Зона смерти – Днепр
100 тонн в Каховском водохранилище в середине прошлого месяца и 8 тонн в водохранилищах басейна реки Роська (правый приток Роси, впадающей в Днепр) в начале теперешнего – это только последние цифры массового замора рыбы. На самом деле такое, в тех или иных масштабах, происходит ежегодно.Началось все вообще-то на юге. 28 июня в Азовском море в Бердянском районе Запорожской области погибло свыше 15 тонн морского бычка. Областная СЭС тогда допустила, что причина этого явления – «естественные процессы изменения гидробиологии Азовского моря».
Азово-Черноморская государственная экологическая инспекция объяснила подробнее: причиной гибели бычка стало уменьшение содержания кислорода в морской воде из-за сильной жары и безветренной погоды. Содержание растворенного кислорода в морской воде снизилось до 3,3 мг/л (при норме 4 мг/л), и одновременно повысилась температура воздуха и воды.
Такое объяснение давно стало привычным. Так, летом прошлого года в районе произошли три случая замора рыбы. Сначала на берег было выброшено 47 тонн бычка, потом – 62 тонны, потом – еще 20,5 тонн. Местная рыбинспекция тогда заявила, что причиной гибели рыбы стала «высокая температура воды и воздуха» – то есть сто тридцать тонн рыбы сдохло «просто так».
В этом году гибель рыбы на Азове оказалась не столь масштабной. Но, как оказалось, «мор» направился севернее.
15 июля в 2008 г. в Херсонской области в акватории Днепра в районе нижнего бьефа у г. Новая Каховка всплыло на поверхность около 100 тонн рыбы. Работники местной СЭС взяли на анализ пробы и обещали результаты через 5-6 дней, но их… нет и по сей день.
Только немного погодя пресс-служба Херсонской облгосадминистрации распространила заявление, что причиной гибели рыбы могло стать отравление сбросами промышленных предприятий. Однако что это за предприятия, официальной информации так и нет.
Между тем, 23 июля в Каховском водохранилище возле райцентра Большая Лепетиха (снова Херсонская область), обнаруженно загрязнение неизвестного происхождения, от которого, снова-таки, массово стала гибнуть рыба. Однако специалисты Государственной экологической инспекции в области, отобрав пробы воды, заявили только, что в ней – очень низкое содержание кислорода. То есть причина «рыбомора» якобы снова вышла естественной.
И, наконец, последнее сообщение. Массовая гибель рыбы обнаружена 30 июля и 1 августа на Киевщине в Тетиевском районе (села Галайки, Ненадиха, Пятигоры, Телижинцы, Тайница, и г. Тетиев). Вблизи берегов в водохранилищах и прудах бассейна реки Роська погибло около 8 тонн карася, толстолоба и карпа.
Как сообщил корреспонденту главный врач районной СЭС Николай Дьячук, предварительная причина замора рыбы – то же уменьшение содержания растворенного кислорода в воде.
Впрочем, в данном случае специалисты идут дальше, чем их «южные» коллеги, и делают разъяснение. По мнению Николая Дьячука, кислорода могло стать меньше потому, что местная власть, дабы обеспечить водой села, расположенные вниз по течению реки, могла через шлюзы сбросить часть воды из водоемов в реку.
Называется, правда, и другая причина: гниение биомассы (водорослей, камыша и тому подобное).
Если расследование подтвердит, что причина мора рыбы – антропогенная, то в Кодексе Украины об административных правонарушениях есть две статьи, под которые подпадают подобные действия (ст.ст. 60 и 61). Согласно им, должностному лицу угрожает наложение штрафа от 5 до 8 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (85-136 грн.). Конечно, при этом нарушитель также должен возместить нанесенные государству и окружающей среде убытки.
Однако если мор рыбы под Киевом не достиг слишком значительных масштабов, и, похоже, не связан с отравлением воды отходами промышленности, то результатов расследования двух случаев замора рыбы в Херсонской области нет и до сих пор.
Заместитель главы Национального экологического центра Украины Алексей Василюк назвал корреспонденту три основных причины подобных явлений. Первая – естественный фактор. Это эвтрофикация, то есть так называемое цветение воды. Когда вода обогащается биогенными элементами, наблюдается взрывное развитие одноклеточных водорослей, и, как следствие – дефицит кислорода. Процессы эвтрофикации по большей части присущи водохранилищам, прудам и озерам со стоячей водой.
Вторая причина – загрязнение выбросами из промышленных предприятий. Третья причина – браконьерство, а именно электроудочки, динамит и другие запрещенные способы рыболовства.
Директор Киевского эколого-натуралистического центра Владимир Борейко пдобавил еще одну причину – смыв пестицидов с полей дождями. Причем для мора рыбы достаточны даже незначительные концентрации этих высокоопасных веществ. Также Борейко объяснил , каким еще образом в водоеме может уменьшиться содержание растворенного кислорода.
Например, сахарные и спиртзаводы могут сбрасывать в водоемы теплую воду, забирающую значительные объемы кислорода. (Это, кстати, не считается загрязнением). Также сахарные заводы могут сбрасывать патоку, из-за чего рыба тоже погибает. Наконец, те же сахарные заводы могут промывать свое технологическое оборудование и сбрасывать в воду щелочи.
Между тем, речь идет даже не только об ущербе для экологии и убытках государства. Каждому ясно, что загрязнение, убивающее рыбу сотнями тонн, может – и скорее всего, будет – влиять и на здоровье людей.
И если к тем же выбросам патоки рыба может адаптироваться – от этого она просто становится сладкой на вкус – то она может адаптироваться и к некоторым химикатам. Но на вкус это чувствуется не всегда, а вот последствия потребления такой рыбы могут быть самыми печальными.
Да и, в конце концов, речь идет далеко не только о тех, кто потребляет рыбу. Но и о тех, кто пользуется водой из загрязненных водоемов, или просто живет рядом.
Однако пока еще в Украине не было прецедентов, чтобы за подобные вещи показательно наказали директора сахарного или, тем более, металлургического завода, да что там – даже кого-либо из «масштабных» браконьеров.
Василий Коломиец, 4post.com.ua
Tweet