Слетели с орбиты. Российский военный космос безнадёжно отстал от современных требований
Всё, на что способна сегодня некогда могучая российская (советская) космическая индустрия, – запускать раз в год-два устаревшие спутники, чтобы обновить топографические данные в интересах Военно-топографического управления Генштаба РФ.
21 января американские военные осуществили запуск тяжёлой ракеты-носителя Delta-4 с секретным спутником оборонного назначения. Характеристики груза, отправленного на орбиту, засекречены. ВВС США официально сообщили лишь о том, что подготовка к пуску велась три года и потребовала модернизации инфраструктуры космической базы Ванденберг в Калифорнии на сумму 100 млн долларов.
Эксперты отмечают, что доставленный на орбиту спутник – уже третий по счёту из шести аналогичных разведывательных аппаратов, которые было запланировано запустить в течение восьмимесячного периода. Следующий пуск намечен на 5 февраля. Американцы многозначительно отмечают, что «хотели, чтобы наши противники продолжали теряться в догадках по поводу наших возможностей». Корреспондент «Нашей Версии» попробовал сравнить военно-космические возможности России и США.
На фоне успехов американцев российские достижения в военном космосе выглядят не так внушительно. Напомним, что неудачей закончился пуск трёх аппаратов Глонасс 5 декабря 2010 года. На прошлой неделе чуть не потерялся в бескрайних просторах космоса геодезический космический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2».
Причём после запуска на орбите «Гео-ИК-2» первыми заметили американские средства слежения, и только потом российским специалистам удалось выяснить, что спутник вышел на эллиптическую орбиту вместо расчётной круговой. Кроме того, выясняется, что, поскольку спутник выведен на орбиту с отклонениями от заданных параметров, он не сможет выполнять возложенные на него функции.
Между тем американские независимые эксперты приподняли завесу секретности над последним американским запуском – они считают, что Пентагон вывел на орбиту модернизированный спутник-фоторазведчик KH-11. Данный аппарат стоимостью около 1 млрд долларов способен делать снимки с пространственным разрешением 10 сантиметров.
Причём в видимой и инфракрасной областях спектра. КН-11 предоставляет информацию, необходимую для решения стратегических и тактических задач. Эксперты отмечают, что этот аппарат предоставит американским военным возможность детально рассмотреть ракету на пусковой установке, к примеру, в Северной Корее, определить её точные размеры, то есть у них появится возможность определить её основные характеристики.
«Спутник будет использован для получения высокоточного изображения военных объектов, а также объектов, принадлежащих террористам, по всей планете», – отметил аналитик из вашингтонской исследовательской организации «Архив национальной безопасности» Джеффри Ричелсон.
На сегодняшний день американские военные обладают многократным преимуществом в космосе практически по всем показателям. У США самая крупная орбитальная группировка в мире, в которую входит свыше 400 искусственных спутников. В России же, как сообщил в конце прошлого года командующий Космическими войсками (КВ) генерал-лейтенант Олег Остапенко, на сегодняшний день в составе орбитальной группировки насчитывается более 110 космических аппаратов. Из них около 80% составляют космические аппараты военного и двойного назначения.
Как отмечают эксперты, в настоящее время российская программа запуска спутников фоторазведки находится на очень низком уровне. Если в 70–80-е годы запускалось около 30 спутников в год, в 1999 году был лишь один запуск, а в 2000 году – три, примерно с такой же периодичностью их запускают и сегодня. Всё, на что способна сегодня некогда могучая наша космическая индустрия, – запускать раз в год-два устаревшие спутники, чтобы обновить топографические данные в интересах Военно-топографического управления Генштаба.
В 80-х годах Советский Союз стремился к тому, чтобы на орбите постоянно находились спутники всех типов. Однако финансовые трудности после развала СССР привели к тому, что содержать постоянную группировку в космосе для России оказалось не по силам. Например, с 28 сентября 1996 года по 15 мая 1997 года Россия вообще не имела спутников фоторазведки на орбите. Это был самый большой перерыв с начала спутниковой программы в 1962 году.
