DDoS: услуги интернет-киллеров для всех желающих

Устроить DDoS-атаку сегодня может кто угодно – это просто и дёшево. Ботнеты – весьма ходовой товар у злоумышленников. В компании VeriSign подсчитали, что стоимость аренды ботнета в среднем составляет 9 долларов в час. 

DoS-атаками называют попытки заблокировать доступ обычных пользователей к определённым сетевым ресурсам посредством перегрузки серверов, на которых эти ресурсы размещены, мусорным трафиком. Как правило под этим подразумевается отправка массированного потока бессмысленных запросов к серверу, который их не успевает обрабатывать, и в результате начинает функционировать с перебоями или отказывается работать вовсе.

Распределённая DoS-атака (Distributed Denial of Service attack – DDoS) – её самая зловредная разновидность. Во время DDoS мусорный трафик исходит от очень большого количества источников. Если с простой DoS-атакой можно справиться, заблокировав адрес злоумышленника, то с DDoS всё сложнее – атакующих компьютеров слишком много.

Сейчас во Всемирной сети насчитываются миллионы заражённых компьютеров, входящие во множество мелких, среднемасштабных и крупных бот-сетей. По словам Михаила Вычижанина, начальника отдела эксплуатации компании «Оверсан-Скалакси», крупнейшими такими сетями на сегодняшний день являются сети ZeuS (3,6 миллиона ботов), Koobface (2,9 миллиона ботов) и Tidserv (1,5 миллиона ботов).

Принципы распространения ботнетов практически не претерпели изменений с прошлых лет, меняется только технологическая начинка. Механизмы fast flux, пулы сайтов, ориентированных на заражение компьютера пользователя, разнообразные http injections, уязвимости нулевого дня, обновления тел движков ботнета в клиент-серверном режиме – вся эта цепочка работает неизменно многие годы. Борьба между ботнетами тоже идёт вовсю.

«Есть определённые особенности текущего времени: это растущая конкуренция на рынке, которая заставляет вирусы (и, как следствие, ботнеты) «воевать» за ресурсы машины; эта конкуренция неизбежно ведет к войне ботнетов между собой, – говорит Вычижанин. – В ближайшие годы мы будем наблюдать эту постоянно увеличивающуюся борьбу за ресурсы конечного пользователя», – пояснил Вычижанин.

Разработчики ботнета руководствуются принципом: «Ботнет должен работать». Это означает, что за ботнетом необходим присмотр – и инвестиции тоже: нужны деньги на программирование, обновление тел вредоносных программ, мониторинг ситуации с управляющими центрами и т.п. В общем, всё «по-взрослому».

Паниковать, впрочем, не стоит. Много лет именитые специалисты по сетевой безопасности твердили, что вот ещё совсем чуть-чуть, и сетевые злоумышленники создадут какой-нибудь особо крупный ботнет и отправят весь интернет в тартарары. Они преувеличивали. «У современного интернета довольно хорошо обстоит дело с распределённостью, он почти не содержит ключевых «узловых» точек, атака на которые могла бы вывести из строя всю конструкцию,»- говорит технический директор Mail.Ru Владимир Габриелян.

«Сетевые атаки можно разделить по атакуемой цели, – говорит Владимир Габриелян. – Во-первых, целью атаки может быть отказ в обслуживании сетевой инфраструктуры, и тогда внешний ресурс становится недоступным элементарно из-за неработающей сети. Во-вторых, целью атаки может быть просто увеличение нагрузки на сервера интернет-проекта до такой степени, что он просто перестанет обслуживать клиентов и отвечать на запросы, хотя с внешней стороны с сетью всё, вроде бы, в порядке.»

По словам Михаила Вычижанина, проще всего противодействовать нераспределённым атакам, жёстко сегментированным и низкоуровневыми по пропускной способности. Их обычно устраивают начинающие злоумышленники – пресловутые script kiddies. Впрочем, «лёгкие» DDoS-атаки могут сигнализировать о тестирование какой-то части зараженного функционала более серьёзными противниками.

«Тяжелее всего бороться с географически и технологически распределенными атаками на разные типы протоколов, с изменением URI-части HTTP в определённые промежутки времени, DNS-запросами различных типов, максимально моделирующими и приближающими ботнет к поведению конечного пользователя-человека,» – поясняет Вычижанин. Как правило, средний уровень атаки растёт вместе с ростом пропускной способности каналов, – как магистральных, так и локальных и пользовательских; несколько лет назад атака с входящим трафиком в 1 Гб/c считалась высокоуровневой, сегодня что-то подобное будет отнесено к атакам среднего уровня.

