Все больше белорусов за Европу и против «русского» Крыма

В период с марта по сентябрь выросли проевропейские ориентации белорусов и увеличилось число белорусских граждан, считающих присоединение Крыма незаконным. Это ценностный сдвиг, которого не было с 2010 года.

«Маятник качнулся в противоположную сторону, но не до конца», — так глава Белорусской аналитической мастерской Андрей Вардомацкийохарактеризовал результаты сентябрьского исследования общественного мнения белорусов в интервью Thinktanks.by.

Виновные найдены

В числе наиболее знаковых, если не сенсационных результатов исследования, ответы респондентов на вопрос: «На ком лежит ответственность за Декрет №3?».

Значительная часть опрошенных — 48% — возложила ответственность на верхние ветви власти.

«Это говорит о том, что пропагандистская машина, которая должна убеждать народ в том, что на самом верху все делают хорошо, правильно, эффективно и разумно, но плохо реализуют на местах, — не срабатывает».

Никакой конспирологии

Андрей Вардомацкий поясняет, что перемены в общественном мнении характерны не по одному конкретному индикатору, а по всей структуре ценностей — можно говорить о реконфигурации общественного мнения такого же масштаба, который случился в 2010 году. Если даже не больше.

Первый критерий — экономическое самоощущение нации. По оценкам мастерской, число белорусов, оценивающих свое материальное положение, как «плохое», на определенном интервале времени поcтоянно росло. И к февралю-марту 2017 года этот показатель достиг своего пикового значения — 44%: «Вот где основной мотиватор, приведший к событиям 25 марта».

За кого голосовать

Еще один критерий — ориентация общества на изменения. В марте 2017 года высказывающихся за реформы было 78%, или почти на 10% больше по сравнению с декабрем 2016-го.

На вопрос: «За кого бы вы проголосовали, если бы участвовали в парламентских выборах?», четверть белорусов вообще не в состоянии ответить.

Вардомацкий не разделяет удивления Thinktanks.by количеством неопределившихся: «В развитых демократиях эта цифра не намного меньше. На президентские выборы всего 40% выходит голосовать!»

Хотя у тех, кто как будто бы имеет представление о своем кандидате, это представление тоже нельзя назвать цельным. Скажем, с одной стороны, 52,1% готовы проголосовать за человека, который представит альтернативный путь развития, и в то же время 47,7% выберут кандидата, работающего в госсекторе (30,1% — в частном бизнесе).

Андрей Вардомацкий и здесь не видит противоречий, утверждая, что это следствие глубоко укоренившегося представления о бизнесменах.

C чем вернулись

Заключительный этап весенне-летнего исследования представлен под тезисом «Возвращение на круги своя». Критерии, продемонстрировавшие острый всплеск, вернулись на прежние позиции: в июне на 10% уменьшилось количество тех, кто в марте оценивал свое экономическое положение, как плохое. Если в марте доверие к негосударственным СМИ достигло невиданных высот (30,4%) и впервые превысило уровень доверия к государственным белорусским СМИ (14,2%) и российским медиа (29,1%), то летом уровень доверия упал на исходные позиции (21,2%). Уровень доверия к российским СМИ вырос до прежнего уровня – 31,2%.

В сентябре картина не изменилась: на первом месте  стоят российские СМИ, на втором – государственные медиа, на третьем – негосударственые белорусские медиа.

Уровень протестных настроений  в сентябре также понизился.

Если в марте количество тех, кто оценивал экономическое положение Беларуси, как «плохое», было 54,3%, то сейчас их 39.3%. Уменьшилось  и количество тех, кто оценивал экономическое положение непосредственно своей семьи, «как плохое» – в июне таковых было 34,6%, в сентябре – 31,7%.

Но по некоторым параметрам показатели не уменьшились, а наоборот выросли. Если раньше присоединение Крыма не законным считало 13,5%, то сейчас – 19,4%. Андрей Вардомацкий связывает эту динамику с «определенным медийным фоном во время учений Запад-2017».

«Ведь не обязательно говорить: сделай то и поверь этому. Иногда нужно просто говорить об этом и ситуация изменится. И человек сам делает вывод и примет решение».

И еще одна любопытная цифра: выросло число не имеющих ответа в отношении присоединения Крыма –  с 19,1% до 25,6%.

Как поясняет глава Белорусской аналитической мастерской, «особенности динамики общественного созания заключаются не в том, что люди сразу переходят с отрицательной точки зрения на положительную и наоборот, нет – они сначала переходят в категорию неопределившихся. И лишь потом – на другую точку зрения».

Некоторый подъем демонстрируют сентябрьские исследования в отношении проевропейских ориентаций: если в марте союз с ЕС выбирало 14,1%, то в сентябре – 19,3%.  Но что это, уточняет Вардомацкий, «флуктуация или долговременный тренд, вопрос пока остается открытым».

You may also like...