Сон – могила. Как сон «хоронит» водителей, пилотов и машинистов поездов вместе с пассажирами
Внезапное засыпание людей, управляющих транспортными средствами, становится каждый год причиной огромного количества нештатных ситуаций. Речь идёт не только о водителях машин: опасность подстерегает и пилотов самолётов, и машинистов поездов. Но наибольший риск представляет засыпание за рулём автомобиля. с засыпанием за рулём связано около 20 процентов всех ДТП.
Но последствия в случае «отключения» пилотов или машинистов могут быть гораздо серьёзнее.
15 января вечером в Спасском районе Приморского края под колёсами легковой автомашины погибла 14-летняя воспитанница детского дома города Спасска-Дальнего. ДТП произошло на 490-м километре автодороги М-60. Автомашина Honda HR-V, управляемая 30-летним водителем, двигалась в сторону Хабаровска, и, как пояснили в отделении пропаганды Управления ГИБДД по Приморскому краю, шофёр, не справившись с усталостью, уснул за рулём.
Неуправляемая машина наехала на двух девочек, шедших по обочине дороги навстречу. Одна девочка скончалась на месте происшествия ещё до приезда «скорой помощи», вторая была доставлена в больницу с серьёзной травмой бедра. Пострадал и 4-летний мальчик – пассажир Honda, который в момент удара находился на заднем сиденье в детском автокресле.
Сонливость зависит и от времени года: зимой она более чем в 20 раз выше, чем летом.
По данным отделения медицины сна подмосковного санатория «Барвиха», каждая пятая авария происходит именно из-за внезапного засыпания за рулём. При подобных ДТП существенно чаще фиксируются смертельные исходы и особенно тяжёлые травмы. Это объясняется неспособностью водителя снизить скорость или уклониться от препятствия. Причины, которые вызывают сонливость у водителя автомобиля, машиниста поезда или пилота самолёта, схожи между собой, но полностью предотвратить возможность засыпания специалистам по безопасности транспорта и врачам не удаётся.
Главный фактор при неожиданном засыпании водителя хорошо известен – это переутомление, накопление недосыпания или «невыспанность» из-за поверхностного сна. Наиболее частым расстройством, приводящим к дневной сонливости, является синдром обструктивного апноэ сна (СОАС).
Его распространённость у людей старше 30 лет, по статистическим данным, составляет 4–7%. При этом около 2% всего взрослого населения страдает тяжёлой формой болезни. Таким образом, только в Москве около 100 тыс. человек могут иметь тяжёлую форму СОАС. Даже если каждый 10-й из них управляет автомобилем, то на дороги столицы ежедневно выезжают около 10 тыс. водителей с тяжёлой дневной сонливостью.
У больных СОАС частота ДТП в четыре–шесть раз превышает среднестатистические показатели, и риск попасть в аварию даже больше, чем у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Отечественных данных по числу ДТП, обусловленных засыпанием за рулём, нет, но иностранные специалисты подсчитали, что в США в 2000 году СОАС явился причиной около 310 тыс. ДТП. В этих происшествиях погибли 1400 человек, а ущерб составил 15,9 млрд долларов.
С теми же проблемами сталкиваются и люди, управляющие гораздо более серьёзными транспортными средствами. В Швеции во время независимого исследования среди пилотов авиалайнеров более половины членов ассоциации лётчиков (Airline Pilots Association) признались, что не могут побороть сон, совершая рейсы. Ещё 70% сообщили, что хотя бы раз совершали ошибки в управлении самолётом из-за сильной усталости. 80% указали, что существующие условия работы, в особенности дозволенное количество лётных часов, «представляют серьёзную угрозу для безопасности полётов».
Как показал опрос, проведённый в Норвегии, время от времени засыпает за штурвалом своего самолёта каждый второй норвежский пилот. Из 389 человек 2% признались, что «частенько» дремали в кабине, причём они при этом не предупреждали второго пилота, а 48% заявили, что с ними такое случалось «лишь раз» или «крайне редко». Аналитики пояснили, что приступы сонливости обусловлены ненормированным графиком работы.
«Мы полагаем, что это является результатом перенапряжения, – пояснил вице-президент профсоюза норвежских пилотов авиалиний Александр Васланд. – Для повышения эффективности авиалиний в трудовом договоре были сделаны значительные изменения. Рабочий день увеличился, а выходные сократились». По его словам, пилот часто вынужден работать до 60 часов в неделю, по 13–15 часов в день.
