UMC: активация невозможна! Мобильная связь… с криминалом
Суммы криминального дохода в описанной ниже афере исчисляются в миллионах гривен. Зачем, рискуя, подделывать деньги фальшивомонетчикам, «мокрушничать», рискуя жизнью, грабителям банков, если можно легко и безнаказанно «продать» огромную партию фирменных карточек-пустышек для мобильных телефонов на миллионы долларов или гривен? Похоже, что «кидняка» подобного масштаба не было ни в одной стране мира. SIM-SIM, откройся!
Вместо предисловия – маленькая иллюстрация для рядового потребителя мобильных услуг. Стол для упаковки товара в супермаркете расположен у выхода, рядом с автоматом, продающим карточки пополнения счета на мобилки. Из магазинной тележки я перекладываю покупки в сумку, а другая покупательница в это время бросает в автомат 50 гривен. Но «железный» бандит сбрасывает ей карточку лишь на 10 гривен.
Девушка пытается хлопнуть ворюгу «по ушам», чтобы выбить «сдачу», устраивает скандал администраторам супермаркета, указывает на меня, как на свидетеля бессовестного автообмана. Но служащие мегалавки объясняют, что хищник-автомат здесь лишь арендатор. А жалобы лучше передать владельцу ловушки для «лохов» по телефону, который на нем нарисован. Для выяснения отношений с дурной машиной нет ни времени, ни сил. Переговоры с менеджерами- «автоответчиками» по мобильнику обойдутся дороже «сдачи». Девушка уносится на своем авто ни с чем…
Позже прохожу по рынку, где зазывалы через мегафон предлагают пополнить счет на своих мобильниках. Перед Новым годом в делах всегда – аншлаг, и мне тоже нужна «дозаправка». Но я не рискую связываться с уличными торговцами и подхожу к фирменному киоску со старой вывеской UMC. Однако, оказывается, и здесь можно «пролететь мимо кассы» ни за что, ни про что.
Покупаю карточку. Продавщица вежливо предлагает:
– Вам помочь забить деньги?
Но я благодарю и отказываюсь, так как, имея печальный опыт, никому не доверяю своего мобильного друга. Достаю из сумки очки, монеткой стираю краску с кода (хорошо, что в присутствии продавца, а не дома) и набираю его для пополнения счета. Если у меня оставался «червончик», то с «дозаправкой» должно быть 60 гривен. Но умный мобильник отвечает, что купленная карточка – недействительна.
С недоумением обращаюсь к продавцу. Мы пробуем вместе повторить процедуру набора, но результат – нулевой. Перечитываем стандартное указание на карточке: «Ваучер для пополнения счетов номеров UMC (SIM-SIM) JEANS
При покупке проверьте целостность защитного покрытия и наличия дополнительной степени защиты: нанесение краской логотипов UMC…
После звукового сигнала введите 14 цифр секретного кода.
Никому не разглашайте секретный код ваучера. UMC и партнеры UMC никогда не проводят акции…
Проверка контрактного счета по телефону 977».
Мы в точности соблюдаем инструкцию, ждем ответа, но на новой карточке деньги все равно – по нулям…
Скретч-карты – «пустышки»
Далее, после обмена «любезностями», покупатель с трудом возвращает карту-«пустышку» продавцу. Продавщица после нервной консультации со своим шефом закрывает киоск и отправляется к оптовику в магазин, где она отоварилась «пустышками».
В магазине таких «пустышек» оказывается целые ящики на тысячи долларов. Хозяин магазина – уважаемый частный предприниматель. Парень работает в бизнесе с незапятнанной репутацией, с солидным опытом и двумя высшими образованиями – финансиста и инженера-программиста. Он, как порядочный партнер, после личной проверки принимает брак от киоскера и возвращает деньги за небольшую партию «пустышек».
Честное имя и годами наработанный бренд для владельца небольшой, но серьезной торговой точки важнее какого-то досадного недоразумения, с которым молодой человек сейчас быстро разберется. Владелец магазина по продаже мобильных телефонов, аксессуаров к ним и карточек спокойно позвонил в Киев операторам ЗАО «UМС».
Столичные девушки мило ответили, что серийные номера карточек и сами карточки действительно принадлежат Открытому акционерному обществу UМС, но часть свежей партии еще не активирована. Киевский компьютер выдает девушкам информацию, что товар в пути, и вскоре карточки «заработают».
Чтобы не испытывать терпение читателей, сразу сообщу, что карточки безнадежно сдохли и не «заработали» до сих пор. То есть оказались как бы липой. После второго телефонного запроса столичные операторы посоветовали жертвам «кидка», потерпевшим от «пришельцев» из UМС, обратиться к тому дилеру UМС, у которого купили ящики с карточками. Общая сумма «кидняков» – около 100 тысяч долларов.
