Фальшивыми ценными бумагами на миллиарды рублей в России торгуют оптом и в розницу

Эксперты говорят, что всё только начинается и по своим масштабам махинации с фальшивыми векселями могут превзойти памятные аферы с «чеченскими авизо». Аналогия не случайна – большинство всплывающих сегодня поддельных ценных бумаг имеют кавказское происхождение, а криминальные доходы преступников поражают воображение. Какова степень этой угрозы?

Пока это самый дорогой фальшивый вексель, попавший в руки правоохранительных органов

Москву наводняют фальшивые векселя. Подтверждением тому тревожная хроника последних дней. 26 марта 2009 года при попытке сбыта липовых бумаг Сбербанка России на общую сумму 10 млн. рублей в столице были задержаны два участника чеченской преступной группировки. 1 апреля 2009 года в законную силу вступил приговор Мосгорсуда в отношении членов межнациональной организованной группы, пытавшихся «впарить» два векселя Сбербанка на общую сумму 20 млн. рублей. Самое же рекордное по размаху дело сегодня рассматривает Останкинский районный суд: преступник намеревался сбыть поддельные ценные бумаги общей стоимостью 500 млн. рублей. Ещё несколько аналогичных дел находятся в стадии расследования…

В поле зрения оперативников 23-летний житель города Иваново Эдуард Калинин (фамилия изменена. – Ред.) попал благодаря бдительности службы безопасности одного из столичных банков. Летом 2008 года этот молодой и на вид весьма респектабельный человек заключил с банком договор на аренду депозитных ячеек, а также открыл несколько счетов «до востребования». Всё бы ничего, но предъявленный молодым человеком паспорт вызвал у банкиров некоторые подозрения. В ходе проверки выяснилось, что на самом деле паспорт с такой серией раньше принадлежал жительнице Владимирской области и был ею утерян. Значившемуся же в документе гражданину Бахромееву А.А. паспорт с такой серией никто и никогда не выдавал.

…преступники, как правило, предпочитают «впаривать» векселя при помощи подельников внутри организаций. Кстати, последние совершенно ничем не рискуют, ведь доказать, что какой-либо сотрудник сознательно принял поддельный вексель к оплате, практически невозможно.

Бдительные банкиры тут же передали информацию в Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по г. Москве. Естественно, УБЭП отнёсся к ней с большим интересом, и паренька взяли в оперативную разработку. Как оказалось позже, нашим героем одновременно заинтересовалась ФСБ России. Злоумышленника стали разрабатывать сообща, и вскоре результаты совместной оперативной деятельности двух ведомств дали весьма серьёзные результаты.

Как стало известно оперативникам, молодой человек активно ищет в Москве покупателей на два фальшивых векселя Сбербанка России по 500 млн. рублей каждый. Товар он называл очень качественным, мол, фальшивку можно будет распознать только с помощью химической экспертизы. Правда, прайс на липовые векселя был значительно ниже номинала – по 50 млн. рублей за вексель. Оперативники стали готовиться к проверочной закупке.

– Калинин вёл себя очень осторожно, – рассказывает «Нашей Версии» следователь по особо важным делам Главного следственного управления при ГУВД по г. Москве Артур Ширяев, – у него, например, было восемь мобильных телефонов. Возникла и другая проблема: подозреваемый увлекался дорогой одеждой, часами и автомобилями. Чтобы оперативники были действительно похожи на людей, способных заплатить 50 млн. рублей, пришлось брать напрокат у знакомых брендовые вещи, часы и машину премиум-класса.

Идея с «олигархическим» маскарадом сработала, и Калинин пошёл на контакт с переодетыми сотрудниками УБЭП. Для пущей правдоподобности во время переговоров сотрудники милиции азартно торговались и сбили цену на вексель вдвое – до 25 млн. рублей. Сделка была назначена на 8 августа 2008 года, местом встречи был выбран один из столичных банков. Калинин хотел на месте проверить подлинность миллионов, которые ему должны были заплатить за поддельную бумагу.

25 млн. рублей на проверочную закупку даже 5-тысячными купюрами с трудом уместились в достаточно крупном портфеле оперативников. Калинин привёз свой товар на сделку под рубашкой – это был скромный лист бумаги в полиэтиленовом файле. Но играть спектакль оперативники решили до конца: на протяжении нескольких минут они изучали предоставленный Калининым вексель и не скрывали своего удовлетворения его качеством. В итоге зафиксированная на аудиоаппаратуре сделка состоялась.

– Получив деньги, Калинин сразу пошёл их проверять в кассе, – рассказывает Артур Ширяев. – Пока кассир проверяла деньги, он позвонил своей матери и радостно сообщил: «Всё, мама, мы покупаем квартиру!»

Но спустя несколько минут на руках Калинина защёлкнулись наручники. В этот же день из банковской ячейки злоумышленника изъяли ещё один вексель на 500 млн. рублей.

