Как защищают свои велосипеды от угона в Германии
У каждого четвертого немца хотя бы раз угоняли велосипед. Ночной кошмар немца выглядит именно так: приходя на парковку, вместо своего велосипеда он видит лишь срезанный замок. Как минимум однажды такое случалось у 27 процентов жителей Германии. Какие современные способы защиты помогут предотвратить кражу?
Ущерб от краж такого рода только в 2014 году оценили в 160 миллионов евро. Черный рынок в странах ЕС процветает – после угона велосипед перевозят, к примеру, из Германии в Нидерланды и продают по сходной цене. Поэтому лучше заранее обезопасить свое транспортное средство, чем искать его по всей Европе. DW разобралась, как это можно сделать.
Угон байка – секундное преступление с низкой раскрываемостью, вероятность того, что транспортное средство вернется к прежнему хозяину, ничтожно мала.
Залог безопасности
Первое, на что стоит обратить внимание – место, где вы собираетесь оставить велосипед. В идеале велопарковка должна быть оборудована специальными стойками, к которым можно пристегнуть байк с помощью троса или цепи. Естественно, замок перекидывается через раму, а не через колеса, которые при желании можно открутить, а затем – забрать сам велосипед.
"Темные и укромные углы – не лучшие места для стоянки.Стоит парковаться там, где много людей", – советует Штефани Кроне (Stephanie Krone), пресс-секретарь Общегерманского велоклуба (ADFC). Самое надежное место для парковки – стальные гаражные боксы, которыми оснащены многие железнодорожные вокзалы Германии. Первые подобные гаражи появились в Гамбурге в 1980-х годах.
Вторая важна деталь – сам замок. У каждого типа есть свои преимущества и недостатки. Криптонитовый U-lock достаточно тяжелый, но его сложнее всего перерезать, блокировка колеса не даст угонщику крутить педали, но не помешает вору погрузить ваш велосипед в грузовик, замок из пластин компактный и легкий, но он не способен противостоять болторезу. "Высококачественный замок – главная инвестиция для тех, кто не хочет лишиться велосипеда", – считает Кроне. Согласно статистике, каждый шестой украденный байк не был пристегнут.
Несмотря на все разнообразие блокировок, тросов и цепей, велосипеды продолжают воровать – более 330 тысяч по Германии каждый год, то есть около 40 штук в час. Существуют даже рейтинги самых опасных городов для велосипедистов – Берлин, Мюнстер и Кельн в их числе. Поэтому параллельно с хорошим замком Общегерманский велоклуб рекомендует обзавестись и более серьезной и современной защитой – велопаспортом и специальным кодом.
Новые технологии
Вот уже несколько лет немецкие разработчики занимаются созданием различных систем регистрации велосипедов. Среди них – "Bike ID", стартап, зародившийся в Берлине. По мнению его совладелицы Кади-Риин Лейсалу, основная связанная с угонами проблема в том, что большинство краденых велосипедов транспортируется в другие страны, где их практически невозможно найти. "Наша команда пыталась придумать способ, который поможет владельцам идентифицировать и вернуть свой байк", – рассказывает она в интервью DW.
Решение "Bike ID" заключается в присвоении каждому велосипеду индивидуального кода и размещении на раме, руле и колесах 200 микрочипов. Незаметные для вора метки наносятся с помощью специального клея, при малейшем подозрении по поводу происхождения велосипеда покупатель может проверить его в базе данных, которая содержит не только уникальный номер, но и фотографии байка. Берлинцы постепенно создают реестр, охватывающий всю Европу и США. Правда, по словам представительницы ADFC Штефани Кроне, существует уже много аналогичных проектов, но они, как правило, не имеют успеха. Загвоздка – ограниченность создаваемых ими баз данных.
В Лейпциге попытались решить проблему локально: с 2009 года каждый желающий может бесплатно зарегистрировать свой велосипед в городской полиции. Разработчики уверяют, что уже сама наклейка с кодом отпугнет вора. А если байк все-таки угонят, его можно будет найти, опять же, по базе данных. Боитесь, что наклейку оторвут – можно сделать гравировку на раме за три евро. Сейчас количество раскрытых угонов в самом большом городе Саксонии увеличилось до 11 процентов при среднем показателе по Германии около 9,6 процента. Главный недостаток этой системы – закрытость реестра, который недоступен в других странах Европы.
А в США внедряют разработку, позволяющую отследить местонахождение велосипеда на карте с помощью смартфона. Чип размером с монетку под названием Bike Tracker или TrackR крепится под сидение и посылает сигнал на мобильный телефон вне зависимости от того, насколько далеко увезли велосипед.
Важно перестраховаться
Если все вышесказанное все равно не внушает доверия, можно на всякий случай застраховаться от возможного ущерба: сохранность велосипеда в Германии чаще всего уже входит в страхование домашнего имущества (Hausratversicherung).
Но стоит обратить внимание на некоторые нюансы. К примеру, в старых договорах существует так называемое ограничение по компенсации краж в ночное время – Nachtzeitklausel. В новых страховках этот пункт исключен: независимо от того, ночью или днем произошел угон, фирма выплатит стоимость "железного коня". Кроме того, стоит отметить, что страховым случаем не является вандализм: если ваш велосипед останется без колес или сидения, ущерб не возместят.
Отдельную страховку под названием "BIKE-ASSekuranz" предлагают членам Общегерманского велоклуба. Полный пакет включает в себя не только страхование от угона, вандализма и несчастных случаев, но и покрывает ущерб от удара молнии или даже взрыва.
Автор: Ксения Сафронова, Deutsche Welle
Tweet