Украина и армии соседних государств: вероятные угрозы

Очевидно, что с момента образования независимого государства под названием Украина и до настоящего момента проблемы развития национальной армии не являлись авторитетом ни одного правительства, которое сменилось за этот временной промежуток. В то же время соседи время даром не теряли.

 …В то время, когда в стране еще существовало ядерное оружие, оставшееся от советских времен, Украина вызывала уважение в мире. А потому, даже на заключительных этапах разоружения армией никто особо не занимался и не интересовался. В итоге – от достаточно сильной армии практически ничего не осталось.

Но и в такой ситуации руководство страны сумело выкрутиться, заявив о том, что стране армия не особо и нужна, потому как Украина ни с кем воевать не собирается, да и в целом геополитическая ситуация в мире вполне благоприятна. Плюс ко всему в Конституции страны был прописан внеблоковый статус.

Однако, вместо того, чтобы активизировать военное строительство, действия властей привели к еще большей военной недостаточности. Объяснить подобное очень просто: государство, находящееся в самом центре Европы, не сможет соревноваться с НАТО или Россией в военном отношении, а в случае возникновения каких-либо локальных конфликтов будет вполне достаточно и той армии, которая есть.

Тем не менее, чтобы не быть голословными, а оценивать обстановку объективно, необходимо проанализировать вооруженные силы государств, расположенных по соседству с Украиной.

Все события, которые происходили в начала нового века, являются ярким свидетельством того, что в обозримом будущем проблема глобальных войн действительно не возникнет. Тем не менее, необходимо принимать во внимание, что по отношению к Украине существуют определенные территориальные претензии, некоторые регионы страны являются зоной интересов соседних держав, а энергетическое, экономическое и технологическое блокирование страны на международном уровне – это вовсе не шутки. Ведь украинское государство, которое утратило военные и технологические признаки суверенитета, является ослабленным.

Сразу необходимо отметить, что в наступившем году прямой военной угрозы не предвидится. Тем не менее, существует большое количество прочих рисков и угроз, в частности, информационное воздействие со стороны соседних стран, формирование решений власти за пределами государства, поддержка антиукраинских движений и мероприятий, а также деятельности иностранных спецслужб на украинской территории. Очевидно, что такое воздействие на Украину в ближайшем будущем будет только усиливаться, поэтому властям необходимо обратить внимание на развитие оборонного сектора в широком контексте.

На первый взгляд может показаться, что в Европе все вполне спокойно и тихо. Но настораживает то, что соседние государства потихоньку скупают новое вооружение. При этом, к слову сказать, они находятся в составе военно-политического блока, и не одного.

Так, к примеру, в России, с приходом к власти во второй раз Владимира Путина военные амбиции возросли в несколько раз. Российский оборонный комплекс, помимо развития стратегической, в частности, ядерной, составляющей, большое внимание уделяет закупкам нового вооружения и техники. Так, военными планами предусмотрены закупки партий новых вертолетов и самолетов: это МиГ-29КУБ и МиГ-29К (24 машины на протяжении 2013-2015 годов), 27 машин Як-130, полученных в прошлом году, модернизированные МиГ-31БМ (15 машин получены в 2012 году).

Общее количество самолетов и вертолетов, которые предполагается получить в армию до 2020 года, составляет 600 и 1000 единиц соответственно. Кроме того, в планы заложены закупки ряда серий ракетных авиационных комплексов для истребителей 5-го поколения. В прошлом году в российской армии появился новый дивизион ракетных зенитных систем С-400.

Понятно, что военные не намерены называть точное количество поставленные в войска других средств противовоздушной обороны, а потому они ограничиваются общими фразами о том, что было поставлено большое количество модернизированных и новых ракетных зенитных комплексов, в частности, С-300В4, С-400, «Стрела-10М3», «Тор-М2У», «Панцирь-С», а также «Верба» и «Игла-С». Кроме того, на вооружение российских войск в текущем году должны поступить ракетно-зенитные системы С-500.

Таким образом, по отношению к России, украинская противовоздушная система будет отставать почти на целое поколение.

Намного активнее, нежели Украина, занимается вооружением и Беларусь, которая никогда не отличалась большой расточительностью. Правительство страны сориентировано на создание щита, по большей части за счет военно-политического сотрудничества с Россией. Так, в конце прошлого года белорусское правительство приняло решение о закупке 4 машин Як-130 у России. Кроме того, в феврале 2012 года между двумя странами был подписан договор о формировании единой региональной российско-белорусской системы противовоздушной обороны.

