Стянуть что-нибудь с работы? Святое дело!

Если кто помнит, то при Советской власти существовало такое явление, как несуны. Люди несли с работы все, что плохо лежит. Кто карбюратор, кто доски, кто колбасу. Некоторые не брезговали даже гвоздиками. Явление бичевали – и в прессе, и даже на эстраде. С ним боролись. Но без особого успеха. И тогда казалось, что производственное заимствование характерно лишь для социалистического общества. Где нет «настоящего хозяина». А если он появится, то и нести не будут. Как бы не так! 

Сенсационные данные анонимных опросов: подавляющее большинство служащих – воры, сплетники и вруны.

НЕСУНЫ ВЕЗДЕ

Взять, к примеру, Великобританию, где торжествуют капитализм и демократия. Несут. И очень активно. Более того, не видят в этом ничего зазорного.

Недавно ученые Университета Брюнела провели обширное исследование среди офисных служащих с целью прояснить их понятия понимания о честности и нечестности. Опросили более 15 тысяч человек. И обнаружилось: 80 процентов считают, что тырить с работы – это нормально. И не стыдно. А 13 процентов признались, что хотя бы раз воровали из магазинов – какую-нибудь мелочевку вроде сигарет, пива или жевательной резинки. И не испытывали при этом угрызений совести.

Для изучения других моральных устоев ученые создали специальный сайт в Интернете. Заходившие туда добровольцы просматривали 50 сюжетов, в которых актеры инсценировали те или иные ситуации. И надо было оценить, насколько честно эти актеры себя вели.

Вот некоторые результаты. Более половины людей не видят ничего плохого в том, чтобы молодой мужчина или женщина вступили в связь с пожилым партнером ради карьеры. Столько же готовы ради богатого наследства вести себя, как Евгений Онегин с дядюшкой, – поправлять подушки и думать при этом, «когда же черт возьмет тебя!».

Один из трех регулярно скачивает музыку с пиратских сайтов. При этом считает вредными усилия правительства по борьбе с пиратством.

Трое из четырех не отнесут в полицию кошелек, найденный на улице. Пойдут требовать выигрыш по лотерейному билету, найденному там же. Двое из семи проедут бесплатно на транспорте, если предоставится такая возможность.

Один из шести готов подпортить в магазине вещь, чтобы получить на нее дополнительную скидку. И столько же людей считают большой удачей случайно получить на кассе лишнюю сдачу. Не вернут.

Занятно, но 80 процентов добровольцев-женщин полагают нормальным надеть только что купленное дорогое платье на вечеринку, а на следующий день сдать его в магазин. Мол, не подошло – верните деньги. А столько же процентов мужчин расценивают такой поступок как нечестный.

КРУГОМ ЛГУНЫ

В процессе «университетского» исследования лишь 8 процентов участников признались, что регулярно врут, вступая в отношения с другими людьми. Остальные, получается, кристально честные? Вряд ли. Скорее всего, они просто наврали, что не врут.

Другой социологический опрос, проведенный британскими учеными, выявил: граждане и гражданки на протяжении своей жизни обманывают друг друга 88 тысяч раз при условии, что живут не менее 60 лет. То есть врут 1466 раз за год и примерно 4 раза в день. Это – в среднем. Кто-то врет и чаще. А кто-то реже. Например, мужчины – по 5 раз, как правило. Женщины, на удивление, даже в среднем менее лживы – обманывают по 3 раза в день.

Исследование вранья спонсировала крупная фирма, производящая слабоалкогольные напитки на основе водки. Зачем ей понадобились результаты, неизвестно. Газета The Washington Times, опубликовавшая их, об этом не сообщает. Но если верить опросу, в котором участвовали служащие британских фирм, то самая распространенная ложь звучит примерно так: «Все нормально!» И следует в виде ответа на вопрос: «Как дела?» Который, в свою очередь, тоже лживый. Ведь у редкого отвечающего и вправду все нормально. А тому, кто спрашивает, знать об этом совсем неинтересно.

Аналогичная ситуация и с высказыванием, занявшим второе место в рейтинге: «Рад тебя видеть!» На самом деле искренне обрадованных мало. В лучшем случае людям все равно. А некоторым даже противно видеть конкретного человека. И кто как одет – большинству не важно. Поэтому словосочетания «Тебе идет…» или «Хорошо сегодня выглядишь!» (3 и 4-е места) тоже не отражают правду.

Примерно в середину рейтинга исследователи поместили виртуальную ложь. Это когда вы звоните в некую фирму и слышите автоответчик: «Ваш звонок очень важен для нас. Оставайтесь на линии». Помилуйте, единственное желание менеджера, которому поручено отвечать, чтобы вы вообще ему не звонили.

В отдельный раздел исследователи поместили ложь, сопутствующую взаимоотношениям мужчин и женщин – мужей и жен, просто партнеров. Здесь первое место заняла фраза «Конечно же, я тебя люблю». Второе: «Что ты?! У меня с ней (с ним) чисто производственные отношения…» Третье: «Нет, в этой юбке твой зад не выглядит толстым».

Жаль, что английские ученые не затронули мир журналистики. Там, пожалуй, первое место заняло бы следующее: «Отличную статью написал!» Поверьте, не следует обольщаться, услышав такое от коллег.

Кстати, бытовую ложь специалисты одобряют.

– Легкий обман – это своего рода ритуал, – комментирует исследования психолог Антон Мазуров. – Без него людям было бы трудно ужиться друг с другом. И те, которые только и делают, что режут правду-матку, отторгаются обществом. И неспроста, наверное, знаменитые советы Дейла Карнеги, учившего искусству общения, главным образом основаны на лжи. Он рекомендовал людям говорить то, что другим приятно слышать.

НЕТ ЖИЗНИ БЕЗ СПЛЕТЕН

Доля в 80 процентов всплыла еще в одном исследовании. Столько времени, по мнению британского психиатра доктора Николаса Эмлера, люди тратят в разговорах на перемывание косточек окружающих. Но это, на удивление, очень полезно.

Ученый вообще считает сплетни фундаментальным свойством людей, отличающим их от животных. Называет двигателем цивилизации. И уверен, что исключительно благодаря сплетням люди смогли создать столь сложное и развитое общество.

– У бабуинов и шимпанзе тоже весьма сложное общество благодаря тому, что они много знают о своих сородичах, – говорит доктор. – Но поскольку обезьяны не умеют говорить, то полагаются лишь на непосредственные наблюдения. Поэтому число членов их сообществ не превышает 50. Было бы больше, если бы обезьяны овладели эффективным способом обмена социальной информацией. То есть научились бы сплетничать, как люди.

По оценке Эмлера, казалось бы, пустые разговоры позволяют одному человеку получить информацию о 100 тысячах (!) других людей. Что укрепляет социальные связи индивидуума с обществом – будь то в целом человечество или коллектив сослуживцев. Может быть, поэтому многие руководители не пресекают сплетни, а, наоборот, иногда даже потворствуют им. А то и инициируют.

Владимир ЛаговскийКП-Украина

You may also like...