«Корочки» в мундире
Отделить общественную Академию проблем безопасности, обороны и правопорядка (АБОП) от государства не может даже Генпрокуратура России! Многочисленные конторы, предлагающие по сходной цене удостоверения, похожие на те, что выдают спецслужбы, невозможно сравнить с солидной Академией безопасности, обороны и правопорядка (АБОП). Те конторы работают по мелочи — их продукция годится лишь для того, чтобы отбиваться от парковщиков или гаишников. АБОП же решает проблемы другого уровня. Если высокопоставленному офицеру неудобно прийти на коллегию министерства без наград на мундире, ему помогут получить ордена почти государственного образца. Вешать сами побрякушки необязательно — можно ограничиться внушительным рядом орденских планок, а в них уж точно никто не разберется. Если офицер вышел в отставку полковником, а хочется генералом — академия тоже поможет, и отставник получит заветное звание генерала АБОП, с удостоверением и формой.
Ордена за особые заслуги перед Отечеством, которыми избранных может наградить АБОП
Много лет академия успешно работала и развивалась, распространив свою деятельность на 67 регионов России, и сегодня, похоже, собирается благополучно пережить временную опалу. Спустя три недели после заявления Генпрокуратуры о принятии мер по ликвидации АБОП ситуация остается неопределенной.
В конце сентября Генпрокуратура заявила, что академия, будучи общественной организацией, позиционирует себя как государственная, использует символы и атрибуты госвласти. Кроме того, АБОП «незаконно», по мнению прокуратуры, учреждены десятки видов идентичных государственным наград, от лица академии присваивались специальные звания, а сотрудникам АБОП выдаются служебные удостоверения, имеющие сходство с удостоверениями государственного образца. По мнению Генеральной прокуратуры, это создает условия для коррупционных проявлений и дискредитирует государственную власть.
Вообще-то и за меньшие прегрешения, чем дискредитация госвласти, организации закрывали в течение суток, однако академия продолжает успешно функционировать.
В Генеральной прокуратуре «Новой газете» заявили, что к академии принимаются меры прокурорского реагирования, но о результатах станет известно позднее, при этом прозрачно намекнули, что АБОП может заняться и Следственный комитет.
А в самой АБОП считают, что проблемы с прокуратурой практически разрешены и академия будет работать и дальше. Правда, по словам ее президента Виктора Шевченко, в конце октября она может сменить название. Похоже, ребрендинг станет единственной уступкой Генеральной прокуратуре: сворачивать свою деятельность академия вовсе не намерена.
Ныне АБОП располагается в прекрасном здании Военного университета на Садовой-Кудринской, занимая целый этаж, и ее сотрудники чувствуют себя вполне уверенно. Стены офиса увешаны фотографиями с двумя сюжетами: вручение наград АБОП известным людям и Виктор Шевченко с ВИПами, среди которых руководители ведомств, актеры, чиновники, политики и зарубежные президенты (включая Назарбаева и Махмуда Аббаса).
Возможно, основная проблема в том, что АБОП настолько плотно срослась с государством, что отделить одно от другого будет практически невозможно: этот симбиоз оказался слишком удобен для всех. В 2000 году, когда была основана общероссийская общественная организация — Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, она получила полную поддержку во властных структурах, от Совбеза и ФСБ до Минобороны. Ее президентом стал Виктор Шевченко, в прошлом — главный особист Ракетных войск стратегического назначения. Членами академии стали самые разные деятели — от Асланбека Аслаханова, Аркадия Вольского, Виктора Геращенко, Иосифа Кобзона и Зураба Церетели до Юрия Лужкова и Бориса Грызлова. Впрочем, в рядах АБОП был и Грабовой, обещавший воскресить детей Беслана. АБОП — уникальное образование, готовое предоставить чиновнику полный комплект столь милых его сердцу игрушек: генеральскую форму, академическое звание, соответствующие удостоверения и награды — медали и ордена. Пусть звание будет «клубным» (как утверждают в академии), а орден учрежден общественной организацией, но разницу может заметить далеко не каждый. Академия располагает широким ассортиментом — орден Петра Великого для престижа (при этом на сайте АБОП утверждается, что точно такой орден вручался и Владимиру Путину), орден Андропова для желающих подружиться с органами, орден «Великая Победа» — для ветеранов, орден «Меценат России» — для бизнесменов, орден Ломоносова — для особо важных персон.
