Штрафной удар: спортсмены платят за свои проступки
Каждый вид спорта, извините за банальность, живет по своим правилам, за нарушение которых, как и в реальной жизни, полагается штраф. В футболе это желтые и красные карточки, в хоккее – удаления, в баскетболе – фолы… Но существуют ситуации, когда спортсменов штрафуют в буквальном смысле этого слова.
Так, некоторое время назад мир был просто потрясен наказанием, которое понес бразильский футболист Рафинью. Он поехал без разрешения руководства своего немецкого клуба «Шальке» выступать за сборную на Олимпийских играх – и лишился за это в итоге семисот тысяч евро. «Новые Известия» решили выяснить, в каких еще случаях и в каком масштабе атлеты несут финансовые убытки.
Случай с футболистом Рафинью действительно поражает. Человек ведь, по сути, сделал то, что на его месте обязан был сделать каждый – по приглашению главного тренера сборной Бразилии отправился в Пекин, на Олимпиаду, защищать цвета своей страны. Но клуб «Шальке», за который выступает Рафинью, еще до начала Игр запретил бразильскому защитнику покидать расположение коллектива.
А уже через месяц после окончания олимпийского турнира подсчитал убытки и выставил Рафинью счет. Сумма в 700 тысяч евро взялась не с потолка. Бухгалтеры клуба посчитали, что клуб ежедневно платит бразильцу 20 тысяч евро. Умножили это число на количество дней, которое отсутствовал в «Шальке» Рафинью. Вот и получился самый большой штраф в истории немецкого футбола. Впрочем, уже известно, что счет будет оплачен Конфедерацией футбола Бразилии. То есть, по сути, получается, что Рафинью был взят сборной у «Шальке» в аренду.
Сто тысяч за самосуд над судьей
В российском футболе также постоянно штрафуют как клубы, так и самих игроков и тренеров. Здесь существует устоявшаяся практика. Организация, проводящая соревнование, то бишь Российская футбольная премьер-лига (РФПЛ), накладывает санкции за поведение игроков, тренеров или болельщиков на клуб. А руководство оштрафованного коллектива может возложить обязательства по выплате денег на самого нарушителя, если такой пункт прописан в контракте. Штрафы выписываются за самые разнообразные нарушения. По статистике, клубам чаще всего приходится расплачиваться за своих тренеров, которые в ходе матча покидают так называемую техническую зону. Подобное нарушение может потянуть на 30 тыс. рублей. Именно столько, например, заплатил наставник ЦСКА Валерий Газзаев после того, как «нарушил границу» во время игры с пермским «Амкаром».
На втором месте в футболе штрафы за поведение болельщиков. Буйные фанаты часто бросают на поле пиротехнику и выламывают пластиковые сиденья, что обходится клубу премьер-лиги в 10 тыс. рублей за матч. Неважно, одно кресло выломали или две сотни. А вот если фанаты будут выкрикивать оскорбительные реплики в адрес судьи (например, обвиняя его в нетрадиционной сексуальной ориентации), то это поведение обойдется команде уже в 20 тыс. рублей. Именно столько выплатило руководство питерского «Зенита» за своих «поклонников» после встречи с тем же «Амкаром».
В регламенте есть еще такой пункт, как «непринятие необходимых мер по обеспечению порядка со стороны организатора матча». Под эту статью могут попасть те же петарды и сломанные сиденья, а также массовое выбегание болельщиков на поле. Наказание здесь намного выше – 200 тыс. рублей. Столько заплатил «Локомотив» после игры с московским «Спартаком» в первом круге нынешнего чемпионата страны. К слову, почувствуйте разницу – в Германии за подобные вещи клуб должен расстаться с 50 тыс. евро. Кстати, во время уже упоминавшегося матча «Локо» и «Спартака» на поле выбежал болельщик, которого подножкой остановил полузащитник красно-белых Радослав Ковач. За эти действия футболиста наказали всего на 30 тыс. рублей.
