Преступники переключаются на мобильный бизнес

В последние годы появился и развивается высокодоходный бизнес – современная мобильная связь. По своей технической оснащенности она практически не уступает компьютерной индустрии. Новые технологии, к сожалению, как магнит притягивают к себе нарушителей всех мастей и рангов – такова уж человеческая природа. Параллельно с новым бизнесом, как водится, появился и новый вид мошенничества. Причем уровень его уже достиг масштабов организованного криминального бизнеса.

Преступники, прежде специализировавшиеся на торговле наркотиками, вооруженных ограблениях постепенно «перепрофилируются», переключаясь на мобильный бизнес. Прибыли от «сотовых» махинаций не меньше, а риск значительно ниже, поскольку законодательства многих стран пока не предусматривают адекватных мер по борьбе с такими преступлениями.

Кратко расскажем о новых аферистах. Преступления в сфере мобильных технологий можно разбить на три категории.

• Мошенничество, наносящее ущерб операторам сотовой связи, дилерам и абонентам.

• Перехват конфиденциальной информации, или так называемый мобильный шпионаж.

• Нарушение режима сетевого обслуживания абонентов из хулиганских побуждений или по иным причинам, не связанным с перехватом информации.

Убытки от мобильных преступлений в мировой сотовой индустрии составляют ежегодно порядка $25 млрд, или 3-5% от общей суммы доходов. Многие компании, как правило, не афишируют свои потери.

Преступники, в зависимости от подготовки и возможностей, делятся по «специальностям». Условно их можно классифицировать следующим образом.

Фродастеры. Это – злостные неплательщики. Их делят на две группы: криминальные элементы и недобросовестные клиенты. Первые, заключая контракт с компанией, используют поддельные документы. Вторые пользуются подлинными, но платить не желают, попадая в категорию безнадежных должников.

Между ними нет четкой грани. Ежегодно около 1,5 млн обладателей мобильных телефонов всеми правдами и неправдами стараются уклониться от оплаты выставленных счетов. И средний размер ущерба от мошенничества этого типа (по данным зарубежных операторов) оценивается примерно в $600 млн.

Фрикеры. Это, другими словами, телефонные пираты. Их усилия первоначально были направлены на создание устройств, обманывающих АТС с целью получения бесплатных звонков. Но технологии развиваются, и в поле зрения фрикеров оказалась мобильная связь, где можно заниматься тем же, но с меньшим риском быть пойманным.

Будучи профессионально подготовленными специалистами, фрикеры представляют серьезную угрозу для будущих сетей мобильной связи. Ведь уже сам факт организации бесплатного роуминга, а также переконфигурирования услуг и форм оплаты и тем более перепрограммирования сетевого оборудования таит в себе опасность.

Хакеры. Из Интернета хакеры успешно перекочевали в мобильные сети. Их основная цель – атаки на сетевые инфраструктуры для проникновения в базы данных операторских компаний. Но если раньше для хакеров это было преимущественно развлечением, то в последнее время, получая большие счета за услуги мобильной связи, они ищут обходные пути, продавая свои услуги.

Вирусописатели. Большую опасность представляют и хакеры-вирусописатели, или вирусосоздатели (virus-maker). Они еще опаснее чем «интернетовские». Вирусы, созданные ими, способны потенциально разрушить базы данных операторов, уничтожить деньги в мобильных банкоматах и нанести по сети ряд других ударов.

Кракеры. Это разновидность хакеров. Они специализируется в области программного обеспечения и занимаются взломом прикладного ПО. Кроме того, они создают программы, проникающие в сеть через уязвимые точки. Деятельность кракеров, как правило, корыстна и связана с воровством конфиденциальной информации.

Кардеры. Тех, кто подделывает пластиковые карты, называют кардерами. Это самое настоящее киберпреступление, которое считается одним из самых серьезных в сфере высоких технологий.

Часто их деятельность сочетается с хакерской, особенно если нужно взломать карточную базу данных. Правда, случаи обнаружения взлома редки. Наиболее уязвимое место в схеме – prepaid-карта, а точнее, скрытый в ней цифровой код. Способов его прочтения много, включая профессиональное удаление защитного слоя на карте с последующим его восстановлением или замещением новым кодом, считанным с другой карты (так называемый метод shave & paste – «сбрить и наклеить»).

Инсайдеры. Ими называют сотрудников операторских компаний, которые передают преступникам информацию о способах проникновения в систему. Иногда они и сами занимаются этим «бизнесом».

Утечка информации, или так называемое внутреннее мошенничество, всегда было большой угрозой для безопасности сетей. Доля потерь операторов от внутреннего мошенничества превышает 20%. Инсайдеру, как никому другому, известны все «тонкости» работы сети и процедуры добавления новых абонентов.

И просто воры… Криминальный доступ к сотовой связи с помощью украденных или потерянных телефонов получает всё большее распространение. В совершении различного рода преступлений похищенные сотовые телефоны, оказывается, играют не последнюю роль.

Преступники используют их так же, как краденые автомобили. И хотя украденная трубка действует лишь небольшой отрезок времени (пока хозяин не сообщит о пропаже), мошенники успевают анонимно совершить преступление или сделать множество дорогостоящих звонков. Интересно, что около 40% взломов автомобилей совершается ради мобильников, забытых в салонах.

Например, в Англии ежемесячно похищается 12, 5 тыс. телефонов. А рекорд был зафиксирован, когда за один день преступниками с помощью украденного телефона был нанесен ущерб на сумму около 15 тыс. фунтов стерлингов.

Наталья Ямбулатова, Центр исследования компьютерной преступности

You may also like...