Как компьютерный «чайник» я представляю в UМС две базы данных. По одной компьютерной программе значатся номера, серии, коды всех карточек UМС, отпечатанных за границей (в Израиле, Польше, РФ). А на других экранах учитываются эти же, но уже активированные, то есть с денежным эквивалентом, карточки и еще счета, раскодированные абонентами мобильной связи.
Одна из официальных версий ЧП: из Киева в Донецк UМС отправила авто, загруженное карточками на сумму около 10 миллионов долларов. Пока карточки не активированы, их стоимость равна стоимости макулатуры, то есть стоимости типографских расходов, уплаченных заказчиком за их изготовление. В ходе транспортировки груз, якобы, был украден.
Не исключаю фальсификации, имитации кражи. Далее, дорожные грабители, под видом телефонных дилеров UМС, распродали (или продолжают распространять по Украине) карточки-«пустышки» по номиналу, указанному на обороте (25 и 50 гривен).
Среди «мобилычей» я тоже «чайник», и поэтому не знаю, где, кем, на каком этапе и в какой точке технологического процесса должны активироваться типографские бланки. И превращаться в эквивалент оплаты за телефонные разговоры.
UMC сделал свое дело, UMC может отдыхать?
Интересно, что вся эта лабуда произошла накануне слияния UМС и МТС. «Украинская мобильная связь» «влилась» в МТС. Не исключаю, что большая партия отпечатанных за границей готовых карточек с такими же степенями защиты, как и денежные банкноты, оказалась ненужной и подлежала утилизации. Потому что логотипы UМС изменились на МТС.
Тогда кому-то из сотрудников UМС с рангом определенного уровня. вероятно, пришла в голову мысль обогатиться быстро и сильно. Вместо утилизации карточки были реализованы как якобы активные, действующие.
Если же накануне слияния двух крупных телефонных магнатов огромная партия скретч-карт, на самом деле, была выкрадена в пути, то без участия руководителей UМС не самого низшего звена здесь, по моему предположению, не обошлось. Иначе, почему майская кража номерных бланков строгой отчетности, ставших недействительными, до сих пор засекречена? Почему не было никаких предостережений о возможных действиях аферистов в СМИ? Если не для афер с продажей, то для чего тогда осведомленным бандитам нужно было грабить интересный, но практически неликвидный груз?
Не исключаю, что высокое милицейское начальство обратится с претензиями к моему высокому начальству. Дескать, уголовное дело возбудили только в конце ноября 2007 года, а журналист уже через несколько дней публикует свои версии.
Но механизм «кидка» на миллионы долларов ли, гривен ли должны знать все владельцы мобильных телефонов UМС, все операторы мобильной связи, все дилеры, перекупщики, владельцы магазинов и киосков, уличные продавцы, торгующие карточками пополнения счета! Ведь неизвестно, кто купит остальные ящики с карточками, «пропавшие» на трассе Киев-Донецк.
Сегодня никто не знает, сколько еще человек расскажут в Калининском райотделе милиции Донецка, как другие покупатели тоже клюнули на приманку махинаторов, пока UМС играла в молчанку. Или в UМС ждут, пока криминальный товар рассредоточится по Украине, увеличивая число пострадавших в геометрической прогрессии?
Не ясно также, почему столичные правоохранители после «исчезновения» дорогого груза отдыхали несколько месяцев и не реагировали хотя бы возбуждением уголовного дела. Почему не обязали грузоотправителя протрубить на всю страну в СМИ, что исчезли сотни тысяч карт номиналом 25 и 50 гривен, и карточные номера такие-то недействительны? Ведь не каждый день случаются на дороге средь бела дня экзотические хищения на миллионы условных или украинских единиц!
Могу предвидеть и недовольство акционеров UМС-МТС. Дескать, причастность к мошенничеству кого-либо из сотрудников UМС в суде не доказана, и поэтому рано гнать волну в прессе. А как еще предупредить народ о масштабном преступлении, недействительности карточек, запушенных в оборот, если не опубликовать точное указание логотипов оператора мобильной связи?
Кроме того, правопреемник несет полную юридическую ответственность за «шалости» своих партнеров по бизнесу. И вправе активировать сегодня фирменные карты для пострадавших от «фирменного» преступления во избежание корпоративного скандала.