Массовая драка двух команд обойдется руководству каждого клуба в 500 тысяч. Ровно столько заплатили ЦСКА и подмосковный «Сатурн» за грандиозную потасовку, состоявшуюся четыре года назад. А вот зачинщики побоища (по двое с каждой стороны) получили лишь пять матчей дисквалификации и никакого денежного наказания. Кстати, после этой встречи решение Контрольно-дисциплинарного комитета (КДК) раскритиковал тогдашний защитник «Локомотива» Вадим Евсеев. «Согласен с теми, кто считает, что КДК надо разогнать», – заявил он. По мнению игрока, наказание виновных за побоище в Раменском получилось слишком мягким. Тут же Евсеев получил от критикуемой организации счет на 30 тыс. рублей за «неэтичные и некорректные высказывания». Вслед за Евсеевым КДК досталось и от зенитовца Владислава Радимова. И он тоже в ответ лишился 30 тысяч.
Если же долго бегать за судьей по полю с кулаками, то в кассу КДК придется внести уже 100 тыс. рублей (не говоря уже про дисквалификацию). Такая печальная история случилась с вратарем столичного «Динамо» Сергеем Овчинниковым летом 2006 года в матче против «Москвы». Побить судью можно за те же деньги. Так, два года назад в перерыве матча «Крылья Советов» – «Москва» спортивный директор самарцев Авалу Шамханов ударил кулаком в грудь арбитра Александра Евстигнеева. А вот расистская выходка, особенно на международном матче, выливается нашим клубам в реальную копеечку. Точнее, в евро. К примеру, питерский «Зенит» в этом году был оштрафован УЕФА на 36,8 тыс. евро за оскорбления темнокожих игроков на «Петровском» во время матча против французского «Марселя».
Чем наше слово отзовется…
В хоккее тоже бывают случаи нестандартных штрафов. Вот, например, один из лидеров санкт-петербургского СКА Максим Сушинский дал несколько недель назад чрезмерно смелое интервью одному из спортивных интернет-сайтов. Так, хоккеист раскритиковал игру своей команды, политику ее руководства и в довершение всего заявил, что выше одного места пониже спины, мол, прыгнуть невозможно.
Понятное дело, руководство питерцев в лице президента клуба Александра Медведева – по совместительству главы Континентальной хоккейной лиги – словами Сушинского осталось недовольно. Игрока лишили места в команде. Вскоре, впрочем, вернули – после того, как Су-33 извинился. Но простым «я больше не буду» дело не ограничилось. За нарушение этических норм КХЛ и контрактных обязательств Сушинский был оштрафован на определенную денежную сумму. Какую именно – неизвестно. Как сказал Медведев, «адекватную проступку».
Вообще, если честно, от такой таинственности попахивает каким-то «совком». Если КХЛ старается брать от заокеанской лиги-конкурента лучшее, то открытость и гласность – как раз то, что надо. Кстати, еще до того, как стало известно о наказании Сушинского, глава профсоюза игроков КХЛ Андрей Коваленко заявил, что непременно встанет на защиту хоккеиста. И вспомнил, как сам в свое время дал интервью, из-за которого поссорился с руководством ярославского «Локомотива» и был вынужден покинуть команду. Но что-то с тех пор от Коваленко ничего не слышно. А вот Сушинский продолжает говорить. Уже будучи наказанным, после одного из матчей Максим заявил журналистам, что для достижения результата то самое место пониже спины «надо рвать, а не прыгать через него».
А за океаном действительно все открыто и гласно. Если денежный штраф – то о нем объявляют с точностью до цента. Вот, например, случай, произошедший в прошлогоднем матче «Торонто Мэйпл Лифс» и «Нью-Йорк Рейнджерс». Во время предстартовой раскатки человек-провокатор из «Нью-Йорка» Шон Эйвери обматерил Дарси Таккера из «Торонто». Канадец ответил взаимностью. Получилось так, что между ними в этот момент оказался еще один игрок, также схлопотавший свою порцию оскорблений. Вскоре после начала игры Эйвери и Таккер подрались, после чего благополучно покинули место действия с матч-штрафом в кармане. Лига сочла поведение обоих хоккеистов недостойным высокого звания профессионала. Эйвери был оштрафован на 2,5 тыс. долларов, а Таккер – всего на тысячу «американских рублей».
Были в истории НХЛ и инциденты, завершившиеся более серьезными денежными наказаниями. Так, в 2000 году канадский хоккеист Марти Максорли, известный тем, что служил «телохранителем» великого Уэйна Гретцки, чуть было не раскрошил клюшкой череп темнокожему игроку Дональду Браширу. В итоге на Марти даже завели уголовное дело. За решетку, правда, Максорли не сел. Но лига дисквалифицировала его на остаток сезона и лишила заработной платы, которую игрок должен был получить за это время – 72 тысячи долларов.