Затем Белоруссия закупила в России 8 ракетно-зенитных систем С-300ПМУ1, за два прошедших года были также закуплены 2 батареи новых зенитно-ракетных комплексов «Тор-2М», поставки которые были завершены в конце 2012 года. Несколькими годами ранее, в 2005-2006 годах белорусской стороной были также приобретены несколько дивизионов С-300ПС.

Что касается новых договоров по закупкам, то уже в начале текущего года был подписан договор, согласно которому в 2013 году в Беларусь должна быть поставлена третья батарея зенитно-ракетных комплексов «Тор-2М». Более того, страна намерена начать закупки российских ракетно-зенитных комплексов С-400 в 2013-2015 годах.

Таким образом, говорить о том, что в вопросах обороны белорусский глава государства выглядит простачком, нельзя. На самом деле Лукашенко очень внимательно следит за всеми новинками, которые появляются в мире. Так, к примеру, недавно в прессе появилась информация о том, что в беспилотных аппаратах, разработанных белорусами, серийное производство которых намечено на этот год, будут использоваться немецкие двигатели 3W Modellmotoren. Общее число беспилотников «Стерх-БМ», которые Беларусь планирует выпускать каждый год для нужд своей армии, будет равно 10 единицам.

В числе государств, которые динамично вооружаются в настоящее время, необходимо отметить и Польшу. Оборонный бюджет этой страны за последние несколько лет в шесть раз больше украинского. В прошлом году здесь была запущена новая программа совершенствования вооруженных сил, приоритет в которой отводится модернизации системы противовоздушной обороны, повышению мобильности армии и развитию информационных систем. Согласно новой программе, польское военное ведомство намерено до 2018 года закупить порядка двух сотен беспилотников, при этом общая сума закупок составит примерно 292 миллиона долларов. Необходимо отметить, что Польша отказалась от израильских разработок, отдав предпочтение своим собственным. При этом не исключено, что определенные украинские разработчики в частном порядке будут принимать в проекте непосредственное участие. Ранее, напомним, Польша закупила и детально изучила пять образцов беспилотников: американские Shadow 200 и Scan Eagle, израильские Aerostar и Orbiter, польские FlyEye.

Если говорить о тех программах вооружения, которые уже реализованы, то в первую очередь необходимо отметить закупки самолетов ВТА C-295M (стоимость их составила свыше 300 миллионов долларов), а также многоцелевых машин F-16С/В Blok52+ (эти самолеты обошлись стране в сумму, превышающую 6 миллиардов долларов). Парк боевых самолетов за последние годы значительно сократился за счет снятия с вооружения МиГ-23, МиГ-21, и частично Су-22М, которые устарели. Все они были заменены многоцелевыми истребителями американского производства F-16. Кроме того, наличие у них высокоточного современного вооружения, в частности, управляемых ракет AIM-120C и AIM-9X («воздух-воздух») и AGM-65G («воздух-земля»), а также бомб AGM-154C и GBU-49/54 дает возможность решать более широкий круг боевых задач.

Кроме того, страна намерена осуществить к 2022 году закупки новых ракетных систем, в частности, Wisla (средний радиус действия), Narew (ближний радиус действия), Poprad (походный комплекс), Piorun (переносной комплекс), а также Pilica (ракетный артиллерийский комплекс).

Необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что Польша находится в составе НАТО, то есть находится в системе коллективной защиты. Тем не менее, страна находит возможности для реализации своей программы, которая носит название «Щит Польши» и стоит примерно 5,5 миллиардов долларов. Программа рассчитана до 2025 года. В ней предусмотрены совместные разработки и производство ракетных зенитных систем, автоматизированных систем управления, радиолокационных станций, управляемых зенитных ракет.

Кроме того, наиболее сложные с технологической точки зрения образцы вооружений поставляются коллегами по альянсу. Среди таковых нужно отметить противотанковые ракетные комплексы Spike-LR, танки Leopard-2, ракетные зенитные системы Patriot, транспортные самолеты С-295 и С-130, многоцелевые истребители F-16С/В Blok52+, а также фрегаты Perry.

Еще одной страной, которая активно занимается вооружением, является Румыния. Напомним, осенью прошлого года правительство страны заявило о своем намерении закупить у Португалии 12 истребителей F-16 Fighting Falcon, общая стоимость закупок должна была составить порядка 600 миллионов долларов. Это не новые машины. Согласно заявлениям румынского министра обороны, в стране нет достаточного количества средств для закупки новых истребителей, поэтому ведомство может позволить себе купить и модернизировать подержанные машины.