Ребрендинг
Новое словечко «ребрендинг» похоже на слово «реабилитация». С такой же латинской приставкой «ре». Смена брендов тоже подразумевает восстановление прежнего доброго имени, старой репутации. Акционеры UМС жадно завоевывали украинский мобильный рынок, не жалея многомиллионных затрат на рекламу. Резко разбогатели, расставили свои вышки по всей Украине.
Став миллиардером, ВТУ ЗАО «Украинская мобильная связь» влился в МТС. А МТС претендует на бренд лучшего оператора мобильной связи на просторах СНГ.
Разные операторы мобильной связи по-прежнему находятся в состоянии острой конкурентной борьбы. Отсюда постоянные ТВ-завлекухи, заманухи, дурилки, изобретения всевозможных льгот, удобные тарифные планы, скидки. Но одно уголовное дело о мошенничестве в системе UМС-МТС и его широкое освещение в прессе может напрочь нейтрализовать миллионные затраты на поддержку солидного имиджа.
Факт масштабного мошенничества на миллионы гривен оставит без работы многих дилеров, уличных торговцев. Теперь осторожничать будут и владельцы киосков, магазинов. Кто сегодня рискнет покупать карточки МТС, которые окажутся неактивированными, как старый развратник, который хочет, но не может?
При покупке, до передачи денег продавцу, телефонную «потенцию», активность карт не проверишь, она не видна, так как код закрыт слоем краски. Да и не было в истории уголовного права (даже международного) подобных масштабных афер с мобильными котами в мешке.
Если законные претензии потерпевших не будут удовлетворены телефонными магнатами, «мобильные» жертвы будут бить в набат. А что им еще остается, если их обращения в UМС оставлены без ответа и реагирования?
Что, кстати, является и нарушением Закона Украины об обращениях граждан от 2.10.96 г. Статья 7 этого закона запрещает отказ в рассмотрении обращений граждан предприятиями, организациями независимо от формы собственности. Ст., ст. 18, 19 предусматривают обязательное предоставление письменного ответа заявителю не позднее одного месяца.
Или молчание ответчика – знак согласия с обоснованными претензиями? И служба безопасности UМС явно отдыхает, если предоставляет возможности потерпевшим для публичного подрыва авторитета телефонного мегаоператора?
Рядовая история: влюбленный юноша звонит своей невесте, а ему вдруг отвечает густой свирепый бас с кавказским акцентом: «Еще раз наберешь этот номер, кацо, и я тебе … оторву!»
Технические телефонные сбои давно у нас не в диковинку. Какого оператора выбрать? Конкуренция на рынке мобильной связи и без криминала в самом разгаре. Но на уголовных проколах конкуренты обязательно сыграют.
МТС – правопреемник ВТУ ЗАО «UМС»
За «кидалово» СНГ-овского масштаба придется отвечать по закону. Как юрист со стажем могу дать любимым читателям бесплатную юридическую консультацию.
В соответствии со ст. 4 Закона Украины «О защите прав потребителей» все покупатели имеют право на приобретение качественного товара за свои кровно заработанные качественные гривенчики.
Товар UМС – карты пополнения счета – имеет заводскую упаковку, фирменный ярлыки, штрихкод, логотип UМС. При заключении договоров купли-продажи (не важно: устных или письменных) никакого сомнения в качестве у покупателей карты не вызывали.
В соответствии с Законом Украины «Об охране права на знаки для товаров и услуг» UМС зарегистрировала свой знак, свой бренд компании «Украинская мобильная связь». И, следовательно, UМС (а сегодня ее правопреемник – МТС) должна нести полную ответственность за качество товара, реализуемого под громким товарным именем. И обязана возместить ущерб, причиненный потерпевшим в полном объеме, не дожидаясь их астрономических исков о возмещении еще и морального вреда.
Прекрасные донецкие адвокаты не упустят уникального шанса хорошо подзаработать на законных требованиях пострадавших клиентов.
Эта информация о невиданном скандальчике публикуется впервые. До сегодняшнего дня о ней знали немногие: сами преступники, потерпевшие, их адвокаты, сотрудники службы безопасности UМС-МТС, несколько правоохранителей, расследующих уголовное дело. И, конечно же, неутомимые и вездесущие конкуренты-соперники МТС.
Как только информация о мошенничестве и ее причинах вырвется на свободу, операторы других компаний мобильной связи похлопочут, чтобы о «кидалове» года узнали все потенциальные «лохи» – пользователи мобильной связи.
Ведь пока неизвестно, когда, сколько автомобилей с «пустышками», на какие суммы, по пути в какие города были тоже «разграблены» неизвестными любителями «макулатуры».