Кстати, прецедент, когда хоккеисту пришлось посетить места не столь отдаленные, в Северной Америке все же был. В 1988 году известный своим недисциплинированным поведением Дино Сиссарелли нанес несколько колющих ударов клюшкой в лицо такому же, в общем, хулигану Люку Ричардсону. За это действие Сиссарелли оштрафовали на одну тысячу долларов и посадили в тюрьму на один день. Десять лет назад похожий случай произошел в одной из низших североамериканских хоккейных лиг. Джейсон Макинтайр во время перерыва(!) саданул клюшкой по лицу одного из своих соперников. За это хулигана оштрафовали на 500 долларов и заставили пройти специальный курс по управлению гневом.
Корт как поле брани
В теннисе штрафы, накладываемые на игроков, – дело, в общем, обычное. Так, Марат Сафин по самым приблизительным подсчетам за свою карьеру недосчитался нескольких десятков тысяч долларов – и все из-за привычки ломать ракетки на корте и выражаться нецензурной бранью в адрес судей. Постоянным «клиентом» для бухгалтерии мужского профессионального теннисного тура был американец Джон Макинрой. У «Биг Мака» с его знаменитым умением толкнуть крепкое словечко в коллекции целая россыпь квитанций на совершенно разные суммы.
Например, в 1987 году Макинрой уплатил в кассу 17,5 тыс. долларов за грязную ругань и неподобающее поведение на корте. Тем не менее, все эти нюансы не помешали Джону быть принятым в 1999 году в Международный зал теннисной славы. Но самый крупный за последние годы штраф, связанный с хулиганством на площадке, заплатил другой американец – Джефф Таранго, и случилось это во время Уимблдонского турнира 1995 года.
Таранго настолько возмутило судейство его матча с немцем Александром Мронцем, что он отказался продолжать игру и обозвал французского арбитра Бруно Ребе «самым коррумпированным в туре». Более того, когда Таранго покидал корт, к судье подошла жена теннисиста и отвесила ему пару оплеух. В совокупности все эти действия потянули на 63 тыс. долларов штрафа.
Бывает, в этом виде спорта «попадают» на штрафы и игроки, от которых ну совсем не ожидаешь нарушения кодекса. Вот Мария Шарапова неоднократно наказывалась суммами в одну-две тысячи долларов за получение сигналов от тренера во время матча. А весной нынешнего года экс-первая ракетка России и мира была вынуждена расстаться с более крупной суммой. За поздний отказ приехать в Берлин на престижный турнир Женская теннисная ассоциация (WTA) оштрафовала Шарапову на 125 тысяч долларов. Хотели с нашей теннисистки затребовать еще и 300 тысяч американских денег за отказ участвовать в продолжительной фотосессии WTA. Но позднее Мария и руководство организации пришли к компромиссу.
Расплата за колдовство
Но случаются и откровенно курьезные случаи наказаний. Так, руководство Национальной баскетбольной ассоциации оштрафовало форварда-новичка клуба «Майами Хит» Майкла Бисли, выбранного на драфте 2008 года под вторым номером, и его партнеров по команде Марио Чалмерса и Дэррела Артура за нарушение правил, предусмотренных лигой в рамках специальной программы для дебютантов.
Сотрудники отеля, где поселились Бисли и его товарищи, застали спортсменов в одном номере с двумя женщинами легкого поведения. Чалмерс и Артур заплатили по 20 тыс. долларов. А для Бисли наказание уменьшили вдвое. Поводом для поблажки послужил тот факт, что этот молодой игрок не являлся инициатором сомнительной вечеринки. Через год этой троице вновь предстоит пройти обязательный курс для новичков НБА.
А вот в национальном первенстве Танзании по футболу игроков штрафуют «за применение колдовских ритуалов». Зачастую свои обряды спортсмены совершают прямо на поле. Но никакие штрафы не помогают. Люди боятся прогневать колдуна и духов, поэтому готовы заплатить штраф, который составляет едва ли не половину месячной зарплаты. Кроме того, футболисты боятся сглаза и вопреки всем указаниям выходят на поле не через подтрибунное помещение, а смешавшись с болельщиками в толпе через общий вход.
