Угонный «бизнес» процветает. Кто угоняет, как угоняют…
Что важно при покупке машины? Цена, год выпуска, техническое состояние (не бита – не крашена), а еще чтобы она не была в угоне. Если любой технический изъян решается путем ремонта, то криминальное прошлое – недостаток неустранимый.
ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Ежегодно во время прохождения государственного технического осмотра выявляется порядка 50 случаев подделки регистрационных документов, перебитых номеров двигателя и кузова. Владельцам таких машин можно только посочувствовать: автомобили задерживаются, и милиция начинает разбираться по этим фактам.
Угонный «бизнес» процветает в любой стране мира. В Беларуси ежегодно без вести пропадает 4500 автомашин. Находят только 4 из 10. У наших соседей дела обстоят ничуть не лучше. В Германии каждый год исчезает 67 тысяч автомобилей (раскрываемость 48%), в Литве – 25 тысяч (в целом по стране находят 40%, а отдельно в Вильнюсе – лишь 11%). В Москве угоняют 8 тысяч машин в год, а в Варшаве, где население поменьше, чем даже в Минске, – 15 тысяч авто.
КАК УГОНЯЮТ
Существуют две концептуальные схемы, по которым работает криминальный «автобизнес». Первая – сначала угнать машину, а затем легализовать ее; вторая – подыскать сначала «чистые» документы и номера, а лишь потом подбирать (а проще говоря, угонять) под них конкретный автомобиль.
Как правило, любой город поделен на «сферы влияния» преступных группировок, но работают там (иногда даже по договоренности с «держателями» территории) и приезжие бандиты. Машина практически всегда подбирается «под заказ», если только речь не идет о «личных нуждах». Разумеется, заказчик в курсе или хотя бы догадывается о том, как к нему попал автомобиль.
Но покупка краденой машины позволяет сэкономить до половины на ее рыночной стоимости, хотя цена в каждом конкретном случае может сильно колебаться. Главным образом она зависит от того, насколько удачно угнан автомобиль. Если его прежний, законный владелец получил страховку и ездит на новой машине (а значит, поиском пропажи никто не занят), цена будет невысокой.
Собственно угон для «профессионала» большой сложности не представляет. Никакие сигнализации и иммобилайзеры вас не спасут, когда за «дело» взялись опытные воры. Если нашелся один специалист, создавший сложную «противоугонку», то всегда найдется другой специалист, который изобретет способ ее вскрытия.
Аппаратура для отключения практически любой сигнализации стоит, по слухам, около 3 тысяч долларов. Путем нехитрых арифметических расчетов приходим к выводу, что эти затраты окупаются уже после 3-5 угнанных машин. Дальше эта техника работает только на прибыль. «Бывалые автолюбители» на интернет-форумах часто рассказывают о том, как наблюдали процесс угона: со стороны все выглядит так, будто человек в обыкновенный тетрис играет или плейер слушает. Постороннему не понять, что «работа» идет полным ходом.
Сама процедура вскрытия автомобиля занимает несколько секунд. Затем угонщики перегоняют машину туда, где будут перебивать номера. «Угонщики» – потому что профессионалы всегда идут на «дело» подготовленными и никогда – поодиночке. Один ведет краденую машину, другие – страхуют. Всегда есть мобильные телефоны, рации, настроенные на милицейские волны, полный набор инструментов, фальшивые удостоверения сотрудников органов внутренних дел, 300-400 долларов на «непредвиденные расходы» и так далее.
САМОЕ СЛОЖНОЕ – ЛЕГАЛИЗОВАТЬ КРАДЕНОЕ
Способов сбыта и легализации похищенных машин превеликое множество. Например, такой вариант: за сутки в «отстойнике» (простите, в гараже) автомобиль разбирается и продается по запчастям, а номера на двигателе и кузове уничтожаются. Словом, если милицейский план «Перехват» не сработает и машину не найдут «по горячим следам» – ее уже не найдут никогда. Даже если на авторынке вы узнаете эмблему от своей машины, доказать что-либо будет крайне проблематично.
Продавать краденые авто целиком – сложнее, но безопаснее: следов, то есть «левых» запчастей, не остается. Но приходится прибегать к услугам мастеров по фальсификации идентификационных номеров. В таком случае проще сначала подыскать документы на машину, а уж затем саму машину.
ЧТО МОГУТ ПАРУ ЦИФР?
