Об убийстве Гетьмана Президент говорит только в сауне. Следствию – ни-ни?

У Генеральной прокуратуры Украины появился уникальный шанс довести до конца уголовное дело об убийстве Вадима Гетьмана, экс-главы Нацбанка Украины. Для этого нужно не так уж и много: обратиться к вновь открывшимся обстоятельствам. В процессуальном порядке закрепив показания двух свидетелей: бизнесмена Владимира Шульги и Президента Виктора Ющенко. Напомним, что расстрел видного финансиста и, без преувеличений, «отца» отечественной банковской системы, в 1998 году в подъезде собственного дома до сих пор является резонанснейшим преступлением минувшего десятилетия в Украине.

Как известно, в апреле 2003-го Луганский областной суд осудил нескольких подозреваемых в совершении резонансных убийств, среди которых – смерть бывшего главы Нацбанка Вадима Гетьмана. Сергей Кулев и Вадим Болотских получили пожизненное заключение. Другие участники – от 11 до 15 лет.

Правда, на этот приговор защита осужденных подавала многочисленные апелляции и жалобы. Один из фигурантов дела Сергей Кулев, который давно признал свою вину, в 2005 году сделал сенсационное заявление: Вадима Гетьмана он не убивал, а его заставили оговорить себя и своих приспешников.

Евгения Колодий, адвокат осужденного, комментировал слова своего подзащитного: «Действительно, дело расследовала ГПУ. Но… преступление не раскрыто. Я категорически это утверждаю. В 172 томах дела нет ни одного доказательства, которое бы можно по закону считать как доказательство. Это дело грубо сфальсифицированно – дело убийства Гетьмана. То есть раскрытие этого эпизода полностью сфальсифицированно ГПУ».

Виктория Косыгина, жена другого осужденного по этому делу – Эдуарда Косыгина – до сих пор верит, что ее муж невиновен: «Кулев показывал на фотографиях других людей, которые сейчас в розыске. Но когда привезли моего мужа, сделали так, что получается – он виновен. А доказать? Ведь мой муж свою вину не признал…»

Впрочем, многочисленые «натяжки» и передергивания фактажа в материалах дела до сих пор не мешают Генпрокуратуре считать заказчиком убийства Гетьмана бывшего премьер-министра Павла Лазаренко. Который, якобы, заказал это убийство и заплатил за него 850 000 долларов жителю Донецка Евгению Кушниру, в банду которого входил Кулев. По мнению Генпрокуратуры, Гетьман был убит для устранения препятствий Лазаренко в финансовой сфере. Каких именно – прокуратура установить так и не соизволила. А сам П.Лазаренко из стен сан-франциского узилища передал на Украину открытое письмо, адресованное, в первую очередь, родственникам убитого В.Гетьмана. В котором напрочь отметал свою причастность к расправе над банкиром.

С приходом к власти команды В.Ющенко, дело об убийстве В.Гетьмана было вновь возвращено на доследование. И – тишина…

И вот, спустя восемь лет после трагедии, у следствия появилась реальная возможность сдвинуть это дело с «мертвой точки». При желании, конечно.

Как уже сообщала «УК», в минувшую пятницу сразу две влиятельные газеты – «Факты» и «Сегодня» – разместили идентичные по содержанию интервью с бизнесменом Владимиром Шульгой, экс-руководителем одного из направлений компании «Фокстрот». В своем интервью В.Шульга утверждал (дословно) следующее: «Помню, там (в сауне – ред.) я задал Ющенко вопрос: «Виктор Андреевич, а почему вы в 2001 году подписали письмо, осуждающее акцию «Украина без Кучмы»?» – И что он вам ответил? – Сказал: «Если бы я подписал другое письмо, против Кучмы, то Украины не было бы, а был бы генерал-губернатор». Еще он сказал, что люди, которые пришли с предложением подписать письмо против Кучмы, причастны к убийству Гетьмана. Он много рассказывал…»

Это заявление В.Шульги нам кажется чрезвычайно важным. Получается, что Виктору Андреевичу Ющенко хорошо известно, кто именно, на самом деле, является причастным к убийству его друга и наставника В.Гетьмана. О чем В.Ющенко уверен в своем знании настолько, что счел возможным сообщить это, по крайней мере, самому В.Шульге. Но, скорее всего, не ему одному – так как по рассказам самого В.Шульги, в указанную сауну они с будущим Президентом ходили целой компанией. Так что цитируемые слова В.Ющенко могли слышать (и запомнить) прочие посетители парилки в тот день.