Реальное состояние отечественного «шпионского» космоса плачевно, отмечают как военные, так и гражданские эксперты. По оценкам специалистов, российская космическая промышленность исчерпала научно-технический ресурс и «утратила способность к разработке и изготовлению большей части приборов и узлов». Продление ресурсов пребывания в космосе сегодня достигается в основном за счёт привлечения иностранных технологий и комплектующих, даже хвалёные спутники ГЛОНАСС собирают большей частью из иностранных деталей.
Эксперты считают, что отечественные космические аппараты, особенно разведывательные спутники, отстают от американских и европейских на два-три поколения. Основная проблема российских устройств – низкие ресурс и надёжность. Бортовая аппаратура также далека от требований, предъявляемых современной войной. Спутники оптической разведки (оптико-электронной, фоторазведки) – это разработки 70–80-х годов.
Например, спутник широкополосной и детальной фоторазведки «Дон» (он же «Орлец-1», изделие 17Ф12) создан 20 лет назад. Архаичность этих аппаратов очевидна, они оснащены плёночной фотокамерой и спускаемыми капсулами с плёнкой. Нужный объект надо заснять, затем сбросить капсулу, после необходимо отыскать, отправить на проявку, потом напечатать снимки и провести анализ-обработку.
Практически аналогичен и другой разведчик – «Кобальт-М»: разработан в конце 70-х, срок активного существования – четыре месяца, его оптика способна фиксировать объекты размером до 40 сантиметров. Но камера у него тоже плёночная. Есть «Неман», способный преобразовывать фотосъёмку в цифровой сигнал, передаваемый на Землю, но качество его снимков было низкое, это уровень советской радиоэлектронной промышленности 1982 года.
Тем не менее в ходе чеченской кампании «Неман» пытались использовать для получения разведданных. Для этого спутник переориентировали на Кавказ, но оказалось, что над Чечнёй он мог находиться не более 20 минут в сутки, что было явно недостаточно. В итоге последний спутник этой серии убрали с орбиты в мае 2001 года. Стоит ли удивляться, что спустя почти 10 лет во время российско-грузинского конфликта 58-я армия воевала также без данных космической разведки. И это говорит лишь об одном: в сфере оптической разведки уже десятилетиями царит системный кризис.
Как рассказал «Нашей Версии» главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, сегодня российская промышленность не способна даже приблизиться к американцам в области производства разведывательных спутников. По мнению эксперта, отставание составляет семь-восемь лет, и это при условии, что на эту отрасль будут выделяться миллиарды долларов, что в принципе нереально.
Однако российские чиновники настроены не так пессимистично. Несколько лет назад генерал Анатолий Перминов, руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) и экс-командующий Космическими войсками, сообщал, что современные российские космические аппараты имеют разрешение около 1,5 метра.
Однако, по оценкам экспертов, на сегодняшний день даже такие параметры уже не являются оптимальными для военных. Такое разрешение в лучшем случае позволяет лишь отличить танк от машины. Чтобы определить его тип, характеристики нужны уже на порядок выше — 15–20 сантиметров, для отечественных спутников такое качество пока недостижимо, тогда как запущенный в серию американский спутник KH-13 позволяет получать снимки с разрешением 4 сантиметра.
Последняя попытка российских военных обзавестись высокотехнологичными спутниками-шпионами была предпринята летом 2008 года. На орбиту ракетой-носителем «Союз-2.1б» с космодрома Плесецк был выведен спутник серии «Персона». Была заявлено, что это космический аппарат нового поколения, на который возлагаются очень большие надежды.
Предполагалось, что с 2009 по 2013 год Минобороны ежегодно будет запускать по два спутника оптической разведки «Персона». Размещённый на солнечно-синхронной орбите спутник был предназначен для получения снимков высокого разрешения и оперативной их передачи на Землю по радиоканалу. Гарантийный срок активного существования аппарата должен был составить семь лет. По некоторым данным, стоимость спутника составляла порядка 5 млрд рублей.
Однако этот проект оказался недееспособным, после вывода на орбиту спутник так и не заработал из-за выхода из строя радиоэлектронной аппаратуры. Из-за неудачи со спутником эту амбициозную программу пришлось приостановить на неопределённый срок, а это означает, что Российская армия ещё несколько лет будет оставаться без современной космической разведки.
Автор: Александр Степанов, НАША ВЕРСИЯ
Tweet