятельности, превратившись в заложника разборок между президентом и премьером
Попытки провести местный референдум по вопросу о доверии столичному градоначальнику, которые в течение нескольких месяцев предпринимал депутат Киевсовета Михаил Бродский, разбились о законодательство. Зафиксировать наличие нескольких тысяч киевлян, недовольных правлением мэра, может только он сам: инициативные группы должны зарегистрироваться у городских чиновников. А мэрия объявляет проведение референдума. Оппозиции не удавалось даже собрать одну треть депутатов горсовета для проведения внеочередных сессий, чтобы рассмотреть правомерность уже принятых Киевсоветом решений. Даже БЮТовцы, для большинства из которых коммерческие операции с землей и девелопмент являются основными видами бизнеса, не спешили вступать в жесткий конфликт с Черновецким. До последнего момента именно интересы спонсоров БЮТ (в частности, Богдана Губского) в получении земли в столице затягивало начало масштабного натиска на мэра, хотя смена власти в столице была внесена в коалиционное соглашение и для Тимошенко является не менее важным шагом, PR-ходом, чем возврат вкладов Сбербанка СССР и Укргосстраха.
Важной причиной устойчивости городского головы были конфликты между разными лагерями в центральной власти, что позволяло ему успешно лавировать между ними. Сначала мэра поддерживала Партия регионов — во время блокирования сессии, в повестке дня которой стоял вопрос о повышении коммунальных тарифов, в президиуме рядом с ним сидели народные депутаты от Партии регионов и представители Кабинета министров Виктора Януковича. В период правления антикризисной коалиции Черновецкий откровенно игнорировал президента — даже не посещал совещания глав местных администраций. Указы президента о создании заповедников и запрете строить в исторической части города называл посягательством на местное самоуправление в Киеве, заявляя, что управление собственностью территориальной общины не является компетенцией главы государства. Градоначальник даже не пришел на упомянутое заседание Кабмина. Он сказал, что глава представительского органа в Киеве не обязан отчитываться перед правительством, и мэр подотчетный только президенту, который назначает его в отличие от глав других местных госадминистраций не по правительственному представлению, а в соответствии с волеизъявлением киевлян.
«Начало договоренностей Черновецкого с секретариатом президента можно проследить еще с конца лета 2007 года. ”Наша Украина” вместо того, чтобы солидарно с БЮТ воспользоваться законом об императивном мандате по отношению к своим представителям в Киевсовете, разбалансировала свою фракцию, заменив возглавлявшего ее оппозиционера Дмитрия Андриевского триумвиратом Вячеслав Непаб—Валерий Миронов—Александр Морозов. Первые двое известны как лоббисты девелоперских и строительных компаний, а третий вообще редко бывает в Киевсовете, занимаясь банковским сектором», — сказал «Эксперту» заместитель главы секретариата Блока Виталия Кличко Владимир Бондаренко. По мере того, как конкуренция между президентом Ющенко и премьером Тимошенко становилась все более очевидной, скрытая поддержка столичного мэра Банковой становилась явной. «Виктор Балога пытается повторить стиль управления главы администрации президента Кучмы Виктора Медведчука — усилить позиции главы государства исключительно за счет административного ресурса, что невозможно без полного контроля над судебной властью и органами прокуратуры», — отметил в разговоре с «Экспертом» один из бывших соратников Кучмы. В этом деле Банковой необходимо партнерство со столичным градоначальником, на котором завязаны вопросы распределения собственности — от предоставления помещений и финансирования их содержания за счет городского бюджета до выделения земельных участков. В сентябре 2006 года киевским судьям было выделено десять гектаров земли в зеленой зоне. По словам народного депутата Владимира Бондаренко, Генпрокуратура в последние два с половиной года регулярно получает земельные участки в городе. А однажды Киевсовет выделил прокуратуре 70 гектаров в Пуще Водице.
Есть у Банковой и другие мотивы. Учитывая популярность Тимошенко среди киевлян (на парламентских выборах в сентябре 2007 года БЮТ получил здесь более 46% голосов), единственный способ удержать контроль над столицей — заручиться поддержкой мэра. «Сейчас формула сотрудничества секретариата президента с Черновецким такая: пока поддерживаем, чтобы не пропустить в городскую власть другую политическую силу или группу влияния и оставить столицу за собой», — считает депутат Киевсовета Дмитрий Андриевский. На самом деле оснований для увольнения Леонида Черновецкого и роспуска городского совета более чем достаточно. Вопрос только в том, когда президент будет готов сдать своего временного союзника.
