Дети «нового рая»: подростки-националисты «на ура» приняли срок за убийства
В Мосгорсуде оглашен приговор по скандальному делу группы подростков-скинхедов, задержанных в ходе расследования совершенного год назад убийства известного шахматиста из Якутии Сергея Николаева. На скамье подсудимых оказались 13 молодых людей, почти все несовершеннолетние. Как выяснилось в ходе расследования, члены этой группы оказались причастны еще к одному убийству. На их счету также больше десятка нападений на людей «нерусской внешности».
Все подсудимые вчера были признаны виновными почти по всем пунктам обвинения и приговорены к лишению свободы на срок от трех до десяти лет. Больше всех получил Иван Колиниченко — единственный, кому на момент совершения преступлений уже было 18 лет. Его следствие посчитало организатором и лидером националистической группировки.
Также суд назначил ему принудительное лечение у психиатра. При этом, однако, Колиниченко был оправдан по нескольким эпизодам, связанным с хищением у жертв вещей и разжиганием национальной розни. Меньше всех — по три года колонии — получили школьники Линар Косяк и Денис Сухарников, которые, по данным следствия, принимали участие лишь в нескольких «акциях» националистов.
Последние, кстати, и на следствии, и в ходе судебного процесса частично признали свою вину и попросили прощения у пострадавших. Многие другие обвиняемые, однако, о раскаянии не говорили, а, наоборот, на суде вели себя довольно дерзко. Когда было оглашено наказание для Колиниченко — десять лет колонии, приятели тут же, не скрываясь, поздравили его. Очевидно, с тем, что приговор оказался не столь суров, как они опасались. А уже покидая под конвоем зал заседаний, некоторые из них крикнули: «Мы построим новый рай, зиг хайль!»
Рассмотрение этого дела в Мосгорсуде проходило в закрытом режиме, поскольку обвиняемыми являются несовершеннолетние. Приговор же по закону всегда оглашается публично. Однако и вчера в зал заседаний вход все равно был ограничен, причем без объяснения каких-либо причин. Судебный пристав просто преградил путь части журналистов.
Расследование этого дела началось 20 октября прошлого года, когда на улице Архитектора Власова был до смерти забит уроженец Якутии, мастер спорта международного класса по шахматам Сергей Николаев. Поначалу в столичной милиции утверждали, что он стал жертвой случайной уличной ссоры. Однако позже выяснилось, что убили его именно националисты, которые в тот день совершили вполне полноценный рейд по юго-западу Москвы, нападая на встретившихся им на пути людей с «нерусской внешностью».
По данным следствия, в тот день молодые люди после футбольного матча заранее договорились через интернет-форумы встретиться и провести «акцию». Увидев проходившего мимо Сергея Николаева, они стали его задирать. Мужчина на это внимания обращать не стал, тогда молодчики набросились на него и стали избивать, несколько раз ударив ножом.
Молодые люди пошли дальше по улице, и в одном из соседних дворов им попался на глаза местный дворник, приезжий из Узбекистана Галиб Кабилов. Его также зверски избили и тяжело ранили ножом. Уже в ходе следствия выяснилось, что в тот день в больницы из этого же района с ножевыми ранениями было доставлено еще несколько человек «нерусской внешности».
В итоге следствие установило всех участников этих нападений. Доказать их вину не составило особого труда. Как оказалось, почти все свои «подвиги» подростки снимали на видеокамеры мобильных телефонов, после чего эти записи выкладывали в Интернете и пересылали друг другу. Во многом благодаря этим материалам подросткам были предъявлены обвинения в 12 нападениях, совершенных с 28 августа по 20 октября 2007 года.
По делу было задержано 13 человек, почти все — школьники и студенты колледжей в возрасте 14–17 лет, в большинстве своем из весьма обеспеченных и благополучных семей. Лишь предполагаемому лидеру группировки Колиниченко уже было 18 лет.
Во время оглашения приговора некоторые подсудимые вели себя вызывающе и нагло, пересмеиваясь и комментируя слова других участников процесса. Так же «проявили себя» несколько родственников подростков. Перед началом заседания один из них с нецензурной бранью чуть не набросился на телевизионную группу. А во время оглашения приговора одна из матерей, недовольная решением суда, просто распахнула дверь и, оттолкнув судебного пристава, вышла в коридор.
Большинство адвокатов подростков после приговора от комментариев отказались. Свое мнение высказала лишь адвокат Сухарникова — Мария Малакова. «Сухарников действовал не по своему умыслу, — сказала адвокат. — В этой компании он оказался случайно, его лишь один раз привел туда один из знакомых, а лидеры группировки уговорили его присутствовать при одном нападении.
Впрочем, кто на самом деле руководил подростками во всей истории, большой вопрос. Как следует из материалов дела, руководили действиями подростков, организовывали их для нападений некие «третьи лица», которые свои указания и советы давали через интернет-сайты и систему ICQ. Но кто это, так и осталось непонятно, обвиняемые сами не знали этих людей. Но, очевидно, главными виновниками произошедшего являются именно эти «неопознанные» лица. Что касается моего клиента, то на него помимо одного эпизода нападения, который он сам признал, следствие «повесило» еще и убийство. Хотя в тот день, что подтвердили даже учителя в его школе, он был на субботнике. Учитывая все это, мы полагали, что Сухарникову могут назначить условное наказание. Теперь мы намерены обжаловать приговор».
Осталось неясно, намерена ли прокуратура обжаловать приговор. В ходе прений обвинитель просил назначить им от пяти до 22 лет лишения свободы. На этом фоне приговор выглядит действительно довольно мягким. Это отметили и в Федерации еврейских общин России.
«Если за подобное преступление, с таким количеством отягчающих обстоятельств, следует столь мягкое наказание, то у стороннего наблюдателя может сложиться мнение, что для суда убийство по признаку национальной и расовой ненависти может служить смягчающим обстоятельством, — заявил руководитель департамента общественных связей федерации Борух Горин. — Если бы суд вынес решение по всей строгости закона, то вряд ли подсудимые после я приговора осмелились бы кричать «зиг хайль».
Григорий Баринов, Время