Практически задаром преступники скупают разбитые в хлам машины и документы на них. Сами машины, вернее, их «останки» отправляются либо на свалку, либо по частям на авторынок. За исключением номеров на кузове и двигателе, которые используются в «работе». Заказывается угон автомобиля в Германии, идентичного разбитому, то есть той же модели, с подобным двигателем, цветом и (впрочем, не обязательно) годом выпуска и комплектацией.
По выполнении заказа документы и вырезанные номера либо отправляются за границу, где и устанавливаются на машину, либо сама машина пригоняется в Беларусь, а затем на ней перебивают номера. В итоге авто 1992-1994 года выпуска по паспорту числится как 13-15-летнее.
Можно и по-другому: перебивкой занимаются лишь на начальном этапе, когда автомобиль только что угнали. На перевалочном пункте – где-нибудь в Польше – в кузовном номере при помощи наплавления свинца изменяют несколько цифр, на новый номер изготавливают фальшивые документы и отправляют автомобиль дальше по «маршруту».
Номер двигателя на первичном этапе могут и не трогать (его на таможне не проверяют либо из-за большого потока автомобилей, либо есть «свой» человек на границе). Когда же машина попадает в Беларусь, на ней восстанавливают прежний номер. Остается лишь «купить» новый техпаспорт и «правильно» поставить автомобиль на учет.
«ПОСТАНОВКА» НА УЧЕТ
«Правильно» поставить автомобиль на учет – самый сложный этап. Механизмы бывают разные, и они всегда хорошо проработаны. Допустим, где-нибудь в глубинке, уже по новому техпаспорту, за взятку машина якобы снимается с учета. По полученной справке-счету на другом конце страны машина официально ставится на учет.
Еще через неделю – новое снятие с учета. Только по этой справке-счету автомобиль регистрируется в Минске или, лучше, в Минской области. Проверка по компьютеру мало пугает: машина раньше стояла на учете. Может спутать карты лишь сеть Интерпола, в которой ваш VIN (Vehicle Identification Number – идентификационный номер) числится за краденой машиной.
Теперь самая простая и «красивая» схема. В Германии человек, не обязательно напрямую связанный с криминалом, покупает новый автомобиль и страхует его. Спустя некоторое время (от пары дней до нескольких месяцев) автомобиль угоняется членами преступной банды.
Хозяин, естественно, получает страховку и… деньги от бандитов, которым он дал время на то, чтобы те, сев в «забытую» с открытой дверью машину, спокойно уехали в родную Польшу. Снова в каком-нибудь пригороде Варшавы изменяются номера по заводскому каталогу, да так, что после перебивки в мире появляется два автомобиля-близнеца.
ПЕРЕБИВКА НОМЕРОВ
Угонный «бизнес» – дело серьезное и имеет жесткое разделение труда: есть специалисты по угону, по изготовлению фальшивых документов и по перебивке номеров. Причем последняя «специальность» встречается гораздо реже, чем первые две. Работа, знаете ли, тонкая.
Разумеется, все тонкости «производственного процесса» выяснить невозможно (кто же даст такую справку!), но кое-что иногда становится известно из милицейских дел, из слухов, из интернет-конференций. Перебивка номера на двигателе зависит от того, где этот номер расположен.
Классические модели «Жигулей» и «Москвичи», к примеру, сложны: нужно снимать двигатель, потом стачивать фрезой номерную площадку и набивать новые номера. С «Жигулями»-«восьмерками» и «девятками» проще: номер двигателя выбит на верхней части блока цилиндров. Перебивка номеров на кузове требует особой аккуратности. Когда-то гаражные умельцы ничтоже сумняшеся вырезали «родную» номерную панель и ставили на ее место новую.
Теперь в ГАИ научились проверять сварочные швы. А «монтеры» стали отрезать весь перед автомобиля вплоть до лобового стекла, а на его место приваривать новый: в таких местах швы никто не проверяет. Конечно, без специального оборудования не обойтись. Используется итальянский аппарат высокоточной (до 0,1 мм) сварки «Чилита». На все про все уходит один рабочий день.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПОДДЕЛЬНЫЙ VIN
Опытный специалист в состоянии сделать безупречный поддельный номер. Но на такого «асса криминальных дел» найдется и квалифицированный эксперт, который по достоинству оценит его «труды». И уж, конечно, не на глаз. В России специальную экспертизу проводят не только государственные, но и коммерческие организации. Что касается Беларуси, то автор пока не слышал о частниках, специализирующихся в данной области.
Так что же включает в себя термин «экспертиза»? Во-первых, визуальный осмотр. Если технически «работа» выполнена филигранно, внешних следов, конечно же, не будет. Подделку может выдать лишь простое разгильдяйство преступников (а значит, криминалистам просто повезло): допустим, в том месте VIN’а, где должна быть цифра, выбита буква и т.п.