Смена мэра без смены правил
Бывший городской голова Александр Омельченко, чтобы заручиться поддержкой бизнес-кругов столицы и чиновников из центральной власти, тоже раздавал земельные участки и уступал контроль над коммунальными предприятиями (Киевводоканал, Киевхлеб и др.). Но он не забывал заботиться и о своей популярности среди горожан: проводились работы по улучшению инфраструктуры, сдерживались цены на коммунальные услуги и хлеб. Команда Черновецкого повела наступление на весь комплекс ресурсов столицы. Для распределения бюджета города начали создаваться многочисленные коммунальные предприятия (КП) по развитию того или иного экономического сектора. Например, структура Киевгосгорадминистрации по улучшению общественного питания в столице получила контроль над ресторанами города за счет того, что в ее обязанности входит не только контроль над качеством, но и выдача и отзыв лицензий. Приватизация КП по обслуживанию столицы, которую предложил заместитель главы Киевгосгорадминистрации Денис Баас, — нормальная мировая практика. Но при этом должно быть обеспечено проведение открытого и высококонкурентного конкурса. Иначе Киев рискует просто потерять свое имущество (от кинотеатров до КП по управлению городской недвижимостью и пассажирскими перевозками, маршруты и цены на которые сейчас устанавливают эти предприятия) и ничего не получить взамен.
Масштабы раздачи земельного ресурса беспрецедентны, так же как и сама процедура землеотводов. На сессии Киевсовета 1 октября 2007 года было выделено больше двух с половиной тысяч гектаров. Тогда в ситуации затяжного формирования коалиции между БЮТ и НУНС мэрия Киева раздавала землю представителям всех политических лагерей. Вопросы в повестку дня о выдаче участков в сотни и более гектаров вносились с голоса, без предоставления документации, утвержденной всеми профильными комиссиями. Земли отводились даже на студентов Киевского политехнического института, многие из которых не имели даже столичной прописки. «Когда начнут осваиваться розданные мэрией Черновецкого земельные участки (а для окончательного оформления необходимой документации на начало строительства нужно еще года два), Киев ожидает инфраструктурный коллапс. Ведь земли раздаются без учета транспортных потоков и инженерных сетей», — говорит Дмитрий Андриевский. Эти и еще многие другие нарушения Земельного и Водного кодексов, закона о местном самоуправлении и регламента Киевсовета, нарушения генплана (в том числе и игнорирование решений территориальных общин против застройки их придомовых территорий, подписанных более 30 тысячами киевлян) находятся на рассмотрении парламентской комиссии. Оглашение этих фактов сделает невозможным открытую поддержку Черновецкого. И когда противостояние секретариата с премьер-министром достигнет пика, президент Ющенко отречется от мэра.
Однако есть одно обстоятельство, которое осложняет доказательство вины главы столичной власти. «Никто не видел решений по земле с оригиналом подписи самого Черновецкого. На все наши запросы отвечают, что их нет. Говорят, что есть только документы с факсимильной подписью», — рассказывали «Эксперту» и депутаты Киевсовета из разных фракций, и парламентарии. Таким образом, киевская власть создает большой мыльный пузырь. Отсутствие оригинальной подписи мэра на решениях Киевсовета дает возможность Черновецкому отказаться от любого из них, сославшись на то, что документ не прошел необходимую экспертизу. Предприниматели это понимают, но все равно участвуют в таких ненадежных схемах. «Коммерсант всегда оценивает риски. В Киеве риск потерять вложенные в получение восьми участков средства в результате возврата их в собственность города через суды оправдан. Потому что два земельных участка в столице, которые бизнесмену удастся удержать, многократно окупят эти вложения», — говорит Дмитрий Андриевский.
Дороговизна столичного ресурса и сделала город заложником некомпетентной и непопулярной власти. Сейчас те, кто начал борьбу за отставку мэра, также не заинтересованы менять правила игры. Идут переговоры о консолидации вокруг единого кандидата в мэры Виталия Кличко. Выборы намечают провести в апреле. Но речи об отказе от избрания Киевсовета по системе закрытых партийных списков или внесение изменений в законодательство, которые позволили бы киевлянам на городском референдуме выражать недоверие градоначальнику, не идет. Без этого ничего, кроме перехода контроля над столичными ресурсами от одной бизнес-группы к другой или раздела их между несколькими кланами, в Киеве не изменится.
Журнал EXPERT.ua