Защита от DDoS-атак производится разными способами, но, как правило, это фильтрация входящего трафика и блокировка сегментов Сети, из которых ведётся «бомбардировка», а также наращивание пропускной способности канала, чтобы входящий трафик не мог «смыть» целевой сервер.

Отдельная история – это «борьба» с DDoS-атаками у российских хостеров. Было время, когда фактически единственным инструментом борьбы с такими атаками было отключение доступа к сайту для иностранных пользователей. «Этот способ будет работать, ну, максимум, ещё год, пока российский ботнет не появится,» – говорит гендиректор «Оверсан-Скалакси» Дмитрий Лоханский.

Помимо «отключения Запада», обычное дело – выставление счетов самим же пострадавшим от атак клиентам за перерасход трафика. «У нас есть знакомые, которым выставляли по 3 тысячи долларов за ночь по итогам атаки DDoS, – рассказывает Павел Варнавский, финансовый директор «Оверсан-Скалакси». – Нет, есть, конечно, способы с этим бороться. Трафик у тебя бесплатный, если ты соблюдаешь соотношения 1:4 (4 доли российского и 1 доля западного трафика). DDoS обычно идет с Запада. То есть, когда он приходит, он кардинально нарушает соотношение, оттуда и цена.»

Как рассказал Варнавский, защита их клиентов от DDoS-атак осуществляется с помощью программно-аппаратного комплекса с оборудованием Juniper, Cisco и F5 Networks, которое располагается перед своеобразным суперкомпьютером, и обрабатывает входящий трафик. Внутри стоит ещё одна система – уже их разработки – она дофильтровывает трафик, идущий к конечным клиентам.

Необходимость в собственной разработке связана с тем, что все крупные системы рассчитаны на канальных операторов, которые могут массированно отфильтровать тонны трафика. «А когда, допустим, если у клиента есть ресурсы лишь на обработку 100-200 Мбит, – говорит Варнавский, – и он подвергается немасштабной DDoS-атаке , то оборудование Cisco может просто не заметить этого клиента.»

В этом, как утверждает Варнавский, принципиальное отличие от существующих в России услуг «защита от DDoS». При этом клиенты оказываются «закрыты» не только от DDoS, но и от внутрисетевых атак.

В целом, у «облачных» хостинг-провайдеров возможности по обеспечению надёжности хостинга выше, чем у большинства обычных в силу архитектурной специфики. Например, есть возможность заказывать полное резервирование, так что у любого ресурса всегда наготове «зеркало»: если один сервер по какой-либо причине «упал», быстро поднимается его полная копия, и восстанавливается состояние «перед смертью».

По словам Вычижанина, самым эффективным способом борьбы с DDoS, является комплекс мер, состоящий из:

  1. Обучения системы по байесовскому методу (в основе которого лежит теорема Байеса из теории вероятностей), плюс к этому – накапливание максимального количества признаков вектора атаки, по которым будет настраиваться и осуществляться дальнейшая фильтрация.
  2. Использование централизованной базы данных атак канальных операторов, представленных в определённых линейках оборудования (Arbor).
  3. Использование готовых и, желательно, многоуровневых решений от вендоров, зарекомендовавших себя на этом рынке. (Arbor, Cisco Guard, Juniper IDP). Лучше всего работает связка нескольких решений в одно с технической поддержкой (особенно это эффективно в момент атаки).
  4. Фильтрации атаки по принципу – как можно ближе к атакующему ботнету. Используется BGP, black hole определённых сетей и маршрутов, наиболее близко расположенных к очагам атаки. Для реализации таких возможностей должны присутствовать определённые договоренности и пиринговые отношения с участниками-провайдерами.
  5. Разработка собственных алгоритмов анализа паразитного трафика и использование их в качестве дополнения к существующим механизмам. Прецеденты разработки подобных систем на этом рынке также существуют.

DDoS-атаки – это, по сути, «услуги интернет-киллера для всех желающих». Благо отбоя от желающих нет: вынос сайтов политических оппонентов и бизнес-конкурентов, подавление вещания неугодных интернет-СМИ (например, «Сотовик» только-только оклемался от атаки, начавшейся 14 мая), иногда просто хулиганство, когда какой-нибудь обиженный в комментариях дуралей начинает пакостить как умеет – это уже совершенно обычное дело.

«Проблему нужно выносить на более серьёзный, даже государственный уровень, создавать государственные центры борьбы с подобными явлениями, решения на базе GPL и т.д., – говорит Вычижанин. – Необходимо уделять проблеме больше внимания, так как эта проблема стоит перед рунетом очень остро, а рынок до сих пор по инерции надеется «на авось» и покупает услуги защиты в крайнем случае, когда бизнес уже понёс существенные убытки.»

Юрий Ильин, Компьютерра 

You may also like...