Такси в Украине: так вам шашечки или ехать?
Вы только приехали с курорта? Вы замечательно отдохнули? Не спешите расслабляться. На площади у аэропорта вас встретят люди с ключами от автомобиля в руке и коварным взглядом, которых интересует только одно: количество наличных денег, оставшихся в послеотпускном кошельке. Они будут хватать вас за руки, предлагать поднести багаж до автомобиля, но никто из них не сможет предложить хорошее обслуживание, разумную цену и гарантировать безопасную поездку.
Такси в Харькове почти в 10 раз дешевле, чем в Лондоне, впятеро – чем в Нью-Йорке и втрое – по сравнению с Парижем. Но при этом на одном километре харьковский таксист зарабатывает больше англичанина, американца и француза. В Украине львиная доля полученных денег оседает в карманах таксистов или, как их называют в народе, – «бомбил».
По достоверным данным, для таксующего индивида у нас нормой считается прибыль в размере 60-70% от выручки. Вопреки, казалось бы, здравому смыслу, таксисты в крупных городах Европы и Америки оставляют себе от 5% до 30% полученных денег. Остальное – законная доля государства, уходящая на налоги. Работающий за «баранкой» в цивилизованной стране платит отчисления муниципальным властям за право зарабатывать, перевозя пассажиров. Частным извозом на регулярной основе, по оценкам правоохранительных органов, в Харькове занимается каждый 50-й владелец легкового авто. Ежегодная выручка таксиста в первой столице превышает $10-12 тыс.
Работать имеет смысл: доход стабильный, есть постоянные клиенты, гаишники останавливают редко. А отсутствие лицензии, как правило, обходится в символическую сумму. «Работать легально никто не хочет – не выгодно. Ведь никто не проверяет, как ты работаешь», – говорят нелегалы от извоза.
Это сказывается на качестве обслуживания. Мы три дня подряд в час пик заказывали такси по телефону. Из каждых десяти попыток вызвать автомобиль семь заканчивались отказом – нет свободных машин. Из тех автомобилей, которые прибыли, ни один не был оборудован таксометром. Две из трех машин были старше своих водителей. Цена поездки по одному и тому же маршруту отличалась у разных водителей в полтора – два раза.
Рынок услуг такси в стране вроде как регулирует закон об автомобильном транспорте. Слово «вроде» уместно. Знаете ли вы, что:
− таксомоторы должны быть оборудованы таксометрами и опознавательными знаками, световым сигналом, показывающим, есть ли в салоне пассажир;
− водителю необходимо иметь при себе талон техосмотра с отметкой «такси», лицензионную карточку, путевой лист;
− в обязанности перевозчика входит ежедневный контроль технического и санитарного состояния машины, водитель должен пройти медосмотр перед каждой сменой.
Перед выполнением заказа таксист обязан назвать пассажиру тариф, продемонстрировать показания таксометра в начале и конце поездки, ехать по кратчайшему маршруту либо по дороге, выбранной клиентом. Водитель не имеет права выбирать пассажиров в зависимости от выгодности поездки, подсаживать кого-либо без согласия клиента, требовать за проезд больше, чем по таксометру. Если в такси не работает таксометр, перевозить пассажиров запрещено. Работает ли этот закон? Конечно, нет!
Раньше, заказывая такси в аэропорт или на вокзал, вы называли, по просьбе диспетчера, время убытия поезда или самолета. Служба такси финансово отвечала за вашу своевременную доставку на вокзал. Сейчас все иначе. Вылетающий ночным рейсом договаривается с «извозчиком» заранее, так как диспетчерская служба может заявить, что автомобиля в наличии нет.
За такое обслуживание нужно наказывать. Теоретически любого «бомбилу» можно привлечь, скажем, за нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью по ст. 202 УК. Санкции по этой статье ощутимые: пара лет исправительных работ и штраф до 2,5 тыс. грн. Но для привлечения по этой статье оперативники органов милиции должны «пасти» нарушителя несколько месяцев, чтобы доказать получение им нелегальных доходов на сумму не меньше 17 тыс. грн.
Теперь о вашей безопасности. Например, пассажир абсолютно не защищен от пьяного водителя. Попадая в аварию, с вероятностью до 99% никакой компенсации вы не получите. Если вы чувствуете себя в таксомоторе спокойно, то, поверьте, для этого далеко не всегда есть основания. Ваш водитель может оказаться новичком, едва окончившим курсы, а то и вовсе имеющим «липовое» водительское удостоверение.