Почти половина из 492 опрошенных пилотов авиаперевозчика EasyJet признались, что страдают от сильной усталости, и 20% ответили, что их клонит ко сну во время полёта чаще, чем раз в неделю. Исследование было проведено университетским колледжем Лондона по заказу профсоюза британских пилотов Balpa. Профсоюз авиаперевозчика подчеркнул, что ситуация может ухудшиться в случае осуществления предложений европейских властей увеличить максимальное время полёта для британских лётчиков с 900 до 1 тыс. часов за год.
Ещё хуже показатели у машинистов поездов. По данным Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены во время специального исследования жалобы на сон высказали почти 90% опрошенных машинистов. Медики отмечают, что днём наибольшую сонливость фиксировали в 9.00,15.00 и 18.00 часов или к концу поездки. В ночное время машинисты больше всего хотят спать на 3–4-м часу работы (у 69% испытывающих сонливость) или под утро, в интервале 4.00–7.00. Сонливость зависит и от времени года: зимой она более чем в 20 раз выше, чем летом.
Специалисты по безопасности на железных дорогах оценивали качество сна машиниста дома и в перерывах между сменами, в так называемых пунктах оборота, где находятся своеобразные дорожные гостиницы. Выяснилось, что сном в домашних условиях недоволен каждый пятый машинист, но в «пунктах оборота» им спится ещё хуже: 41% там не спит вообще, а большинство остальных – всего около двух часов. Примерно у 15% работающих машинистов сон недостаточно глубокий, поспать удаётся немного, на качество сна пожаловались 30% машинистов. Каждый пятый отмечал, что после отдыха в «пункте оборота» труднее включается в работу.
«Приступы засыпания – многофакторный процесс, – рассказал «Нашей Версии» руководитель аналитического сектора службы подвижного состава Московского метрополитена Валерий Любимцев. – Мы много лет наблюдаем за машинистами метро и можем сделать некоторые выводы. Нужно обязательно учитывать психофизиологию человека.
Так, астеничные молодые люди, худощавые, те, кто вынужден начинать день с крепкого кофе, подвержены приступам засыпания больше других. У гипертоников может быть иное: снижая давление, они могут передозировать препарат и… получить тот же эффект засыпания. К категории риска относятся метеозависимые люди, среди них есть как молодые, так и люди старших возрастов. Некоторые склонны к засыпанию после сытной еды.
Поэтому мы не рекомендуем во время или перед сменой употреблять тяжёлые продукты и блюда типа картофеля или макарон с мясом. Следующий фактор риска – нестыковка, конфликт биоритмов человека и смены, в которую ему предстоит работать. Это касается и «жаворонков» и так называемых «сов». Влияет эргономика трассы, мелькание света или его нехватка. К примеру, в декабре всё время темно, света недостаточно, тоже чаще могут происходить засыпания».
Сонливость вызывается не только усталостью, но и болезнями, эмоциональной подавленностью, длительным состоянием тревоги. По данным американского исследователя У. Бингема, семейные неприятности машинистов приводят на железных дорогах к авариям и даже к крушениям. В автомобиле засыпание может провоцировать локальное тепло, а также если рядом с водителем кто-то спит. Особенно вредна «нерегулярная работа без ротации», к примеру когда два водителя-дальнобойщика делают перерывы на сон «как придётся». В последние годы плохую службу играет и компьютерная зависимость, многие машинисты не высыпаются из-за неё.
С сонливостью каждый пытается бороться как может: кто-то пьёт кофе или энергетики, кто-то включает погромче радио. На железных дорогах сейчас все магистральные локомотивы оборудованы телеметрической системой контроля бодрствования машиниста. Нечто подобное устанавливают в качестве дополнительной опции и на автомобилях – специальные датчики анализируют физиологическое состояние водителя.
Приборы типа StopSleep могут предупреждать водителя, что сон наступит в течение двух-трёх минут. Их надевают на левую руку перед началом поездки: сначала определяется «базовое» состояние водителя, а затем фиксируются отклонения. Ну а среди методов «пробуждения» в метрополитене пропагандируют водные процедуры и криотерапию.
Водителям советуют заморозить бутылку с водой, сухим холодом остудить ладони, затем провести обтирание лица, шеи, рук холодными ладонями. «Ещё хорош для пробуждения «поцелуй Снежной королевы» – остудить сухим холодом внутреннюю сторону губ», – пояснил Валерий Любимцев.
Автор: Ирина Власова, Наша Версия
Tweet