Главное — вовремя найти «украинский след». Об особенностях недавних арестов беларуских националистов
Аресты беларуских националистов в Минске выходят за обычные рамки внутренних разборок. Хотя бы потому, что при их задержании силовики активно напирают на «украинский след». А также потому, что сами эти аресты всё больше похожи на часть кампании по развороту беларуской «многовекторности» в «едино верную» — разумеется, восточную — сторону.
В преддверии 25 марта новостные ленты пестрили заголовками о задержаниях, обысках беларусов накануне празднования Дня Воли (Дня независимости БНР). Какое же значение имеют данные события для украинцев?
25 марта, в очередную годовщину независимости Беларуской Народной Республики (БНР), в Минске ожидалась масштабная акция протеста. И вот тут началось интересное. Примерно за две недели до этого в сети появились фейковые призывы от имени на данный момент прекратившей существовать организации националистов «Белый Легион» прийти на акцию с оружием в руках и навести порядок. При этом сообщалось, что приедут «братья с России и Украины».
Данное сообщение сразу же было переведено в разряд фейков. В фейсбуке стали распространяться призывы «не вестись».
Как и предполагалось, сообщение оказалось лишь провокацией. Далее в государственных СМИ появилась информация о прорыве через госграницу Беларуси с Украиной автомобиля с оружием. Версия рупоров власти напоминала плохой боевик: некий джип пролетел через КПП на большой скорости, при этом сбив шлагбаум. В результате последовавшей перестрелки пограничникам якобы удалось задержать двух из трёх пассажиров автомобиля. В джипе были найдены пистолет ТТ, гранаты и «вещество, похожее на тротил».
Всё бы было хорошо, вот только украинские пограничники об автомобиле, якобы прорывающемся с боем с их стороны, были ни сном, ни духом. Госпогранслужба Украины моментально обратилась к беларуским коллегам за объяснениями. Совместной комиссией было определено, что автомобиль не находился в Украине, а въехал с территории Беларуси в нейтральную полосу и уже после этого пытался прорваться обратно. Никакой дальнейшей информации, включая хоть какие-то данные о пассажирах, обществу не сообщили. Таким образом, была заложена информационная бомба для дальнейшей дискредитации Украины в рамках внутренней политической борьбы в Беларуси.
21 марта президент Республики Беларусь, находясь в рабочей поездке в Могилёвскую область, заявил о том, что беларуских радикалов готовят в соседних странах. Включая Украину. «Как показала действительность, они не спали, они потихоньку готовились на случай, выбирали момент. Они не только не спали. Мы уже несколько десятков задержали (анархистов с масками), которые тренировались в лагерях с оружием. Кстати, один из лагерей был в районе Бобруйска и Осиповичей. Остальные лагеря — в Украине. По-моему, в Литве или в Польше (не буду утверждать, но где-то там)», — сказал Александр Лукашенко. — «Деньги шли через Польшу и Литву к нам. Мы буквально в эти часы задержали пару десятков боевиков, которые готовили провокацию с оружием».
Судя по всему, это громкое заявление было сделано по мотивам докладной записки, которая легла на стол президента и в которой силовики предлагали дальнейший план действий. Но возникло несогласование по времени. Потому что на момент, когда президент рапортовал народу об успешной операции по задержанию неких боевиков, ещё никто не был задержан де-факто.
Задержания начались через три часа после его интервью. Первыми были схвачены распространитель беларускоязычных книг Алесь Евдахо и сотрудник издательства «Кнігазбор», бывший лидер «Белого Легиона» Мирослав Лозовский.
Личность Лозовского всегда интересовала силовиков — он был идеальным козлом отпущения и первым обвиняемым во всех ситуациях. Взрыв в Минске на День Независимости — Лозовский задержан, теракт в метро — снова попытка все повесить на бывшего лидера организации, которая перестала существовать в начале 2000-х. В общем, любимчик.
Задерживали Лозовского эффектно. В центре города, на оживлённой улице, прямо по центру дороги. Далее его, уже избитого, привезли на обыск. Во время обыска обнаружили наклейки и шевроны украинских подразделений, книги о войне, хозяйственный топор, туристические ножи — в общем, целый набор вещей, которые никоим образом не запрещены, но при должной подаче могут создать у обывателя зловещий образ кровожадного боевика. Уже на следующий день ему предъявили незаконное владение автоматом АКСУ (без заводского номера) и двумя магазинами патронов к нему. Тем самым силовики создали себе почву для последующего предъявления обвинения.
К другому легионеру по имени Виктор с обыском пришло уже спецподразделение «Альфа» КГБ Беларуси. Эффектное вырывание дверей с коробкой и динамичный вход в помещение — отличная картинка для госСМИ. Голос диктора за кадром говорит, что «боевик» отказался открывать двери.
Насчёт «отказался» — не совсем точно. Но и согласия не дал, это правда. Потому что (зрителю телеканала, впрочем, это узнать неоткуда) был задержан за час до обыска и, соответственно, физически не находился за несчастной дверью.
Если вы спросите, зачем устаивать весь этот цирк — вы ещё недостаточно прониклись спецификой беларуского медийно-силового партнерства. Сейчас исправим. При обыске у Данило обнаружили зарегистрированные охотничьи ружья, патроны к ним, учебный автомат, учебные гранаты и патроны. Сами представьте, что увидел телезритель. Реальная картина событий, увы, тривиальнее: Виктор вел кружок допризывной подготовки в средней школе №55 г. Минска. Как думаете, сообщили ли об этом, показывая его «арсенал»?
Вот вы уже и проникаетесь.
Это два самых ярких медийных эпизода раскручивающегося в Беларуси «дела боевиков». Очевидно, что все действия силовиков, вся работа государственных медиа направлены на создание страшилки для народа и демонстрацию эффективности спецслужб — для президента.
Некоторые видят в этом не только внутреннюю, но и внешнюю политику. Действия силовиков здесь — демонстрация России и лично Путину как идеологической близости (мы не допустим Майдан в Беларуси), так и невозможности европейского вектора. Действия силовиков, от грубых разгонов митингов до этих сюрреалистических провокаций, сжигают мосты между Европой и Беларусью и направляют «вектор стабильности» на Восток.
А что будет, если такие провокации участить и увеличить в масштабах, начав пересказывать беларускую версию украинских мемов о кровавом «Правом секторе»? Велика вероятность, что Россия «протянет руку помощи» — вплоть до миротворческого контингента.
Настораживает активность, которую Россия проявляет в последнее время в отношении Беларуси. Настораживает и появление в информационном поле громких заявлений «о ненадобности Лукашенко России». Он стал для Путина нестабильным партнером. Виной тому не только заигрывания Лукашенко с Западом, но и критика Путина и российских госинститутов по вопросам энергетического и торгового взаимодействия двух стран.
Учитывая мощную поддержку среди силовиков российско-беларуской интеграции, а де-факто — аннексии Беларуси Россией, а также наличие и большую активность православных военно-патриотических клубов, казачества и РПЦ, задержание беларуских националистов вписывается в гармоничную картину. Все громкие высказывания и обвинения в адрес Украины, аресты патриотов, сфабрикованные дела, отлов правозащитников и международных журналистов, несут одну-единственную цель: разрушить дипломатические связи с Украиной, Европой, США и стать активным сателлитом России. Но тогда для Украины возможно открытие второго фронта на Севере.
Автор: Владислав Кузнецов, Петр и Мазепа
Tweet