Никто не интересуются квалификацией водителя и наличием у него лицензии, не говоря уже о прохождении медосмотра перед сменой. Диспетчерская служба такси – это всего лишь информационный центр. Обычно таксисты даже не числятся в штате фирмы-диспетчера. А компания заинтересована лишь в получении комиссионных. Считается нормой для «благополучной» фирмы, если лишь каждый второй позвонивший получит услугу такси.
Знаете ли вы, что если проехать в Нью-Йорке определенное расстояние, заплатив 15 долларов, то это же расстояние в Харькове будет стоить 4 доллара? Но при равных условиях таксист-харьковчанин положит себе в карман почти три доллара, а американец – лишь 75 центов.
По данным тех же правоохранительных органов, которые знают все, большинство харьковских таксистов называют цены в полтора-два раза выше реальных. И, даже идеально зная город и нужный вам маршрут, вам не удастся договориться с ними о приемлемой цене. Проблема в том, что сегодня на 100 харьковчан приходится больше такси, чем в Лондоне, Париже или Нью-Йорке. Соответственно, при перенасыщенности рынка услуг такси каждый из таксистов пытается заработать не на обороте, а на высоких ценах. Таксисты не желают обслуживать маловыгодные заказы, когда прибыль с одной поездки не превышает 20 грн.
Что же делать? Прежде всего, рынок таксомоторных перевозок требует перемен и – не нужно бояться этого слова – «передела». Нелегалов должны вытеснить с помощью городских властей большие легальные компании с количеством таксомоторов не менее 400-500 единиц. Только это число делает предприятие рентабельным, а цены на услуги такси – разумными. Городская власть должна взять под личный контроль выполнение законов и правил эксплуатации таксомоторов. Уже сегодня мэрия может опереться на легальных таксистов, которые давно и безуспешно пытаются бороться с «бомбилами».
Пока же абсолютно легально – то есть с уплатой единого налога, с разрешением на пассажирские перевозки и выполнением лицензионных условий – работают менее 2% граждан. Вот такая печальная статистика. Рынок перевозок никем не контролируем и не управляем.
А как там с этим делом обстоит «у них»?
Лондонское такси – пожалуй, одно из самых дорогих в мире. Поездка на расстояние 10 км по городу обойдется почти в $30 (более $2 за посадку и $2,5/км). Каждый из 25 тыс. лондонских таксистов выдержал сложнейший экзамен на доскональное знание города и его истории. К примеру, будущие водители такси должны выучить 320 стандартных маршрутов. Экзамен настолько сложен, что на подготовку к нему уходит до трех лет.
В Нью-Йорке базовая стоимость проезда: $2,5 за посадку и 1,25 $/км. В часы пик и ночное время стоимость километра может обойтись вдвое и даже втрое дороже; простой в пробках обойдется пассажиру $0,4 за минуту (простоем считается движение со скоростью меньше 9,6 км/ч). В итоге, цена поездки на расстояние 10 км в нью-йоркском желтом кэбе стоит от $15 до $45. В городе работает всего 13,5 тыс. такси и 25 тыс. кар-сервисов, блэк-каров и лимузинов, которые клиенты заказывают через диспетчера по телефону.
В Париже такси чуть дешевле: 10 км обойдется в $12-20. В столице Франции таксисты являются членами единого профсоюза, который устанавливает тарифы и регулирует правила для таксистов. Все 15 тыс. таксомоторов оборудованы счетчиками. Таксисты, как правило, ездят на личных автомобилях. Единственный знак, указывающий на то, что перед вами такси, – белая пластмассовая коробочка с надписью TAXI на крыше авто. Машину можно остановить поднятием руки. За посадку берется около $4, километр стоит чуть более $1,25.
В Афинах такси – одно из самых дешевых в мире. Проехать 10 км можно всего за $2,1-2,6. Посадка обойдется в $1, каждый километр – в $0,2-0,25. Невысокие цены и большой парк позволяют назвать этот вид общественного транспорта самым удобным. Такси можно брать на весь день. Такси легко узнать по желтому цвету и шашечкам, во всех авто обязательно есть счетчик и прейскурант цен.
Что же, сравнивайте!
Геннадий Николаев, ГЛАВНОЕ
Tweet