История одного долга: братва испугалась российских киллеров
Все мы с чего-то начинали… Вот, к примеру, известный «башмаковский» киллер Сергей Колесник по кличке Сорок-восьмой начинал с банального вымогательства. Его не раз за это арестовывали, и в один из таких арестов в 1994 году Колесник рассказал правоохранителям весьма занимательную историю о том, как в Крыму бандиты друг у друга деньги занимали.
Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская
Путь становления
«1К» уже не раз писала о двух главных палачах ОПГ «Башмаки»: Григории Посунько по прозвищу Гриня и Сергее Колеснике по кличке Сорок-восьмой, получившем такое прозвище из-за огромного размера ноги. Послужной список этих ликвидаторов велик, однако правоохранители знают только о самых громких их преступлениях. Напомним, одним из таких было убийство Ольги Дзюбы в июле 1995 года, когда ее вместе с охранниками расстреляли на «горбатом» мосту в Симферополе. Лично Посунько подозревают и в причастности к убийству Олега Дзюбы, который был взорван в собственном гараже. Правда, случившееся было расценено милицией как самоубийство. Но есть и другая версия: скорее всего, Дзюбу, как и его жену, попросту заказали.
Есть данные о том, что Посунько и Колесник также участвовали в убийстве севастопольского Папы — Евгения Поданева 29 июня 1994 года (на девятинах Виктора Башмакова). Правда, позже на допросах Сергей Колесник говорил, что непричастен к этому убийству и якобы ничего о готовящемся покушении на Поданева не знал. Зато рассказал, что организовали ликвидацию севастопольского Папы лидеры ОПГ «Башмаки» по прозвищам Данила, Борода и Японец.
Также «башмаковские» киллеры причастны к расстрелу в 1995 году «греческого» бригадира Ивана Иорданова. Отрабатывали этих двоих и по убийству зампредседателя Совета министров Крыма Александра Сафонцева, которое было совершено в феврале 1998 года.
А совсем недавно работникам милиции стало известно, что Григорий Посунько (о Колеснике ничего не известно) был причастен к убийствам Петра Иванова (киллера, работавшего на криминального авторитета Бориса Майду), самого Бориса Майды и двойному покушению на некоего А. Е. (он сейчас арестован, поэтому фамилию не указываем в интересах следствия) по кличке Профессор, состоявшего в преступной группировке Майды.
Как известно, последнее дело оказалось для Грини и Сорок-восьмого фатальным. «1К» уже писала, что 1 марта 2001 года по заданию «старших» они посетили одну аптечно-водочную компанию, где должны были взять большую сумму. Но вместо денег, с помощью которых фирмачи хотели откупиться от бандитов, Посунько и Колесник получили смертельные огнестрельные ранения. Из всего этого вышел огромный скандал. Шли суды, во время которых отстреливали свидетелей и исполнителей убийства «башмаковских» киллеров. Закончилось все тем, что виновных (или тех, кто взял вину на себя) наказали, а тела Посунько и Колесника нашли осенью 2001 года неподалеку от села Русаковка в братской могиле.
Чисто случайно
Вот так печально все закончилось для «башмаковских» киллеров. А начиналось значительно веселее. По крайней мере, для Сергея Колесника. В «семью» Башмака он попал, когда ему было чуть больше двадцати. С таким высоким ростом и крепким телосложением, как у Сорок-восьмого, самый раз идти в бандиты. Тогда ОПГ делилась на бригады, а бригады на звенья, в которые входили 3 — 5 человек. Так вот, Сергей был зачислен в одно из звеньев бригады Сергея Хабибулина по кличке Борода. У последнего было чему поучиться. Этот человек практически стоял у истоков возникновения ОПГ, и сам Виктор Башмаков почитал его за брата и ближайшего помощника. Именно Борода организовывал кровавые девятины Виктора Башмака с убийством на них Евгения Поданева. Он распределял места за столами, натаскивал киллеров, готовил пути отхода… Однако Хабибулину очень дорого потом все это обошлось: через полгода после «башмаковских» поминок его расстреляли у подъезда собственного дома в поселке ГРЭС. При этом убийцу Бороды никто не искал: даже милиционеры понимали, что он приговорен за организацию убийства Поданева.
