Поезд в Гаагу: об уходе России из Международного уголовного суда
Грузия, Украина, Сирия – список конфликтов, за которые лидеры РФ могли бы предстать перед Международным уголовным судом в Гааге, растет. Возможно ли это после выхода России из Международного уголовного суда?
"Что за станция без флага? Что за девки в неглиже? Говорят ему: Гаага. Мы заждались Вас уже". Фраза из сатирического стихотворения российского поэта Андрея Орлова – лишь одни из примеров того, где, похоже, некоторые россияне и многие украинцы хотели бы видеть Владимира Путина. После аннексии Крыма появилось бесчисленное множество так называемых интернет-мемов, на которых президент РФ изображен на скамье подсудимых Международного уголовного суда (МУС) в Гааге.
Неприятие международных решений
На этой неделе стало понятно, что это желание может остаться на уровне записей в соцсетях. В среду,16 ноября, Россия объявила об отказе участвовать в Римском статуте – основоположном документе суда ООН, учрежденного в 1998 году. Москва подписала статут в 2000 году, но не ратифицировала его.
Отто Люхтерхандт (Otto Luchterhandt) не удивлен новостям из Москвы. "Это шаг в направлении, которое уже обозначилось в другом контексте", – объяснил в беседе с DW бывший директор отдела изучения восточноевропейского права в университете Гамбурга.
Он напомнил об озвученной в 2015 году позиции Конституционного суда РФ, согласно которой решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге исполняются только тогда, когда они не противоречат российским законам. Россия, по выражению Люхтерхандта, все больше демонстрирует неприятие международных решений.
Гаагский прецедент
Пьер Тильбёргер (Pierre Thielbörger), директор Института по исследованию международного права, мира и вооруженных конфликтов в Рурском университете в Бохуме, называет решение о выходе России из МУСа политическим. По его мнению, "юридически оно не имеет значения", поскольку Россия и так не ратифицировала Римский статут.
В России МУС называют неэффективным и предвзятым. Об этом заявили и глава комитета по международным делам Госдумы Леонид Слуцкий, и уполномоченный по правам человека РФ Татьяна Москалькова. А мэр Москвы Сергей Собянин написал в микроблоге Twitter, что для России было бы "унизительно, чтобы наc судили какие-то чудаки в Гааге".
В западных и украинских СМИ гадают, было ли связано решение Москвы с недавними новостями из Гааги. В понедельник, 14 ноября, главный обвинитель МУС отметила, что события в Крыму и частично в Донбассе указывают на "международный вооруженный конфликт" между Россией и Украиной. Это первый раз, когда международная инстанция называет этот конфликт международным военным противостоянием.
Есть ли опасность для Путина и его министров?
Отто Люхтерхандт призывает не переоценивать значение этого заявления, сделанного на основании продолжающегося предварительного расследования МУС. По мнению эксперта, основания для обвинений России в агрессии против Украины есть. Этот вид преступления был детально описан в ходе внесения изменений в Римский статут в 2010 году, которые вступят в силу в 2017-м.
"В любом случае речь идет о событиях (на Украине. – Ред.), которые на основании объективной юридической оценки нужно квалифицировать как агрессию Российской Федерации", – говорит Люхтерхандт. По его мнению, в обозримом будущем российских граждан за это могли "притянуть" в МУС.
Юрист отмечает, что Римский статут в этой связи четко предусматривает ответственность высших чиновников – президента, премьера, министра обороны и, возможно, начальника Генерального штаба. Но выход России из МУСа "определенно исключает" такой вариант, считает Люхтерхандт. Остается лишь одна возможность, полагает Пьер Тильбёргер из Бохумского университета. По его словам, зацепкой может быть то, что возможные преступления совершены на территории Украины.
"Хотя Украина не ратифицировала Римский статут, но она дала МУСу ограниченные полномочия для расследования. Если по этому пути двигаться дальше, то при определенных обстоятельствах это может коснуться российских граждан", – полагает специалист по международному праву. И добавляет, что в таком случае МУС рискует ступить "на политическое минное поле".
Украина, Сирия, Грузия
Конфликт на Украине – не единственный повод, за что россиян могли бы привлечь к ответственности в МУСе, указывает Люхтерхандт. Эксперт напомнил о продолжающейся военной операции России в Сирии и обвинениях в военных преступлениях, которые звучали в октябре, например, из уст французского президента Франсуа Олланда или британского министра иностранных дел Бориса Джонсона.
В Сирии происходят события, которые можно трактовать как военные преступления и нарушение Римского статута, говорит Люхтерханд: "Это особенно касается бомбардировок гражданского населения и гражданских объектов". Наконец, есть третий, почти забытый на Западе конфликт – "пятидневная" война России с Грузией 2008 года. По этому конфликту МУС также проводит предварительное разбирательство.
Россия – далеко не единственная страна, отказавшая сотрудничать с МУС. Это давно практикуют США. Недавно о выходе из суда в Гааге заявили несколько африканских стран. Наконец, и парламент Украины также не ратифицировал Римский статут, за что его критиковали дома.
Автор: Роман Гончаренко, Deutsche Welle
Tweet