Как установит экспертиза, фальшивки не имели никакого отношения к настоящим ценным бумагам Сбербанка России. Это были лишь зеркальные копии с таким же номером. Правда, зачем-то на них были изменены буквенные серии. Кроме того, выяснилось, что подделка была напечатана не на Гознаке, тогда как все ценные бумаги Сбербанка печатаются именно на этом предприятии.

Впрочем, следствие интересовало не только происхождение этих липовых векселей. Было очевидно, что Калинин работал не один. На переговорах с оперативниками мошенник сообщил, что он всего лишь посредник и получает свой процент с каждой сделки. Но давать какие-либо показания категорически отказался.

Кстати, сам Калинин уголовного опыта не имел. Не было у него и никакого экономического образования: он окончил 10 классов средней школы. Теперь предприимчивому юноше придётся проходить тюремные университеты – его обвиняют в использовании подложных документов и сбыте поддельных ценных бумаг. В совокупности срок может составить до 12 лет лишения свободы.

– А на что вообще рассчитывали Калинин и его сообщники? Ведь понятно, что легализовать фальшивки на такую сумму практически нереально? – спрашиваем следователя.

– Конечно, ни одна серьёзная организация не примет вексель на такую сумму без тщательной проверки, – говорит следователь Артур Ширяев. – На что рассчитывали Калинин и его сообщники, если таковые были, мне тоже совершенно непонятно.

Откуда появились эти фальшивки, по-прежнему неизвестно. Есть информация, что пришли они с Кавказа, ведь не случайно Калинина параллельно с УБЭП разрабатывала ФСБ. Может, преступники таким образом просто запускают на рынок пробный шар? Хотя, с другой стороны, судя по всё новым и новым арестам сбытчиков липовых ценных бумаг, бизнес этот уже налажен. И, по оперативной информации, приносит немалый доход его организаторам. Так ли на самом деле трудно сбыть поддельный вексель и каковы перспективы этого криминального бизнеса?

Как рассказали «Нашей Версии» в Ассоциации участников вексельного рынка (АУВЕР), проблема липовых ценных бумаг в условиях финансового кризиса будет только обостряться.

– Мошенничества с фальшивыми векселями сейчас встречаются сплошь и рядом, – рассказывает в интервью «Нашей Версии» официальный представитель АУВЕР Евгений Сергеев. – В кризис ощущается дефицит денежной массы, и предприятия вспоминают о таком вечно актуальном инструменте, как вексель, а злоумышленники этим пользуются. Кроме того, в кризис люди склонны к психологическому стрессу и в таком состоянии легче поддаются обману.

По словам нашего собеседника, сегодня практикуются два основных способа вексельного мошенничества. Первый – когда фальшивые ценные бумаги того же Сбербанка передаются, как говорится, из рук в руки; второй – когда фальшивые ценные бумаги предъявляются к оплате самим векселедателям. То есть поддельные бумаги Сбербанка приносят в сам Сбербанк и требуют их оплатить. И что самое удивительное: такой, казалось бы, обречённый на провал способ (ну чего стоит проверить, какие и кому ты векселя выдавал?) оказывается самым распространённым.

– Работают очень продвинутые умельцы, – говорит Евгений Сергеев. – Как правило, в качестве жертв мошенничества они выбирают организации среднего звена, которые не располагают мощной юридической и административной поддержкой и которые менее известны и статусны.

А схема выглядит так: мошенники изготавливают поддельный вексель и путём нехитрых юридических манипуляций передают его некоему третьему лицу, которое автоматически становится добросовестным приобретателем. Далее этот человек, прекрасно зная, что его разоблачат, спокойно отправляется с фальшивым векселем в организацию и требует его оплатить. Естественно, организация отказывается платить за подделку, и далее начинается самое интересное: мошенники идут в суд.

Фишка в том, что доказывать факт подделки бумаги должен векселедатель. То есть сам Сбербанк и должен доказать, что это фальшивка. А это куча юридических и технических экспертиз – в итоге такие дела затягиваются на многие месяцы. И, что парадоксально, иногда авантюристы их выигрывают.

– Исходя из арбитражной практики видно, что, даже если бланк векселя признаётся экспертами поддельным, это ещё ровным счётом ничего не означает, – говорит Евгений Сергеев. – Как правило, такие дела сводятся к тому, что векселедатели вынуждены доказывать, что на ценной бумаге стоит поддельная подпись руководителя организации. Но, как показывает практика, во многих случаях эксперты признают фальшивые подписи настоящими. По постановлению суда векселедатели вынуждены платить за такие бумаги. Я считаю, что сегодня это главный недостаток системы вексельного обращения в России.

Как признают специалисты, векселедержатели от таких рисков сегодня никак не застрахованы. Впрочем, существуют более простые, но не менее эффективные способы мошенничества с ценными бумагами.

– Мошенники обычно действуют в сговоре с сотрудниками организаций, которые и принимают эти векселя к оплате, – рассказывает «Нашей Версии» директор юридического бюро «Альфа-Эксперт» Максим Гребинюк. – Если в итоге всплывает фальшивый вексель, то вероятность того, что принимавший его сотрудник изначально знал, что это подделка, очень высока.