Кроме того, в числе наиболее крупных оборонных программ государства необходимо отметить совместное с Lockheed Martin производство мобильных многоцелевых радиолокационных станций TPS-79 (R) кругового обзора в количестве 17 единиц с целью обеспечения радиолокационного непрерывного поля в рамках натовской программы ПВО в Европе.

Кроме того, Румыния приобрела технологии модернизации зенитно-ракетных комплексов противовоздушной обороны Hawk и усилила мобильную составляющую благодаря закупкам военных транспортных самолетов и легкой бронированной техники. Помимо этого, страна намерена разместить на своей территории некоторые элементы американской системы противоракетной обороны, в частности, радиолокационные станции Aegis, несколько мобильных батарей ракет-перехватчиков SM-3 и беспилотные летательные аппараты Shadow 600.

Таким образом, очевидно, что в плане перевооружения Румыния стремится догнать Польшу, хотя сделать это ей вряд ли удастся, ведь возможности ее куда боле скромные (оборонный бюджет Румынии более чем в два раза меньше польского).

Замыкает рейтинг лидеров Турция, которая в прошлом году добилась размещения систем Patriot на своей территории. В начале текущего года сюда же были доставлены несколько батарей этих зенитно-ракетных комплексов. Кроме того, страна объявила о своем намерении начать строительство 8 фрегатов. Общая стоимость строительства оценивается в 7 миллиардов долларов. Также в Турции завершились разработки ракеты «земля-земля» с радиусом действия порядка двух сотен километров. А программа модернизации вооруженных сил предполагает, кроме того, что до 2016 года будут проведены разработки и поставки боевых самолетов, танков, транспортных и боевых самолетов, а также кораблей.

К слову сказать, к 2016 году страна рассчитывает получить оборот в оборонно-промышленном комплексе, равный 8 миллиардам долларов, а еще 2 миллиарда получить от экспорта военной техники и вооружения.

Среди программ, которые привлекают пристальное внимание, можно назвать намерение вывести на орбиту своего разведывательного спутника, а также производство комплекса управляемых противотанковых ракет, ракет лазерного наведения, турбовинтового самолета.

Помимо обозначенных преимуществ современных армий, существует еще одна тенденция, общая для всех – это осуществление подготовки глубинного спецназа, который способен проводить операции в любых условиях и использоваться в качестве так называемого ассиметричного оружия.

Так, к примеру, в Румынии в подразделениях специальных операций служит почти 1,5 тысячи человек. В Польше численность сил специальных операций в 2012 году достигла 3,5 тысяч человек, а число батальонов увеличилось до 9. В Турции существует 4 подразделения спецназовцев (коммандос), а также поисково-спасательное подразделение «МАК», которое напоминает американскую «Дельту». В России в 2012 году значительно активизировался процесс развития ударных подразделений и формирований. В прошлом году была завершена разработка новой машины десанта БМД-4. Кроме того, в короткие сроки происходит процесс освоения новых беспилотников, стрелковых комплексов, прицелов.

Что касается Украины, то здесь силы специальных операций официально созданы, однако оснащение их не отвечает мировым стандартам. И практически никакой информации об их потенциале и подготовке нет.

Таким образом, если подвести итог всему вышесказанному, то нужно отметить, что основные усилия большинства стран направлены в первую очередь на укрепление системы ПВО и формирование щита за счет боевых самолетов, зенитно-ракетных систем, ракет и военно-морские силы.

Проводятся закупки и разработки ударных комплексов, систем обнаружения и обработки данных. Интенсивно проводится усиление мобильного компонента за счет закупок вертолетов и самолетов. Украина, которая до настоящего времени практически не занималась закупками нового вооружения и техники, к сожалению, является очевидным аутсайдером. А если принимать во внимание те обстоятельства, что государства, входящие в военно-политические блоки, интенсивно вооружаются и перевооружаются, а также отсутствие плана немедленного перевооружения, то становится вполне очевидным, что подобная политика крайне неосмотрительна и может быть даже опасной для безопасности государства.

Использованы материалы:

  • http://gazeta.zn.ua/internal/armii-xxi-veka-zvon-mechey-i-ston-bulata.html
  • http://forum.pogranichnik.ru/index.php?showtopic=16190&st=120&start=120
  • http://weandworld.ru/world/202-euronato.html
  • http://www.ng.ru/world/1999-12-02/6_europe.html

Автор Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина,  topwar.ru

You may also like...