В Китае зреет заваруха. По стране ходят слухи о перевороте в руководстве: либералы атакуют маоистов
Тревожные слухи о возможном государственном перевороте и арестах в высшем руководстве циркулируют сейчас в Китае, который многие у нас привыкли рассматривать как образцовую модель политической стабильности. В минувшее воскресенье, например, в интернете и в гонконгской прессе появилось сообщение о том, что якобы был смещен могущественный куратор органов безопасности Чжоу Юнкан…
…, один из девяти членов постоянного комитета политбюро ЦК КПК, высшего органа власти в КНР. Этот деятель загадочным образом отсутствовал на одном из важных заседаний, его имени не оказалось в проекте документов, подготовленных к совещанию сотрудников спецслужб, которое должно состояться на этой неделе в Пекине.
Чжоу Юнкан и Бо Силай
Пытаясь опровергнуть слухи, Центральное телевидение Китая показало сюжет о состоявшейся в пятницу встрече куратора органов безопасности с прибывшим в Пекин главой МИД Индонезии. Материал об этом распространило и официальное информационное агентство «Синьхуа». Однако в материковом Китае и Гонконге продолжаются толки о скором смещении Чжоу Юнкана, который якобы был причастен чуть ли не к подготовке государственного переворота.
Несколько дней назад в китайском секторе интернета, действительно, замелькали сообщения, вызвавшие на мгновение панику: «В центре Пекина у правительственных зданий слышны выстрелы», «В Пекине раскрыт план переворота, введено чрезвычайное положение», «Чжоу Юнкан готовил мятеж». Судя по всему, всё это оказалось чушью, но дыма без огня не бывает. Слухи о возможном перевороте отражают реальный факт: в Китае сейчас произошла самая ожесточенная с конца 80-х годов вспышка борьбы в высшем руководстве. В этой борьбе пока верх берут те, кого за границей называют реформаторами или либерал-коммунистами, противопоставляя их т.н. консерваторам, «новым левым», неомаоистам (к их лагерю относится и Чжоу Юнкан).
Красное и черное
В Пекине давно шла подковерная возня накануне намеченного на осень съезда компартии, которому предстоит определить руководство страны на новые 10 лет. Неизбежная в таких случаях борьба различных группировок на сей раз приобрела крайне острую идеологическую форму.
Страны «золотого миллиарда» деиндустриализировались, а Китай стал мировой фабрикой, производящей реальную продукцию: сначала одежду, бытовую электронику, химию, ширпотреб которые представляет любой наш Интернет-магазин, а затем автомобили, промышленное оборудование, компьютерную, авиакосмическую технику, морские и речные суда, прочее. Пользуясь гегемонией в реальном производстве, Пекин начал диктовать свои условия и аккумулировать финансы для дальнейшей экспансии.
Экспансия: Украина неумолимо превращается в ресурсный придаток Китая
Если верить источникам британской «Файнэншл таймс», то некоторое время назад один из лидеров либералов в правящей компартии, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао совершил немыслимый демарш: на закрытом совещании он якобы потребовал пересмотреть официальную оценку событий 1989 года на пекинской площади Тяньаньмэнь, где войска и спецслужбы жестоко подавили многодневное массовое выступление молодежи за демократию. Судя по всему, глава правительства имел в виду оправдание в той или иной форме этого движения и, возможно, реабилитацию его репрессированных участников.
Против предложения товарища Вэня на совещании яростно выступил влиятельный и крайне популярный член политбюро Бо Силай — глава партийной организации гигантского мегаполиса Чунцин с населением более 30 млн человек. Он считался одним из лидеров фракции т.н. «принцев», объединяющей партийных функционеров во втором поколении, детей ближайших соратников Мао Цзэдуна.
В ней сильны консервативные настроения, а сам Бо Силай всегда напирал на важность маоистских идеалов равенства. Что, конечно, расценивалось как выпад в адрес либералов, чья политика экономических реформ и поощрения частной инициативы привела к колоссальному имущественному разрыву между «новыми китайцами» и массами бедняков. И либералы, и «новые левые» признают, что именно эта проблема больше всего угрожает сейчас стабильности в Китае.
Бо Силай в Чунцине бросил в массы лозунг: «Воспевай красное, бей по черному!» Первое означало пропаганду левой коммунистической морали и эстетики — массовое исполнение революционных песен, коллективные походы по местам боевой славы КПК, конкурсы стихов и сочинений о героях-маоистах. «Бей по черному» — это массированная кампания против коррупции и преступности.
Бо Силай с подозрением относился к частному бизнесу как к источнику обогащения и неравенства — многие приватизированные предприятия он перевел в городскую собственность. При этом для бедных горожан строилось относительно дешевое муниципальное жилье. Бо Силай провел реформу городской прописки — он уравнял в правах с жителями Чунцина работавших в городе нищих крестьян-мигрантов. Одни Бо Силая боготворили, другие — проклинали, а сам он уверенно шел к высшей власти в стране как лидер «новых левых».
