О том, что будет с Америкой после импичмента Трампа при президенте Пенсе
На пути к импичменту Трампа все еще много препятствий, не последнее из которых — необходимость получить согласие значительного меньшинства республиканцев в Конгрессе. Но сейчас импичмент — уже не либеральная фантазия, и поэтому стоит рассеять страхи либералов перед президентом Пенсом.
Вице-президент Пенс далек от либеральных взглядов, но импичмент Трампа и инаугурация Пенса будут на руку либералам, пишет в New Republic Джит Хир. Издание The Insider предлагает полный перевод статьи.
Фантазии об импичменте, которыми тогда увлекались только демократы, журналисты и антитрамповские консерваторы, такие, как колумнист The New York Times Дэвид Брукс, породили новую разновидность троллинга левых — рассуждения о том, что Пенс будет еще худшим президентом, чем Трамп. Но сейчас, когда фигура Трампа становится все более скандальной, а импичмент обсуждают открыто, причем не только демократы, но и некоторые республиканцы, упомянутые выше либералы возвращаются к предупреждениям о том, что изгнание Трампа из Белого дома не улучшит ситуацию — президент Пенс фактически будет большей катастрофой для прогрессивного проекта, чем был Трамп.
«Если Трампа подвергнут импичменту и осудят, вице-президент Майк Пенс, крайне правый приверженец религиозной идеологии, будет куда более надежным и качественным инструментом для проштамповывания консервативной повестки дня, — пишет Джефф Олсон в журнале In These Times. Меган Карпентер в женском журнале Dame настаивает: «Может быть, Пенс и не пишет твиты в стиле подсевшего на психостимуляторы подростка, страдающего потерей самоконтроля, но с глубоко укоренившимся сознанием того, что ему можно все, и с постоянным желанием что-то доказывать. Может быть, у него хватает здравого смысла, чтобы не кричать на других мировых лидеров и не восхвалять публично самых кровавых диктаторов. Но точки зрения важных политических решений мысль о том, что Пенс будет чем-то лучше человека, который проводит ту самую политику, за которую всегда выступал сам Пенс, выглядит как продукт воспаленного воображения».
У Пенса явно меньше самоконтроля и способности к самоанализу, чем у Трампа, и именно это делает его более опасным
Но самую апокалиптическую картину Америки при президенте Пенсе нарисовал Клайстон Браун, колумнист Observer (издания, принадлежащего семье Джареда Кушнера, зятя и старшего советника Трампа). «У Пенса явно меньше самоконтроля и способности к самоанализу, чем у Трампа, и именно это делает его более опасным. У него те же идеи и цели, что и у Трампа, — и к тому же идеи религиозных правых, что еще хуже, — и гораздо лучшие шансы воплотить все это на практике», — пишет Браун. Президентство Трампа превратится в дымящиеся развалины, в 2018 году демократы получат большинство в Палате представителей, а в 2020-м придут в Белый дом, и их партия «на десятилетие окажется в контролирующей позиции». Но президент Пенс, как утверждает Браун, добьется широкой поддержки и укрепит позиции республиканцев, и тогда они будут контролировать государство до 2024 года, а к тому времени они смогут получить 7 из 9 мест в Верховном суде, что отбросит реакционную тень на следующую половину века.
Нет сомнений в том, что Пенс, креатура религиозных правых, будет ужасным президентом, хотя и не во всем похожим на Трампа. Как я сам писал в середине ноября, когда левые начали обсуждать эту тему, «правление Пенса будет одной разновидностью кошмара, правление Трампа — совершенно другой. Если пользоваться терминологией игры Dungeons and Dragons («Подземелья и драконы»), Пенс — это «зло по закону», а Трамп — «хаотическое зло». В случае с Трампом более вероятна ошибка, которая приведет к ядерной войне, а Пенс может дать Америке такой толчок, что она скатится к закостенелой теократии. Худший сценарий при Трампе — это мир «Безумного Макса», а при Пенсе — мир «Истории служанки» <фильм Фолькера Шлёндорфа 1989 года и телесериал 2017 года по роману-антиутопии Маргарет Этвуд, где действие происходит в тоталитарном христианском теократическом государстве будущего, постоянно воюющем с соседями. — The Insider>.
