Налог на горе. Почему все, за что берутся народные депутаты, превращается в д… Нет, не в деньги
Пока государство не в состоянии помочь бездетным парам, оно решило за их счет поправить бюджет. Авторы законопроекта — народные депутаты Ярослав Сухый от Партии регионов и Екатерина Лукьянова от НУ-НС — объясняют, что, по их мнению, таким образом можно увеличить бюджетные поступления, а еще — уровень рождаемости в стране.
Законопроект предусматривает, что все граждане, которым исполнилось 30 лет и которые не имеют детей, будут платить 17% налога на доходы физических лиц независимо от уровня доходов. В то же время семьи, в которых растет один или два ребенка, будут платить налоги по обычной ставке в 15%, а многодетные — еще меньше: от 10% до 5% в зависимости от количества детей в семье. Единственная категория граждан, которые не будут платить 17-процентный налог, если закон таки будет принят, — это бездетные инвалиды I — III групп.
Законопроект сразу вызвал активные дискуссии и возмущения в социальных сетях. Молодые люди напоминают депутатам, что не все могут иметь детей — по состоянию здоровья или из-за личных соображений (а это право выбора, которое тоже нужно уважать). Кроме того, сегодня в Украине процент ранних браков снижается, зато растет количество людей, которые создают семьи в более зрелом возрасте — после того, как получат хорошее образование, сделают карьеру, приобретут жилье и тому подобное, то есть они не имеют времени и возможностей родить детей до 30-ти… Но дело даже не в тех двух дополнительных процентных пунктах в налоге на доходы физических лиц, дело в самом подходе и формулировке законопроекта. Как объясняют его противники, подобная инициатива является вмешательством в частную жизнь и неуважением к человеку как личности, которая имеет право выбора. В этом с ними соглашаются и правозащитники.
«Сейчас люди могут быть бездетными по очень разным объективным причинам: может, не сложилась семья или какая-то болезнь мешает родить ребенка. Или семья не имеет финансовых возможностей родить и воспитывать ребенка. Это беда такой семьи. А такие, к сожалению, есть, потому что у нас бедными считают себя аж 25% населения.
Это выходит фактически еще одним наказанием для этих людей. Есть люди, которые сознательно не хотят иметь детей по определенным причинам, которые для них являются серьезными, и наказывать за это такими налогами, как по мне, — это абсолютно безосновательное вмешательство в семейную и частную жизнь», — объясняет «Дню» Евгений ЗАХАРОВ, председатель Украинского Хельсинкского союза, правозащитник.
«А сегодняшний налог в 15% — это не вмешательство в частную жизнь людей? — рассуждает Екатерина ЛУКЬЯНОВА, народный депутат от НУ-НС, один из авторов законопроекта о налоге на бездетных, председатель подкомитета по вопросам молодежной политики, спорта и туризма. — Не хочешь иметь ребенка — не имей. В новом законопроекте для меня цифры — это последний пункт, потому что цифры могут быть разные. Мы же не только кому-то повышаем налоговую ставку, но и кому-то ее снижаем. Таким образом, я предлагаю помочь многодетным семьям. Я считаю, что семья с детьми должна жить богаче, чем человек, который живет один».
По советским лекалам…
Если бы вопрос был в том, чтобы снизить подоходный налог для многодетных семей, то это вряд ли вызвало бы возмущение и волнения среди людей, которые не имеют детей. Налоговые льготы для семей с детьми — привычная и оправданная практика в развитых странах. Другое дело, когда правительство предлагает повысить налоги для бездетных. Такое уже было во времена Советского Союза.
«Этот законопроект является этаким рудиментом советского отношения к этой проблеме. Это нарушение права на частную жизнь, в частности нарушение восьмой статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод — права на уважение к частной и семейной жизни. И, как по мне, введение такого налога — это также и нарушение Конституции Украины. Есть конституционное запрещение вмешательства в частную жизнь, а это является ничем иным, как вмешательством государства в личную жизнь его граждан. Следовательно, это никак нельзя поддержать», — убежден Евгений Захаров.
«Мое отношение к такой инициативе — негативное. Это нарушение прав человека, это вмешательство в личную жизнь, — объясняет «Дню» Елена ПАЛИЙ, заведующая сектором проблем продолжительности жизни и здоровья населения отдела проблем качества демографических процессов Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины. — Практика других стран доказывает, что вместо того, чтобы устанавливать для бездетных высший налог, нужно устанавливать налоговые льготы семьям, имеющим детей, — внедрять прогрессивную шкалу налогообложения доходов».