Но вернемся к Колеснику. По поручению «старших» молодой боец Сорок-восьмой занимался вымогательством денег как у руководителей государственных предприятий, так и у коммерсантов. Получалось это у него отлично: как только клиент видел перед собой воротилу-гиганта, без лишних вопросов отдавал деньги. Все было хорошо у Сергея и все ладилось вплоть до августа 1994 года — тогда Сорок-восьмого впервые арестовали. Как он говорил на допросе, арестовали случайно. Вернее, вымогал на этот раз деньги он, как говорится, не по долгу службы, а по просьбе товарища по оружию — одного звеньевого из бригады Бороды по имени Боря. Этот человек попросил Колесника съездить к директору одного из предприятий и забрать деньги. Сам же Боря сослался на то, что сильно пьян и не может это сделать: мол, выручай, браток. Колесник, несмотря на то, что никогда раньше с этого предприятия мзду не брал, на свою беду, согласился. При передаче денег его и взяли.
Ваня «облажался»…
В кабинете следователя Сорок-восьмой оказался очень даже разговорчивым. Не то неопытность и молодость развязали ему язык, не то опытность правоохранителей, но Сергей Колесник рассказал им весьма интересную историю одного долга, в выбивании которого участвовал он сам. А дело было так.
Некий Анатолий П-ко решил баллотироваться в депутаты Крыма. Человек этот был замечен в связях с криминалитетом полуострова (особенно дружил с ОПГ «Греки»), и, для того чтобы пробиться к власти, ему нужны были деньги. П-ко занял их у коммерсанта, который «ходил» под «башмаками». Сумма по тем временам была приличная — 20 тысяч долларов. Просто так такие деньги не дают, поэтому поручителем сделки выступил Иван Савопуло по кличке Грек. Как известно, Ваня Грек являлся сыном известного греческого Папы Константина Савопуло, ОПГ которого промышляла рэкетом, наркотиками, также банда держала десятки обменных пунктов и славилась тем, что, завоевав территорию, уже никого больше на нее не пускала, расправляясь с незваными гостями быстро и жестоко. Вот из-за этого у «Греков» и возникли проблемы с «Башмаками» и «Сейлемом». Начались покушения на Костю Грека: в августе 1994 года был обстрелян греческий бар «Лесной» и офис страховой компании «Центурион» — штаб Кости, потом произошел взрыв в греческом ресторане «Мухуч». Все это выбило «греков» из колеи. Да тут еще начались внутрисемейные проблемы, связанные с сыном Константина — Иваном. Последний хотел самостоятельности и независимости и тащил одеяло на себя.
Именно в этот период Ваня Грек и выступил поручителем Анатолия П-ко, о чем впоследствии сильно пожалел. Пришел срок возврата денег, но П-ко не смог вернуть 20 тысяч долларов. Тогда «башмаки» поставили его «на счетчик», и сумма долга выросла до 100 тысяч долларов. Но должник повел себя достаточно нагло и совершенно не по «понятиям» — он не вернул деньги и уехал в Москву. Там Анатолий П-ко примкнул к команде известного и, пожалуй, самого скандального российского политика и был таков. А что же Ваня Грек? А Ваня попал, что называется, по полной программе. Так как он выступил поручителем несостоявшегося депутата, «башмаки» потребовали от него возмещения долга. И Ване пришлось расплачиваться: он отдал 19 тысяч долларов и греческий ресторан «Имра», презентация которого должна была состояться буквально на днях. Понятно, что папа Ваню по головке за это не погладил. Из-за последней выходки сына внутрисемейные разборки обострились, «греки» стали терять свою мощь, их очень быстро и легко начали отстреливать. Так, 17 октября 1995 года Константина Савопуло расстреляли на Центральном рынке прямо в салоне его автомобиля БМВ. Заказал Костю Грека Валерий Любич.
Больше всех из «греческой семьи» повезло Ивану Савопуло. Он сбежал из Крыма. Причин на то была масса: его хотели убить и «башмаки», и «сейлемовцы», и даже… российские киллеры. Дело в том, что Анатолий П-ко оказался очень неблагодарным должником. Вместо того чтобы повиниться перед Ваней, который вынужден был вместо него расплатиться своими деньгами и имуществом с «башмаками», П-ко уже из Москвы начал грозить расправой как «башмакам», так и… самому Ивану. И его угрозы вполне могли сбыться, ведь у политика, под крылышком которого схоронился Анатолий П-ко, был целый штат наемных убийц-профессионалов. Так что, наверное, правильно сделал Ваня, что встал на лыжи, хоть и пришлось ему за это расплатиться всем имуществом «греков». Но здоровье и жизнь все-таки дороже.
фото: Хайри Усеинов