…Диссидентский феномен под названием «Туйдан» отнюдь не являетсянационально-освободительным движением. Больше того, это не гражданское движениевообще. В действительности его участники официально не выходят из партии, а всего лишь письменно, через Интернет, пробравшись на сайт диссидентской газеты «The Epoch Times», которое и придумало эту инициативу, заявляют о своем несогласии с политикой КПК и пишут о ней все, что думают. Если это движение, то нравственное, «это что-то с совестью», как говорил один из героев «Соляриса» Тарковского.
Громко петь не советуем
Короче, премьер Вэнь и его оппонент из города Чунцин крепко поругались из-за событий на площади Тяньаньмэнь, а судьба вскоре дала либералам шанс, которым они умело воспользовались. Бо Силай должен был на осеннем съезде войти в высший орган власти — постоянный комитет политбюро ЦК КПК. Однако приключился афронт: его ближайший соратник, вице-мэр Чунцина, бежал в генконсульство США, где провел сутки и просил, как утверждают, политического убежища. Американцы ему отказали, и изменник сдался китайским властям.
На допросах он показал, что, еще будучи главой органов безопасности Чунцина, неожиданно вышел на контакты жены Бо Силая, владелицы адвокатской конторы, с боссом местной мафии. Тот якобы делал даме регулярные денежные подношения в обмен на секретную информацию о планах следственных органов. Будущий неудачливый перебежчик вроде бы пришел с этим к Бо Силаю и спросил, что делать.
Бо Силай разгневался, немедленно отправил начальника органов безопасности в отставку, перевел на место вице-мэра и начал против него расследование по подозрению в коррупции и связях с криминалом. Именно после этого тот якобы и решился бежать к американцам. Примерно к этому сводится версия, которую сейчас неофициально сливают китайские власти японским и западным журналистам.
Сам Бо Силай 14 марта, после завершения работы сессии китайского парламента, по слухам, был задержан в Пекине сотрудниками центральной комиссии КПК по проверке дисциплины — внутренней партийной контрразведки. С поста начальника парторганизации Чунцина его на следующий день официально сместили. Жена Бо Силая, сообщали в Гонконге, также задержана. Не исключено, что бывшего лидера «новых левых» отдадут под суд.
Короче говоря, Бо Силай почти уничтожен, нанесен мощнейший удар по группировке «принцев». С 15 по 19 марта был заблокирован сайт сторонников этого течения. Когда сайт возобновил работу, там не было ни одного материала в поддержку Бо Силая. Из китайского аналога YouTube также принудительно сняты многочисленные видеовоззвания сторонников опального лидера «новых левых».
Премьер требует политических перемен
Либералы тем временем пытаются развить наступление: в день задержания Бо Силая премьер Вэнь Цзябао на пресс-конференции в Пекине выступил с беспрецедентным призывом к проведению политических реформ. По его словам, без этого захлебнутся и экономические преобразования, а стране будет грозить «повторение трагедии культурной революции». Намек на Бо Силая с его призывами к социальной и имущественной справедливости на основе маоистских ценностей.
Через несколько дней Вэнь предложил программу расширения выборного местного самоуправления. Не исключено, что последуют и новые шаги. Либералы, похоже, хотят противопоставить идеалам маоистского «равноправия в бедности» осторожное внедрение буржуазных идей выборности и самоуправления. И именно логика борьбы с левым крылом в партии будет, возможно, толкать их на все более активные реформы.
Впрочем, не вполне ясно, насколько серьезно настроены на политические перемены китайские либерал-коммунисты. Не исключено, что это лишь попытки группировки уходящего в отставку нынешнего председателя КНР Ху Цзиньтао (в нее входит и премьер Вэнь) нанести упреждающие удары по конкурентам и сохранить свое влияние после исторического съезда. Кстати, на нем новым лидером партии, а потом и председателем КНР будет избран нынешний вице-председатель Си Цзиньпин — представитель консервативных «принцев», оказавшихся сейчас под обстрелом. Сам он уже произнес слова, которые можно расценить как косвенное осуждение Бо Силая.
Борьба продолжается, и идет она, как выразился один из экспертов по Китаю, «в черном ящике»: на поверхность выходит очень мало информации. Из последних слухов: куратор силовых ведомств Чжоу Юнкан, возможно, и не готовил переворот, о котором судачили в интернете. Но, как сообщается, он уже открыто потребовал не допустить расправы над товарищем Бо Силаем, напомнив о его заслугах перед партией и народом.
Автор: Василий Головнин, завбюро ИТАР-ТАСС в Японии, Новая газета № 34
Tweet