Так как газета «Факты» является официальным печатным органом, то в распоряжении журналиста (журналистов), интервьюировавших г-на В.Шульгу, обязаны были остаться диктофонные записи этого самого интервью либо заверенная подписью самого В.Шульги распечатка его интервью – в случае внесения им правок. Что, по нашему мнению, является документальным подтверждением (или вещественным доказательством) сказанного им – на тот самый случай, если В.Шульга начнет вдруг отказываться от сказанного им ранее (учитывая тот резонанс, который вызвало в администрации Президента его интервью).

Официальный допрос – в качестве свидетеля – г-на Шульги позволит следствию процессуально закрепить сказанное им в качестве свидетельских показаний.

Параллельно с г-ом Шульгой, согласно УПК, должен быть допрошен – по существу вопроса – и гражданин Виктор Ющенко: подтверждает ли он слова В.Шульги по сути их давешней беседы? Если подтверждает, то кто эти лица, причастные к убийству Вадима Гетьмана? Если не подтверждает, то чем он может объяснить клеветнические – по сути – измышления свидетеля Шульги в свой адрес. Следственные действия будут неполными, если в ситуации «говорил – не говорил» не будет произведена обычная в подобных случаях очная ставка между упомянутыми господами, цель которой – установление истины в деле. Не лишним будет и установление личностей всех посещавших с В.Ющенко сауну в тот день: нельзя исключить вероятность того, что цитируемые В.Шульгой слова будущего Президента слышали и другие присутствовавшие.

Со своей стороны можем предположить, что кто-то из двух упомянутых свидетелей не захочет откровенничать со следствием. А может быть, и оба. Почему мы так думаем?

Хотя бы потому, что ранее ни сам В.Ющенко, ни В.Шульга никогда не изъявляли желания поделиться своими соображениями со следствием по этому поводу. Хотя, как граждане, были обязаны сообщить следствию имеющуюся информацию – ведь разговор идет о деле об убийстве!

Но, увы… Во всех 172 томах уголовного дела об убийстве В.Гетьмана вы не встретите показаний свидетеля В.Ющенко, в которых он хотя бы очертил круг лиц, которые могли бы быть причастными к этому преступлению. Либо рассказал об обстоятельствах (сделках, намеченных бизнес-проектах), которые могли бы побудить потенциальных заказчиков расстрела В.Гетьмана пойти на крайности.

Возможно, В.Ющенко в первые месяцы (годы) и не представлял себе (что выглядит очень малоубедительно, учитывая их близкие с В.Гетьманом отношения), из-за чего и кто именно заказал убийство Гетьмана. Но потом ему все же стало об этом известно, и он поделился своим знанием (пусть и частично) с тем же Шульгой. Но почему столь важную информацию можно доверять «товарищу по банному венику», но нельзя – прокуратуре?

Что стоит за этим молчанием В.Ющенко? Боязнь мести со стороны тех людей, о которых он думает, что они «заказали» его друга Гетьмана? Боязнь, что может всплыть какая-то неприглядная информация о роли самого В.Ющенко в скандале, связанном с убийством его (теперь уже былого) покровителя? Или привычное для В.Ющенко – и каждодневно зримое общественностью – его нежелание чувствовать себя некомфортно, с чем бы это ни было связано? Пусть даже если эта внутрення некомфортность явится следствием нормального (в мужском понимании, конечно) желания найти убийц человека, благодаря которому ты и стал, тем кем есть сегодня, и наказать их по Закону?

Возможно, ответ на этот вопрос известен тому же Шульге. Который завершил свой пассаж об откровении Президента в «деле Гетьмана» многозначительным «Он много рассказывал…»

Нам же остается только гадать: кто эти лица, причастные к убийству В.Гетьмана, которые упрашивали В.Ющенко в бытность того премьер-министром подписать письмо против Л.Кучмы. Еще раз повторимся: это был не Павел Лазаренко, который с февраля 1999-го находился в Соединенных Штатах под арестом, и в силу этого прийти на прием к Ющенко никак не мог. Это были люди, которые представляли в тот момент оппозицию в Л.Кучме или финансово поддерживали ее. То есть люди из (от) БЮТ, СПУ и «Нашей Украины» – больше никто в тот момент не жаждал свержения «режима Кучмы»…

Что ж, нынешняя ситуация, в которую «нашеукраинец» Владимир Шульга втянул Президента Виктора Ющенко – прекрасная «лакмусовая бумажка» для понимания того, кто есть кто сегодня на властном Олимпе. А развитие этой скандальной ситуации прекрасно проилюстрирует соответствие моральных и гражданских качеств втянутых в скандал господ их словесным декларациям.

И – ничего личного…

«УК»

You may also like...