«Лексус» на службе Отечества. Как люксовые автомобили используются в российской полиции
Недавно в обычной московской пробке моё внимание привлёк интересный автомобиль. Над потоком возвышался силуэт новенького внедорожника Lexus LХ 570. Солидности автомобилю класса люкс придавали надпись «Полиция» на бортах и внушительная «люстра» на крыше. Стоимость такой машины в самой простой базовой комплектации составляет 4,4 млн рублей. Впрочем, это далеко не самая дорогая полицейская машина, которую можно сегодня встретить в России.
Ради какой такой служебной необходимости МВД вооружается люксовыми автомобилями и во сколько обходятся налогоплательщикам их мощные моторы и кожаные салоны с мультимедийными системами? Корреспондент «Нашей Версии» попробовал найти ответы на эти и другие вопросы.
Скромное обаяние ГУ МВД по г. Москве – «Мерседес GL500» стоимостью от 5 млн рублей
Тяжёлый внедорожник Toyota за цену от 3 млн рублей – не лучший выбор для ГАИ
Большие милицейские начальники любят не только красивые машины, но и красивые номера
Попытку корреспондентов «Нашей Версии» сфотографировать автопарк полицейского генералитета решительно пресекли люди в пятнистой форме Фото: Сергей Тетерин
Судя по фотографиям крутых полицейских машин, которые бдительные граждане выкладывают в Интернете, полицейское начальство знает толк в автомобилях. Спокойный сон граждан охраняют и дорогие спортивные кроссоверы, и лимузины S-класса, и умопомрачительные джипы.
Причём на многих даже встречаются «шильдики» крутых тюнинговых ателье вроде AMG и Brabus. Так, после запроса в поисковой строке «МВД Porsche» сервер первой же строкой выдал информацию о любопытном тендере, который в декабре 2011 года разместил Центр транспортного обеспечения тыла ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Аукцион назывался так: «Выполнение работ по техническому обслуживанию, сложному кузовному и текущему ремонту в период гарантийного и послегарантийного сроков эксплуатации автомобилей «Шевроле», «Рено», «Кадиллак», Ssang-Yong, Hummer, Opel, Saab, Porshe ЦТО тыла ГУ МВД России по г. Спб и ЛО». Для чего же полицейским нужны «Хаммеры», «Порши» и «Кадиллаки»? Наши эксперты уверены: для чего угодно, но только не для охраны правопорядка…
…сегодня не существует никаких ограничений по цене автомобилей, которые покупают себе полицейские чиновники. Они могут заложить в условия конкурса хоть обивку салона из кожи крокодила, и никто не будет этому препятствовать…
…Ранним утром 27 июня с фотокорреспондентом «Нашей Версии» Сергеем Тетериным мы выдвинулись в место наибольшей концентрации полицейских суперкаров – к главному офису МВД на Житной улице. Задача была простой: посчитать, сколько премиальных авто каждое утро пересекает ворота министерства и сколько примерно стоит всё это добро.
Однако фотосессия оказалась короткой. Через 20 минут после начала съёмки, в ходе которой в объектив попали несколько дорогих полицейских «Мерседесов», «БМВ» и «Лексусов», в нашу сторону решительно направилась делегация людей в пятнистой форме с надписями «Спецполк МВД России» на спине. Люди в форме стали проверять и зачем-то фотографировать наши документы. Старший в чине подполковника категорически утверждал, что мы снимаем стратегический объект и делать это можно только по специальному разрешению.
– А Кремль – стратегический объект? – спросил я у старшего.
– А там стены выше, – ответил мне подполковник.
Поняв, что уходить с места съёмки и тем самым срывать редакционное задание мы не собираемся, охранники вызвали наряд из ОВД «Якиманка». У нас вновь проверили документы, которые были в абсолютном порядке, и… потребовали проследовать в патрульную машину, которая увезла нас в ОВД. В отделе нам толком так никто и не смог объяснить причины задержания. Безымянный майор сказал, чтобы мы написали объяснительные, чего мы, понятно, делать не стали. Через несколько минут без составления каких-либо протоколов мы были на свободе. Получается, что де-юре это было похищением. Надеемся, МВД даст правовую оценку произошедшему. Но вернёмся к автомобилям.