Украинская мобильная связь… с криминалом
Перед Новым годом я могла бы найти тему и повеселее, но уж очень не нравится мне, когда киевские мошенники разводят донецких честных тружеников. Я долго думала, как нужно было перестраховаться покупателям ящиков с картами, чтобы потом даже конкуренты не восклицали сочувственно: «Ну, ты и попал!» И поняла, что никакой страховки здесь нельзя было предусмотреть. Любое удостоверение дилера, любую печать при нынешней технике легко нарисовать за час. Самый крутой офис для понта можно арендовать на несколько дней, а затем исчезнуть без следа.
Даже если бы на Украине работала услуга спецфирм, выдающих информацию о платежеспособности, легальности потенциального бизнес-партнера, вряд ли кто-нибудь из потерпевших стал наводить платные справки о порядочности известного гиганта UМС.
Какая схема получения прибыли у оптовиков? Чем больше партия продуктов или промтоваров, тем дешевле опт. При перепродаже товаров мелким продавцам сумма карточки на копейки будет дороже. Но из копеек на каждой штучке складываются ручейки дохода.
«Дилеры»-мошенники отлично знали систему движения карточек по рынку. Наличные деньги – конкретный товар. Залетные респектабельные «дилеры» на бизнес-переговорах представились «честно» и серьезно: «Мы новички на вашем рынке, но Донбасс в UМС – ключевой игрок. Давайте попробуем поработать без посредников, по новым, более низким, расценкам. Если понравится, «покатит» фортуна, то продолжим сотрудничество. На нашем новом офисе крыша прохудилась, сейчас там ремонт, и мы отвезли ящики с картами домой. Подгоните свое авто к подъезду, я спущу товар лифтом. Запишите и номер моего мобильника…»
Позже опера установят, что с этого конкретного номера профессиональные мошенники вели переговоры лишь с владельцами донецких торговых точек. И больше никогда и ни с кем никакого «базара» не было. Для каждого «кидка» «дилеры», похоже, покупали новый номер телефона для своей трубки. За товар стоимостью почти 100 тысяч долларов можно было и целую мобилку выбросить, и не одну…
Специалисты из конкурирующих фирм считают, что подделка карточек, как фальшивых денег, с целью их сбыта в этом деле исключена.Хлопотно, дескать, нереально, дорого… Я бы никаких версий не исключала. Однако сегодня важно сообщить о столичных «ноу-хау» потенциальным жертвам, которые могут оказаться в любом городе нашей уникальной Украины. Или даже украинское «ноу-хау» может быть опробовано на другом континенте.
Полагаю, что миллиардеру МТС-UМС бренд лидера дороже, чем небольшая (для магнатов) кучка денежной массы. Для молодых предпринимателей 100 тысяч долларов – огромные потери: кредиты, заложенные квартиры, авто, долги, стрессы и безнадега. Один из обворованных потерпевших так занемог, что находится на излечении в стационаре.
Загнанный в тень хроническими «отстежками», поборами, бюрократами, коррупционерами средний бизнес в Украине и без мошенничества еле дышит. Безнаказанность преступников может добить молодых предпринимателей – надежду украинской экономики. Я не слышала, чтобы на практике заработала статья нового закона, обязывающего государство возместить все убытки от преступления, если представители госвласти – правоохранители не смогут найти мошенников. А зачем телефонным магнатам нужен общеукраинский скандал вокруг махинаций с картами – не знаю.
Учитывая масштабы «кидка», полагаю, что здесь явно не рядовое мошенничество, как официально пока считает следствие. По ст. 190 ч. 2 УК предусмотрено наказание всего лишь в виде штрафа или лишения свободы до 3 лет. А часть 4 ст. 190 УК за мошенничество в особо крупных размерах, совершенное организованной группой, предусматривает более серьезную санкцию – от 5 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Оригинальность, изящность «кидка», простоту, его «научную» новизну суд наверняка в приговоре в расчет не возьмет.
Не исключено, что засветившиеся на рынке мобильной связи ящики с неактивированными скретч-картами – досадная случайность, банальный прокол в теневых схемах телефонных магнатов.
Кто систематизировал, обобщал, сверял в масштабе страны, сколько партий карточек отпечатано вообще, сколько продано в «тени», сколько народ наговорил фактически, в реальном времени, и на какую сумму затянуло уклонение от мобильных налогов?
Тогда донецким правоохранителям здесь и вовсе нечего делать!
Комплексная проверка финансовой деятельности телефонных магнатов за все годы их царствования на рынке страны станет «спецобъектом» даже не для КРУшников и налоговиков, а для любознательного Интерпола.
Нина Зябкина, еженедельник «Город» номер 43 от 7 декабря 2007 г