Любопытная история произошла пару лет назад с вратарем и капитаном мюнхенской «Баварии» Оливером Каном. Он был оштрафован клубом на 25 тыс. евро за то, что слишком рано покинул рождественскую вечеринку команды. Этим поступком он прогневал клубных боссов. «В то время, когда вся команда должна быть вместе, Кан ушел, – возмущался в интервью президент «Баварии» Франц Беккенбауэр. – Оливер наш капитан, он не должен был так поступать». Интересно, что голкипер полностью признал свою вину: «Я прекрасно понимаю руководство. Командная дисциплина всегда должна быть на первом месте».
Забавный случай произошел совсем недавно в Голландии. Королевский футбольный союз этой страны дисквалифицировал на несколько матчей и подверг штрафу полузащитника «Витесса» Себастьена Сансони. Дело в том, что Сансони в поединке первенства страны с НЕК укусил за нос одного из соперников. Поступок игрока не поддержали и в самом «Витессе», где также наказали игрока длинным голландским рублем. А вот защитник немецкого «Гамбурга» Давид Яролим, удаленный в игре с «Арминией», дисквалифицирован на четыре матча и оштрафован на 10 тысяч евро за то, что в одном из эпизодов второго тайма схватил за гениталии футболиста гостей Маркуса Шулера.
Зарыть талант в песо
Бывают причины спортивных штрафов и политическими. В прошлом году чемпион Европы по плаванию на дистанции 50 м баттерфляем Милорад Кавич был отстранен от дальнейшего участия в первенстве и оштрафован на 7 тыс. евро за то, что устроил демонстрацию. Серб, который родился и живет в США, вышел на церемонию награждения в красной футболке с надписью на родном языке, гласившей «Косово – это Сербия».
Дисциплинарный комитет Европейской федерации водных видов спорта (ЛЕН) посчитал поступок Кавича «осознанным политическим действием, противоречащим принципам безопасности ЛЕН». А вот бывший капитан футбольной сборной Колумбии, ныне помощник главного тренера клуба «Атлетико Хуниорс» Карлос Вальдеррама недавно был дисквалифицирован на 10 матчей и оштрафован на 11,27 млн. песо (5,5 тыс. долларов) за то, что в игре против команды «Америка» после назначения пенальти в ворота своей команды выбежал на поле и начал трясти купюрой в 50 тыс. песо (25 долларов) перед глазами главного арбитра. Этот недвусмысленный намек Вальдеррамы на продажность судьи к тому же спровоцировал драку болельщиков с полицией.
Обидел судью и бывший форвард сборной Румынии Ионел Ганя. Во время матча между «Политехникой» из Тимишоары и бухарестским «Рапидом» он ударил бокового арбитра кулаком в живот, а потом схватил его за горло, обидевшись, что тот зафиксировал положение «вне игры». Слушания по делу нападающего длились три дня. В итоге 34-летний футболист был оштрафован на 14 тыс. леев (5,9 тыс. долларов).
В футболе, как и в теннисе, также бывают своего рода рецидивисты. Так, игрок «Ньюкасла» Джоуи Бартон недавно избил на тренировке своего партнера по команде Османа Дабо. Пострадавший был госпитализирован и пропустил остаток сезона. Ранее же Бартон прославился следующими историями. В 2004 году он устроил крупную потасовку в предсезонном матче против «Донкастера». За это полузащитник был оштрафован на сумму в размере своей 6-недельной зарплаты.
А еще раньше он был серьезно наказан за то, что на рождественской вечеринке ткнул сигаретой в глаз своему одноклубнику по «Манчестер Сити». В июле 2005 года игрок, совершавший вместе с командой турне по Таиланду, был досрочно отправлен домой и оштрафован на полуторамесячную зарплату за драку в баре с юным поклонником «Эвертона». А в октябре того же года Бартон был оштрафован на 2 тыс. фунтов за то, что во время матча премьер-лиги снял трусы и повернулся спиной к фанатам соперника.
…Интересно, что на Руси когда-то наказывали не просто провинившихся спортсменов, а вообще всех подряд. Протопоп Аввакум в XVII веке призывал сжигать на костре всех участников любых спортивных игрищ. А в указе царя Алексея Михайловича от 1648 года было сказано: «Тех, кто играет в мяч или в другие игры, бить батогами. А тех, кто в третий раз будет пойман за подобным занятием – ссылать в дальние города». Согласитесь, сейчас с проштрафившимися атлетами поступают гораздо гуманнее.
Андрей Симоненко, Александр Кочетков; Фото: AP.THOMAS KIEHZLE, «Газета Новые Известия»
Tweet