Второе место по количеству дорогих авто на единицу личного состава в столичном регионе занимает Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, штаб которого расположен в подмосковном посёлке Чулково. Несмотря на грозное название структуры, спецназовцы в основном занимаются сопровождением машин с важными чиновниками. Сопровождают, понятно, не на «Жигулях» – так несолидно. Основа автопарка – мощные «Мерседесы Е-350» (от 2,5 млн рублей за штуку), «БМВ 528» (от 2,3 млн за штуку), внедорожники «Тойота Лендкрузер 200» (от 3 млн рублей).
Машины в основном не старше трёх лет. Что же касается остальных милицейских структур, то здесь какую-то систему в оснащении их дорогими машинами проследить сложно. Автомобили выбираются исключительно на вкус руководителей. Например, начальника ГУ МВД по г. Москве до недавних пор возил престижный «Лексус LS 600» (от 5 млн рублей), а начальника столичного УВД на воздушном и водном транспорте МВД РФ – «Фольксваген Фаэтон» (от 3,4 млн рублей). Так за чей же счёт банкет?
Вокруг того, откуда у милицейских начальников вдруг появляются крутые тачки, ходит много мифов. Например, одни говорят, что полицейские лимузины и джипы – это какой-то конфискат, другие – что представительские «Мерседесы» в полицейской раскраске – это завуалированные под благотворительность подношения милицейским начальникам со стороны предпринимателей.
«Действительно, раньше была практика, когда коммерсанты через различные благотворительные фонды покупали милицейским чиновникам дорогие авто и их принимали на баланс МВД, – рассказывает «Нашей Версии» руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
– Сейчас этого нет, и машины покупают напрямую за бюджетные средства. Но проблема в том, что сегодня не существует никаких ограничений по цене автомобилей, которые покупают себе полицейские чиновники. Они могут заложить в условия конкурса хоть обивку салона из кожи крокодила, и никто не будет этому препятствовать. Мы неоднократно выступали с инициативой как-то ограничить их аппетиты, но всё бесполезно».
Среди крутых авто с мигалками и полицейской раскраской, по словам нашего собеседника, есть и машины, которые к полиции имеют лишь формальное отношение. Например, по-прежнему некоторые «хозяева жизни» обходными путями заключают договоры на милицейское сопровождение. Пафосные машины в свой кортеж они покупают за свой счёт, после чего их перекрашивают в полицейские. Иначе, например, как объяснить наличие в милицейском парке Москвы и Санкт-Петербурга тех же «Порше Кайен», на поставку которых МВД не объявляло ни одного тендера?
«Чем дороже машина – тем больше откаты при её закупках, – говорит Кирилл Кабанов, – причём откаты уходят в службы, которые непосредственно занимаются закупками для тех же начальников, которых эти машины в итоге возят, для них «Мерседесы» – это, что говорится, «понты».
Проблемой роста числа дорогих автомобилей в милицейском автопарке всерьёз озабочены и в Профсоюзе сотрудников милиции.
«Хорошие машины полиции, безусловно, нужны, но использоваться они должны там, где они необходимы, – рассказывает «Нашей Версии» председатель координационного совета Профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин. – Здесь можно вспомнить недавнюю историю с живым щитом на МКАД, когда гаишники перекрыли дорогу гражданскими машинами, чтобы поймать пьяную нарушительницу на мощном внедорожнике.
В итоге пострадали люди. Гаишников хотели посадить, но у них не было другого выбора. Ребята говорили, что у них на посту была только одна машина, которая может ехать со скоростью максимум 180 километров в час, да и то на такой скорости начинает разваливаться, а пьяная дама на внедорожнике ехала 220 километров в час. Мы тогда предложили начальникам: «Отдайте свои джипы на дороги! Пусть на каждом посту на МКАД и основных магистралях стоит по одной такой мощной машине, а вы ездите на машинах попроще, вам-то куда спешить? Но московские начальники нас тогда не послушались».
