Он убил 25 миллионов человек – и до сих пор не уничтожен

25 лет назад американцы установили причину заражения СПИДом. Год спустя чума XX века добралась и до СССР… В России в 2009 году зарегистрировано 500 000 ВИЧ-инфицированных. «На самом деле эта цифра может быть в два раза больше», – считает Вадим Валентинович Покровский, директор федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом. 

 – Когда в России появилась первая информация об этой страшной инфекции? Тогда был Советский Союз, все мы жили за «железным занавесом», и все-таки узнали, что на мир обрушилась такая беда?

– То, что мы жили за «железным занавесом», отодвинуло эпидемию СПИДа в стране лет на десять. Впервые о СПИДе мы узнали из медицинских реферативных журналов – там печаталось краткое содержание всех мировых научных медицинских достижений. Нам, эпидемиологам, сразу стало ясно, что появилось грозное заболевание, которое только в конце 1984 года американские исследователи твердо назвали инфекционным. Мы начали обследовать все банки сыворотки, станции переливания крови в нашей стране на предмет выявления опасного вируса, и эта работа продолжалась весь 1985 год – но никаких признаков СПИДа не обнаружили.

А в США счет ВИЧ-инфицированных шел уже на тысячи…

Первый случай обнаружили у нас, во второй инфекционной больнице Москвы в декабре 1985 года. К нам поступил гражданин одной из стран Центральной Африки, выпускник Высшей школы профсоюзов. Он еще дома почувствовал себя плохо и поехал лечиться в Советский Союз, медицине которого доверял. Первым делом мы обследовали всех слушателей профсоюзной школы, выявили еще двух инфицированных. Открытием было и то, что СПИД пришел к нам из Африки, а не из Америки, как все ожидали, а ведь именно США считались тогда родиной страшной болезни. После этого в стране были обследованы все иностранные студенты и выявлено 200 инфицированных. Но все они – иностранцы, советских граждан среди больных СПИДом не обнаружено.

– Сейчас уже во всех учебниках известно имя первого русского заболевшего – Владимир. Как его обнаружили?

– В течение последующих двух лет я и сотрудники нашей клиники много ездили по стране с лекциями о симптомах и течении этой болезни, выступали во многих научных и лечебных учреждениях Москвы и страны. Главной целью было донести до медиков признаки заболевания, чтобы как можно больше врачей могли распознать болезнь при первых признаках ее появления. И вот на одной такой лекции из зала поднимается доктор из московской больницы №24 и сообщает, что в отделении практологии лежит больной с похожими симптомами, одна из которых – саркома Капоши – заболевание, характерное при ВИЧ-инфекции. Мы немедленно обследовали пациента и подтвердили диагноз – СПИД.

Владимир, советский переводчик, подхватил инфекцию на Занзибаре – острове, уже тогда известном своим гомосексуализмом. Первое недомогание он почувствовал еще в 1982 году и даже лечился в больнице в Африке, но там диагноз ему поставить не могли, а в 24-ю больницу он попал уже с признаками развития СПИДа в поздней стадии болезни.

А дальше началось самое трудное – поиск его контактов. Оказалось, что наш больной – большой любитель молоденьких мальчиков – искал их среди солдат первого года службы. Он боялся заразиться венерическими заболеваниями, поэтому выбирал самых молодых. Он назвал 25 человек, и к этому времени они уже разъехались по всей России. Причем имен многих пациент не помнил, говорил примерно следующее: «Я помню что, Х. учился в радио-школе и фамилия у него звериная».

– Просто детектив какой-то, а ваша работа скорее не медицинская, а следовательская.

– Это и была ис-следовательская работа. Слава Богу, что в армии все адреса военнослужащих были четко зафиксированы, мы нашли всех 25 человек. Пятеро из них оказались ВИЧ-инфицированы. Опять начался поиск контактов. Выяснилось, что трое из них заразили половым путем пятерых женщин. Один – житель Смоленска – оказался донором. Причем многолетним, кадровым, который сдавал кровь бесплатно из идейных соображений. От переливаний крови инфекцию получили трое детей. Всего от Владимира по цепочке заразились 24 человека.

– А вам что-нибудь известно о судьбе самых первых больных СПИДом?

– Переводчик Владимир умер – у него болезнь была слишком запущена. Один из этих троих детей стал настоящим мачо – его очень любили женщины. И хотя он не скрывал свою болезнь – правда, говорил, что у него «не СПИД, а только ВИЧ» – женщины охотно вступали с ним половой контакт. В результате он заразил еще 5 женщин. Его пытались судить, но судьи вынесли условный приговор, поскольку подсудимый был сам невольной жертвой. Видите ли, в то время лишь узкий круг специалистов понимал опасность болезни и мог оценить масштабы грядущей катастрофы. На обывательском уровне никто еще и предположить не мог, как страшен этот невидимый враг. Да что говорить, если даже санитарный врач СССР в то время полагал, что нашей стране не страшен СПИД. Принято было считать: он передается только через гомосексуальный контакты. «А у нас в стране гомосексуализма нет» – в то время он был уголовно наказуем.