Изюминка процедуры награждения — участие в ней официальных лиц, от послов до руководителей спецслужб.
Какими принципами руководствуется академия при выборе кандидатов для награждения, для нас загадка. Как объяснить, что список лиц, которым АБОП презентовала награды: Тимошенко, Туркменбаши Ниязов, Александр Лукашенко, Владимир Жириновский и даже разыскиваемый Гаагским трибуналом военный преступник Радован Караджич? А есть еще губернаторы, мэры, бизнесмены средней руки и многие другие.
Самый тиражируемый слух, что АБОП создана по инициативе Владимира Путина. Президент академии Виктор Шевченко при встрече с обозревателем «Новой газеты» это категорически опроверг. Среди сотрудников силовых ведомств активно циркулировал еще один слух: что Шевченко близок к Путину, поскольку служил с ним в одно время в Германии, — Шевченко опровергает и это.
На самом деле поддержку академии на первом этапе оказал вовсе не Владимир Путин, а Михаил Фрадков, ныне директор Службы внешней разведки и бывший премьер, а тогда — первый заместитель секретаря Совета безопасности. Именно он рассылал письма в силовые ведомства — от директора ФСБ и начальника Главного управления спецпрограмм президента (ГУСП) до министра обороны — с просьбой оказать поддержку новой организации.
Дело пошло, и сегодня в рядах АБОП — 20 тысяч членов. Чтобы усилить связи с государственными органами, АБОП постоянно выступает с различными идеями, которые могут быть востребованы государством. Последнее достижение, о котором мне рассказал Виктор Шевченко, — это предложенная АБОП концепция дирижаблестроения. Ее обсуждали на заседании военно-промышленной комиссии под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова.
Впрочем, АБОП и так оказалась невероятно удобна силовым структурам: для Службы внешней разведки академия договаривается об издании книг ветеранов-нелегалов, для ФСБ отмечает юбилеи чекистов, для МИДа — устраивает награждения нужных людей, которых сложно отметить госнаградой, но надо чем-то порадовать.
Так, Шевченко с командой по просьбе МИДа выезжал в Лондон и награждал Маргарет Тэтчер в зале приемов российского посольства. Точно так же в числе орденоносцев АБОП оказались друзья короля Иордании. Академия шла навстречу таким пожеланиям. И заручалась письмом поддержки со стороны высоких чиновников — может помочь, если придет Генеральная прокуратура.
В результате 2 сентября, когда сотрудники ГП впервые появились в здании АБОП, Шевченко было чем их встретить: среди авторов писем в поддержку академии оказались директор ФСО Евгений Муров, замглавы погранслужбы ФСБ Рожков и даже замначальника Академии ФСБ Андреев — бывший начальник УФСБ Северной Осетии, который «отличился» во время событий в Беслане.
Впрочем, возможно, что спектр услуг, которые оказывает АБОП государству (или государственным чиновникам), этим не ограничивается. Швейцарские журналисты обнаружили, что в кантоне Цуг зарегистрировано отделение российской компании GRS-Group — GRS Group Europe AG. На сайте этой компании указан адрес, по которому располагался офис АБОП до марта этого года (Комсомольский проспект, 18), более того, на нем стоит символика академии. Услуги, которые оказывает GRS-Group, столь разнообразны (от пиара до безопасности), что сложно понять, чем именно занята эта организация. Несмотря на то что телефоны академии и GRS Group также совпадают, Виктор Шевченко утверждает, что никогда не слышал об этой организации. Швейцарские журналисты так и не смогли выяснить, чем занимается в их стране компания с тремя физлицами в качестве учредителя и уставным капиталом 100 тысяч франков. Дозвониться до GRS group оказалось невозможно.
Андрей Солдатов, Новая газета