Ситуация, когда лучшие машины используются именно как «членовозы» для милицейских начальников, характерна, пожалуй, во всех милицейских подразделениях. Например, выделяются новые машины разных моделей на окружное УВД – самые крутые тачки оказываются наверху в штабе, самые простые уходят в отделы внутренних дел. Причём в отделах тоже существует автомобильная кастовость – лучшая машина, как правило, достаётся начальнику ОВД, хотя он-то, по сути, занимается лишь организационной работой. И получается, что опергруппы вынуждены выезжать на вызовы на старом барахле, которое может не завестись или сломаться в любой момент, зато босс катается на службу и обратно на новенькой иномарке…
«Хорошие машины должны работать именно на низовом уровне, – говорит Михаил Пашкин. – В рамках комиссии по реформе МВД мы будем предлагать министру Колокольцеву, чтобы хорошие машины использовались в оперативных нуждах, а начальников можно без особых проблем возить на автомобилях попроще».
Впрочем, есть мнение, что российской полиции вообще не нужны крутые «БМВ», «Мерседесы» и так далее – даже если их передадут на дороги и «землю», толку от них будет немного.
«Нет никакой технической необходимости в использовании таких машин в полиции. Когда, как это постоянно можно видеть в Москве: автомобиль стоимостью в 100 тыс. долларов возит задницы двух инспекторов, – это бред, – считает руководитель Школы искусства вождения Driving art Дмитрий Болысов. – Полиции нужна массовая недорогая, но при этом достаточно мощная и тяжёлая машина».
Например, в США такой массовой полицейской машиной вот уже более 15 лет является «Форд Краун Виктория» – сегодня на долю этого автомобиля приходится 85% полицейского автопарка США. При этом цена машины со всеми полицейскими «допами» составляет чуть более 25 тыс. долларов США. Начиная с 2012 года на замену «Краун Виктории» Форд начал производить новую полицейскую модель – «Интерцептор».
В нём, по словам разработчиков, сохранились лучшие качества предшественника – прочный кузов, который позволяет таранить машины с преступниками, просторный салон и мощный двигатель. Думается, американские полицейские не сильно переживают по поводу того, что в этих машинах хуже салон, аудиосистема и шумоизоляция, чем в «БМВ» и «Мерседесах» их российских коллег.
Кстати, несколько десятков полицейских «Фордов» более 10 лет стояли на вооружении московской милиции, но последняя милицейская «Краун Виктория» была списана в 2010 году. В России аналогов «Краун Виктории» сегодня не производится, хотя кандидатов на роль полицейской машины хоть отбавляй. Например, непонятно, чем МВД не понравилась та же «Волга Сайбер»? Или почему бы, например ГАИ вместо «Мерседесов» за 2,5 млн рублей не закупать куда более простые и дешёвые в обслуживании «Форды Мондео»?
Зачем генералам «Лексусы», когда с такой же скоростью они могут перемещаться в пространстве на тех же «Тойотах Камри» или «Ниссанах Теана», которые стоят в несколько раз дешевле. Ведь очевидно, что, если даже руководителей МВД будут привозить на работу в кузовах бортовых «ЗиЛов», это вряд ли как-то негативно отразится на состоянии правопорядка. И даже наоборот – полицейские генералы станут ближе к рядовому составу, будут лучше чувствовать его чаяния и проблемы.
«Конечно, в полиции должны быть и специальные машины, – продолжает Дмитрий Болысов, – например, на скоростных или горных трассах не помешали бы автомобили вроде «Митсубиси Эволюшн», но таких машин нужно немного. Вообще же, если говорить о том, на какой машине лучше всего, допустим, преследовать и задерживать нарушителей, то здесь важно не то, насколько у полицейских мощная машина, а то, насколько в целом организована работа всех служб по организации перехвата. А то, что происходит сейчас, конечно, ненормальная ситуация. В одном подразделении, выполняющем одни и те же задачи, есть и дорогие немецкие авто, а есть и маломощные, ненадёжные «Жигули». Понять логику всего этого действительно трудно».
P.S. В ближайших номерах «Наша Версия» вернётся к теме автомобилей премиум-класса МВД России. Если у вас есть фото дорогих полицейских машин, присылайте на редакционный адрес электронной почты
Автор:Вадим Саранов, НАША ВЕРСИЯ
Tweet