Исследования первых пациентов дали нам бесценный научный опыт: СПИД передается через половые контакты и через кровь. И самое страшное вертикально: от инфицированной матери – ребенку. Таким образом, в группе риска оказалась репродуктивная часть населения – молодые люди, женщины и дети. Наши исследования научно доказали: СПИД – серьезная угроза жизни общества и им надо заниматься в государственном масштабе. С этого момента вся донорская кровь проходит тщательное исследование на наличие вируса, и надо сказать, что за 21 год через переливание крови заразились 69 человек – это очень низкий показатель, если сравнивать с другими странами.

– Я, как и все обыватели, узнала о СПИДе, когда им заразились детишки в Элисте. Потом Ростов на Дону, Волгоград… Это уже была настоящая эпидемия?

– Конечно. И мы подошли к ней уже с системными знаниями об этом страшном вирусе – это и помогло быстро выявить инфицированных и предотвратить распространение болезни.

У ребенка в детской больнице Элисты обнаружили положительную реакцию на ВИЧ. Мы стразу же запросили данные о матери и доноре – они оказались здоровы. 2 января 1989 года я вылетел в столицу Калмыкии. Стали обследовать всех детей, кто лежал с зараженным в одной больнице. Выявили, что причиной эпидемия стала халатность персонала. Тогда стеклянные шприцы отправляли на стерилизацию. Но назначений было много, сестры не успевали стерилизовать медикаменты и некоторым детям делали уколы из одного шприца, меняя только иглы. А в кончике шприца всегда остается капелька крови, которой вполне достаточно для заражения. Таким образом были заражены 75 детей. Но как оказались инфицированы 11 женщин? Им уколов не делали, они только находились при своих детях. Мы тщательно обследовали и опросили всех женщин. Одна из них рассказала, что ее муж служил во флоте и в 1981 году заходил в африканские порты. Муж признался, что однажды в Конго за банку пива купил портовую проститутку – она, очевидно, и была источником заражения. Жена матроса родила инфицированного ребенка, от него через шприц вирус перешел другим детям. А их матери? И вот тут новое открытие – женщины заразились от своих детей во время кормления грудью. Мы обратили внимание, что всем им прописали облепиховое масло – значит, на сосках были трещинки, через которые и проникла инфекция.

С этого момента стало понятно, что вертикальная передача ВИЧ-инфекции от матери к ребенку – еще одна серьезная часть общей проблемы, которая требует самого строгого контроля на государственном уровне.

– Врачи обращались в государственные структуры? Как был выстроен этот государственный контроль?

– Мы не только обращались – звонили во все колокола на всех уровнях власти. Но случай в Элисте получил настолько мощный общественный резонанс, что министр здравоохранения Чазов издал указ о создании спеццентров по борьбе со СПИДом. Они появились во всех областях в 1989 году. Созданные на базе инфекционных больниц, они были оснащены по последнему слову медицинской науки. На тот момент работающих в них медиков было много больше, чем самих больных. А в некоторых регионах не было зафиксировано вообще ни одного случая – однако СПИД-центры там работали. Каждый обнаруженный случай СПИДа в обязательном порядке попадал в единую базу данных и подвергался тщательному эпидрасследованию – как вы верно заметили, начинается работа следователя, я вам рассказал примерную схему такого расследования. Но произошел развал Союза, к нам хлынули наркотики – и началось победоносное шествие болезни по стране, остановить который уже никто не мог. В 1999 году у нас было зафиксировано 20 тысяч ВИЧ-инфицированных, в этом году – 500 тысяч. Реальная цифра, на мой взгляд, в два раза больше: выявить всех, кто заражен через наркотики не предоставляется возможным – наркоманы, как правило, не обращаются к врачам, они равнодушны к своему здоровью.

– Значит ли это, что большая часть инфицированных – наркоманы?

– Примерно половина – наркоманы, другая половина заразились половым путем. Если через наркотики чаще заражаются мужчины, то половым путем – женщины. Это связано с тем, что среди наркоманов больше мужчин. А женщины заражаются, вступая с ними в половые контакты. Процент гомосексуальных мужчин, среди больных СПИДом в России сравнительно с США и Европой невелик. На начало нынешнего года количество умерших от этой страшной болезни составило почти 32 тысячи человек.

– Когда появились первые препараты, способные хотя бы приостановить или облегчить течение болезни?