Есть ошибки и посерьезнее. Специальная табличка, где дублируется идентификационный номер автомобиля, содержит еще и закодированную информацию о комплектации автомобиля. Допустим, в коде ничего не сказано о люке в крыше авто. И если известно, что люк заводской (это устанавливается по характеру выштамповки), то вывод один: либо меняли крышу (что также опровержимо), либо номера перебиты.
Если же визуальный осмотр ничего не дал, а швы выполнены по заводской технологии, номерная деталь обрабатывается специальным составом – в местах сварки, сделанной в условиях автосервиса, появятся пятна. Или же проводится анализ лакокрасочного покрытия, ведь вваренный элемент всегда перекрашивается. Единственное, что экспертизе почти не под силу – это восстановить старый номер. Потому, что номера просто нет. А ведь по нему следственные органы могли бы найти законного владельца машины, а возможно, и угонщиков.
ПОЛЕЗНОСТЬ БАЗЫ ИНТЕРПОЛА И СИСТЕМЫ «ПОТОК»
Многие из нас при покупке автомобиля проверяют его на угон по сети Интерпола. И правильно, кстати, делают. До появления этой организации найти угнанные за границей машины было практически невозможно. Теперь шансы законных владельцев вернуть свою собственность возросли.
Система Интерпола по мере совершенствования стала огромной проблемой для автоугонщиков. Главный ее недостаток в том, что база данных «знает» только VIN-номера, по которым и разыскивается пропажа. Если же этот номер поменяли или перебили, то вся мудреная компьютерная система абсолютно бесполезна.
На некоторых постах ГАИ стоят системы слежения «Поток», напрямую связанные с базой данных по угнанным машинам. Видеокамера, соединенная с компьютером, установлена за несколько сотен метров от стационарного поста. Номерные знаки машин автоматически считываются и, если машина в розыске, система моментально выдает сигнал инспектору. Но, как и Интерпол, «Поток» не панацея. Машины крадут почти ежечасно, а база данных обновляется вовсе не каждый день. К тому же система работает исключительно по регистрационным знакам (госномерам, как их у нас называют), для смены которых достаточно отвертки.
ТАК ЕСТЬ ЛИ ПАНАЦЕЯ ОТ УГОНОВ?
Похитители автомобилей появились не вчера. Их деятельность давно отлажена и проверена временем. Прибыли баснословные при стабильном спросе. Точно так же стабилен и спрос на различные сигнализации, иммобилайзеры, блокировки и прочие противоугонные устройства, которыми рынок наполнен буквально до отказа. Впрочем, кто работает на угон, а кто – на антиугон, определить довольно сложно.
Подчас степень переплетенности организаций – законных и преступных – настолько велика, что разобраться в ней почти невозможно. Тому, кто смог установить сложную сигнализацию, не составит большого труда разобраться в ее устройстве и отключить ее. Что же остается нам, водителям? Можно разбить машину до такой степени, что она уже никакого угонщика не заинтересует, либо купить что-нибудь вроде Lister Storm или Morgan Aero 8 и наслаждаться жизнью счастливого обладателя единственного в стране экземпляра. Ни в том, ни в другом случае угонщики вашими автомобилями не заинтересуются.
СОВЕТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ НЕЛИШНИМИ
Но коль скоро качественные подделки встречаются не так уж и часто, а экспертиза стоит денег и времени, большинство белорусских водителей при покупке машины предпочитают полагаться на свой зоркий глаз и интуицию. А раз так, то советуем придерживаться хотя бы минимального набора правил:
* Перед покупкой авто постарайтесь заранее выяснить особенности фирменной маркировки. Уточните, где должен быть номер VIN. Помимо этого, у машины могут быть дополнительные VIN-наклейки – узнайте, где они размещаются. Все они должны быть одинаковыми.
* Проверьте лакокрасочное покрытие около идентификационных номеров. Оно не должно отличаться от покрытия на внутренней стороне багажника, капота или моторного отсека.
* У перебитых кустарным способом номеров знаки не составляют прямой линии; они могут иметь разную высоту, глубину вдавливания, двойной контур. Пробелы между ними также могут отличаться.
* Номера на двигателе выбиваются на специально подготовленной для этого «площадке», которая вытачивается на фрезерном станке, следы от которого остаются навсегда. Кроме этого, сама «площадка» должна быть ровной, а знаки выбиты четко и глубоко.
Tweet