Но кроме политических разногласий, есть еще одно различие между Трампом и Пенсом — вероятное воздействие их правлений на политический ландшафт. Это правда, что правление Трампа оказалось полной катастрофой, постоянные скандалы и его полная некомпетентность стали тормозом для той программы, которую предлагали республиканцы (отмена реформы здравоохранения, известной как Obamacare, снижение налогов, уменьшение государственного регулирования в экономике), и это большая удача для демократов. Благодаря Трампу у демократов хороший шанс получить большинство хотя бы в одной из палат Конгресса на промежуточных выборах в 2018 году и на увеличение представительства партии в законодательных собраниях штатов по всей стране.
Но было бы ошибкой считать, что Пенс будет более компетентным или более популярным президентом, способным, в отличие от Трампа, реализовать программу крайне правых. Возможно, Пенса ждет «медовый месяц» после инаугурации, когда большинство демократов и многие республиканцы будут радоваться уходу Трампа, но это будет всего лишь месяц. Короткий период популярности президента Джералда Форда, сменившего в 1974 году Ричарда Никсона, закончился, когда он помиловал своего предшественника. Если Пенс попытается воплотить свои идеи, демократы припомнят ему участие в президентской кампании Трампа. Разумеется, к выборам 2020 года у демократов уже будут готовы агитационные ролики, в которых Пенс восхваляет своего бывшего босса — к тому времени уже опозоренного.
Среди республиканцев у Пенса тоже не будет широкой поддержки. Хотя он и более традиционный республиканец, в наследство ему достанется еще более раздробленная партия, чем сейчас. Трампу тяжело пришлось в Белом доме не только из-за его собственного невежества и ошибок, но и потому, что Республиканскую партию не скрепляет ничто, кроме ненависти к демократам. Между «Кокусом свободы» <группа парламентариев-республиканцев, оппозиционная Трампу и спикеру палаты представителей Полу Райану. — The Insider>, умеренными членами Палаты представителей и сенаторами-республиканцами нет единства целей. У президента Пенса будет больше общего с республиканским мейнстримом, но он, как и Обама и Трамп до него, обнаружит, что небольшое количество крайне правых конгрессменов могут саботировать его законодательные инициативы.
В результате импичмента Трампа а партии, безусловно, возникнет новая фракция — недовольных трампистов. Обратите внимание на тех избирателей, которые перешли от Обамы к Трампу и обеспечили ему победу в 2016 году: это белые американцы из рабочего класса, которые обычно не доверяют таким республиканцам, как Митт Ромни, но решили попробовать поставить на Трампа с его популистскими идеями. Как они будут относиться к Республиканской партии, если Трампа отправят в отставку, а вместо него они получат Пенса? Скорее всего, они решат, что их предали. Очень вероятно, что на следующих выборах они не пойдут голосовать или вернутся к демократам.
Тем временем видные фигуры из правой прессы, которые поддерживали Трампа и трампизм, — такие, как Шон Хэннити, Лора Ингрэм, Таккер Карлсон и Энн Коултер, — обвинят республиканцев в том, что они нанесли Трампу удар в спину. Они будут жестко критиковать партию и сеять раскол, а значительная часть правых к ним прислушивается, и в партии разгорится длительная гражданская война.
У них будет могущественный союзник — сам Трамп. Он никогда не стеснялся направлять огонь против своей партии, заявляя, что сенатор Джон Маккейн — не герой войны, «потому что попал в плен», и предполагая, что отец сенатора Теда Круза был причастен к убийству президента Кеннеди. А уж когда партия его предаст, Трамп превратится в ядерную бомбу и постарается утянуть партию на дно вместе с собой. Не стоит думать, что политический голос Трампа ослабнет, когда его выгонят из Белого дома; вспомните, что у него будут оставаться тридцать миллионов фолловеров в твиттере, а телеканалы будут рады показать интервью с ним. И вокруг Трампа, в отличие от Никсона, сформировался чудовищный культ личности, так что его сторонники примут на веру его рассказы о предательстве республиканской элиты.
На пути к импичменту Трампа все еще много препятствий, не последнее из которых — необходимость получить согласие значительного меньшинства республиканцев в Конгрессе. Но сейчас импичмент — уже не либеральная фантазия, и поэтому стоит рассеять страхи либералов перед президентом Пенсом. Его Республиканская партия будет раненой и уменьшающейся на глазах, и у нее будет меньше возможностей претворить в жизнь свою программу. Любому, кто в этом сомневается, стоит задуматься: если президент Пенс будет значительно лучше для республиканской партии, чем Трамп, то почему тогда практически все республиканцы в Конгрессе отказываются даже обсуждать импичмент?
Перевод: Юрий Бершидский, The Insider
Tweet