По словам нашего собеседника, предлагать фальшивый вексель даже мало-мальски серьёзной организации, как говорится, в лоб никто не будет. Подделку легко выявить, соблюдая простейшие меры предосторожности. Например, можно обратиться в организацию, которая выпускала ценные бумаги, и узнать, существуют ли они в природе.

О многом может сказать и поведение самих преступников.

– Кто занимается фальшивыми векселями? Это обычные преступные группы, пусть даже сплочённые и хорошо структурированные, – говорит Максим Гребинюк. – Поэтому любое ваше стремление вступить с ними в более тесный контакт – например, приехать в офис или отправить запрос – будет натыкаться на полное неприятие со стороны мошенников.

Впрочем, для бизнеса эти истины прописные, поэтому преступники, как правило, предпочитают «впаривать» векселя при помощи подельников внутри организаций. Кстати, последние совершенно ничем не рискуют, ведь доказать, что какой-либо сотрудник сознательно принял поддельный вексель к оплате, практически невозможно. Ну, максимум уволят с работы.

Хотя встречаются совершенно анекдотические случаи. Знакомая автора этой статьи, работающая в банковской сфере, рассказала, что недавно к ним пришёл пожилой человек и потребовал немедленно оплатить вексель их банка на 250 млн. рублей. Мужчина предъявил ксерокопию векселя, и сотрудники вежливо ему объяснили, что необходим оригинал документа. Кроме того, сообщили, что на экспертизу оригинала уйдёт не менее двух дней. Слова сотрудников привели посетителя в бешенство, и успокаивать его пришлось с помощью охраны. Больше в банке незадачливый собственник ксерокопии не появлялся.

На руку преступникам играет и другая гримаса нынешнего кризиса: бизнесмены стремительно сокращают расходы на экономическую безопасность. Мошенников становится всё больше, а людей, которые способны им противостоять, – меньше.

– Мы видим, что сегодня организации резко снижают расходы на безопасность, – говорит генеральный директор компании «Технологии безопасности бизнеса» Вадим Комаров. – Совершенно бездумно сокращаются службы безопасности, подразделения разведки и контрразведки. А в период кризиса эти направления необходимо, наоборот, развивать. Фактически получается, что коммерсанты сегодня ведут бизнес на свой страх и риск, поэтому часто «горят», в том числе и на фальшивых векселях.

Как видим, вексельная вакханалия только начинает набирать обороты. С другой стороны, а какие от этого проблемы для обычных граждан, многие из которых и вовсе не подозревают, что означает слово «вексель»? Пусть финансовые воротилы и разбираются между собой. Но, по словам экспертов, всё не так уж и просто: большие объёмы фальшивых векселей могут нанести непоправимый удар по и без того расшатанной кризисом экономике, что в итоге отразится на большинстве из нас.

– Скоро начнутся, а кое-где уже и начинаются очень интересные процессы. Фальшивый вексель – это ведь очень заманчивый инструмент для передела собственности, – рассказывает представитель Ассоциации участников вексельного рынка Евгений Сергеев. – Если кто-то захочет завладеть оставшимися активами векселедателя, то можно предъявить ему фальшивку, сумма в которой стоит такая, что описываются все активы. У нормального векселедателя от этого нет никаких способов защиты, кроме как доказывать в суде, что подпись на ценной бумаге не его. А, как мы уже говорили, это не всегда удаётся. Кроме того, сейчас могут всплыть, и уже всплывают, дела начала 2000-х годов. А какие тогда векселя выдавались, не знает никто.

Получается, что липовые ценные бумаги могут стать основным инструментом нового вида захвата собственности. Совершенно не исключено, что, как и классические рейдеры, вексельные аферисты могут иметь в своём арсенале не только первоклассных юристов, но и определённый властный ресурс. Мошенники же менее серьёзного уровня будут зарабатывать на реализации фальшивок доверчивым гражданам и не совсем бдительным организациям. Правда, в этом случае от риска остаться без «заработанных непосильным трудом» застраховаться всё-таки можно.

– Если вы решили приобрести или принять к оплате или в залог вексель, необходимо выполнить два условия, – говорит Евгений Сергеев. – Во-первых, должна быть подпись передающего, чтобы в случае чего можно было кому-то предъявить претензии, такая передача называется «именной индоссамент». Во-вторых, передающий не должен ставить «безоборотные оговорки», исключающие его ответственность по векселю. То есть в случае если тот же Сбербанк откажется оплатить ваш вексель, то передавшая его сторона обязана вернуть вам деньги, будь он хоть трижды фальшивый.

Справка

Вексель (нем. Wechsel) – вид ценной бумаги, представляет собой денежное обязательство строго установленной законом формы. Является безусловным и бесспорным долговым документом. В международной торговле, а также во внутреннем обороте используется в качестве одного из важных средств оформления кредитно-расчётных отношений, выполняет различные по характеру функции и применяется, например, как платёжный документ, передаваемый в установленном порядке одним лицом другому взамен денежного платежа, выступает в качестве орудия кредита, а также используется для инкассирования (получения) долга.

Вадим Саранов, Темур Козаев, Наша версия

You may also like...