– Уже переводчик Владимир получал лечение азидотимизином – лекарством из группы антиретровирусных. Оно изобретено у нас, это хороший препарат и его назначали при гепатитах. Позже академик Александр Антонович Краевский изобрел фосвазит – широко применяемое сейчас средство лечения СПИДа. Оно ничем не уступает зарубежным аналогам. За последние двадцать пять лет изобретена и проверена целая группа препаратов, способных сделать жизнь больного вполне достойной и полноценной. Все эти лекарства в России для наших граждан бесплатны и доступны. Если их принимать правильно и выполнять все предписания врачей, жизнь ВИЧ-инфицированного теоретически может достигнуть средне-статических показаний, и умереть такой человек может от сердечного приступа или инсульта, то есть от «стандартных» причин. Половина детей из Элисты живы, женились, родили здоровых детей.

Особенно важно правильное и своевременное лечение для беременных женщин – при этом условии 99 процентов инфицированных рожают здоровых детей.

В этом году планируется – согласно национальному проекту «Здоровье» – обследовать на ВИЧ-инфекцию не менее 22 миллионов человек и не менее 52 тысяч больных людей обеспечить лечением антивирусными препаратами. Государство по-прежнему готово выделять немалые средства для борьбы с этим пока неизлечимым заболеванием. Однако, если число больных будет продолжать возрастать, у нашего государства средств на дорогостоящее лечение не хватит. И не надо забывать, что СПИД отвлекает средства от других областей здравоохранения. Так что СПИД и прямо и косвенно вредит здоровью всего населения. Но справиться с ним – или по крайней мере с его последствиями – мы сможем только при полном осознании всего сообщества: чужого горя не бывает.

– Расскажите о первых симптомах заболевания?

– Боли в горле, ангина, сыпь, понос, однако все это встречается и при других заболеваниях и, как правило, маскируется под «ОРЗ» или «аллергию». Но учтите, что у половины заболевших вообще не было никаких симптомов. В этом заключается самое большое коварство этой инфекции: она распространяется незаметно, ведь СПИД развивается в среднем через 10 лет после заражения ВИЧ.

– Вы могли бы назвать самые пораженные регионы России?

– Санкт-Петербург, Свердловская, Московская, Самарская области. Москва. Иркутская, Челябинская, Оренбургская, Ленинградская области, Ханты-Мансийский административный округ.

– Задам банальный вопрос: как уберечься от этой болезни?

– И ответ будет банальный. СПИД – мало-заразное заболевание, которое распространяется только из-за человеческих слабостей, нежелания и неумения защитить себя. Отсюда самый простой совет: научиться, наконец, пользоваться презервативами и сократить количество сексуальных контактов. Как этому научиться – самый больной вопрос. Но ведь и зубными щетками еще сто лет назад пользовались далеко не все, однако сегодня уже никого не приходится убеждать в полезности этого процесса. Научились же большинство водителей пристегиваться ремнями безопасности. То же самое должно относиться к презервативам. Ну а верность – не только библейская заповедь, но самая лучшая гарантия собственного здоровья.

Справка

Вирус иммунодефицита человека независимо друг от друга открыли в 1983 году в институте Пастера во Франции под руководством Люка Монтанье, и в Национальном институте рака в США под руководством Роберта Гало. В 1986 году Международный комитет по таксономии вирусов присвоил название ВИЧ.

ВИЧ-2 близок к одному из обезьянних вирусов, который выделяется в природных популяциях дымчатых мангобеев. В некоторых африканских деревнях мангобеи играют роль домашний животных – постоянно общаются с людьми и играют с детьми. В некоторых районах Западной Африки обезьян этого вида употребляют в пищу.

Сегодня в международной базе данных есть информация о геномах более чем 25 тысяч вариантов ВИЧ, обнаруженных в различных регионах земного шара. На территории России выявлено как минимум 8 субтипов ВИЧ-1 группы «М».

СТАТИСТИКА заболевших в РФ на 31.12.2008.

Люди в возрасте 15-30 лет – более 80%

Заболеваемость – 38,1 человека на 100 тыс. населения

Из общего числа ВИЧ-положительных ровно треть составляют женщины, и количество их постоянно растет.

1996год – эпидемия среди потребителей инъекционных наркотиков

2001 – выявление ВИЧ во всех территориях России

2002 – рост числа заразившихся половым путем.

Продолжительность течения ВИЧ-инфекции:

90% -7-10 лет.

Менее 10% – более 10-15 лет

Менее 5% – менее 3 лет.

По данным американских исследователей, каждые 9 ½ минут кто-то на планете заражается ВИЧ –инфекцией.

Источник: Свободная пресса 

Про СПИД в Украине читайте материал "СПИД в Украине – страшная реальность (фоторепортаж)"

 

You may also like...