Евгений Захаров говорит, что в случае принятия закона любая бездетная семья может подать иск в суд и будет иметь все шансы выиграть.
Нет статистики — нет проблемы
Как объяснили «Дню» в Министерстве здравоохранения, в Украине нет статистики бездетных людей. «Когда в советское время был налог на бездетность, тогда и можно было вести такую статистику. Сегодня же у нас такой статистики нет. Если у человека нет ребенка, почему он должен где-то это фиксировать? Мы не знаем, нет у человека детей по состоянию здоровья или по другим причинам. Это личное дело каждого. Пока что», — рассказали нам в пресс-службе Минздрав.
Впрочем, Люсьен Гордин, кандидат юридических наук, преподаватель Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого (Харьков), который принимал участие в разработке данного законопроекта, не видит проблемы в отсутствии такой статистики.
«Есть же обычные математические расчеты, соотношения населения определенного возраста с детьми, скажем, от месяца до 16 лет. Это все элементарно высчитывается. Всюду есть общие базы, людям выдают паспорта, есть базы избирателей. Это не проблема высчитать людей после 30 лет, не имеющих детей», — объясняет он.
Законопроект оставляет открытым и вопрос, почему налог должны платить те, кто не может иметь детей по состоянию здоровья? В данном случае государство должно разработать и внедрить комплексную программу профилактики и лечения бесплодия, а не обременять этих людей налогом. Впрочем, у авторов законопроекта есть ответ и на этот вопрос.
«У меня есть ответ из Министерства здравоохранения о том, что у нас нет статистики относительно тех людей, которые не могут иметь детей. Я считаю это непонятной для себя ситуацией, но если официальной статистики нет, значит, и таких больных в государстве нет», — объясняет Екатерина Лукьянова. Как рассказала «Дню» пани Лукьянова, «есть неофициальная статистика, в которой речь идет о 20—25% людей, не могущих иметь детей по состоянию здоровья». «Возникает вопрос, почему такой статистики нет в Минздраве?» — удивляется депутат. По ее мнению, новый законопроект «должен поднять эту проблему на новый уровень, чтобы об этом услышал и Минздрав». «День» поинтересовался в Минздраве, есть ли у них такая статистика. В пресс-службе министерства нам ответили: «Может, и есть». Точного ответа придется ждать в течение недели.
Пани Лукьянова говорит, что по неофициальной статистике, из тех 25% бесплодных только 1—2% — с врожденными пороками бесплодия. Все остальные приобрели его из-за низкого качества жизни, вредных привычек и экологии. «Этим нужно заниматься, начиная с рождения, учить родителей, воспитателей, педагогов, и тогда этот процент будет значительно ниже», — совершенно справедливо говорит Лукьянова. Впрочем, каким образом данный законопроект поможет решить эту проблему, она не объясняет.
Платить или рожать?
Противники законопроекта не понимают, каким образом эта инициатива может помочь в решении проблемы бесплодия или в улучшении демографической ситуации в стране. По их мнению, цель нового законопроекта — залатать бюджетные «дыры», и не более.
Екатерина Лукьянова не соглашается. «Меня обвиняют в том, что я залезла в личную жизнь граждан, а я просто предлагаю обществу посмотреть на определенные проблемы немножко с другой стороны. Наполнить бюджет — это не цель, а задача правительства, которую оно должно выполнять ежедневно. Я считаю, что в основе всех реформ и всех начинаний должна быть семя с ребенком», — объясняет депутат.
«Это смешно! — считает Елена Палий. — Разница в два процентных пункта не может простимулировать рождение ребенка, если и более серьезные меры не способны это сделать. Нельзя внедрять вырванные из общей системы меры. Например, рождаемость в Украине действительно повысилась после введения существенного денежного пособия при рождении ребенка, и то временно, а теперь чувствуется нехватка детских садиков…».
Сотрудница Института демографии и социальных исследований имени М.В.Птухи НАН Украины объясняет, что демографическую ситуацию можно улучшить только фундаментальными систематическими изменениями, а не выплатами при рождении ребенка или тем более — налогом на бездетность. «Опросы убеждают, что основная проблема молодых семей — это, прежде всего, жилье. Когда мы решим жилищную проблему для молодых семей и в стране будет проводиться продуманная, комплексная жилищная политика, тогда и демографическая ситуация, возможно, улучшится», — подытоживает пани Палий.
Автор: Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Tweet