Как заставить страховую компанию платить. Четыре способа
Сейчас у многих страховых компаний огромные финансовые проблемы. Практически все страховики используют лазейки, позволяющие полностью, либо частично отказать в выплате компенсации. Как заставить страховые компании раскошелиться.
Когда человек подписывает страховой договор КАСКО, он возлагает на себя определенные обязательства. Для получения компенсации следует четко исполнять все требования, которые прописаны в договоре, иначе страховая компания обязательно воспользуется возможностью отказать в выплате компенсации.
В среднем, по договорам КАСКО в 2008 году уровень отказов был достаточно высок – 5-9%. В 2009 наблюдается рост этого показателя на 1-2%. Эксперты связывают это не только с финансовыми проблемами страховщиков, но и с ростом мошенничества. Некоторые утратившие работу граждане пытаются заработать на страховке. Но, отсеивая мошенников страховые эксперты могут отказать и тем, кто действительно правомерно требует возмещения.
В большинстве договоров оговорено, что сразу после ДТП следует вызвать ГАИ и сообщить о происшествии в Call-центр страховой компании. Правда, некоторые компании разрешают обходиться без вызова ГАИ в определенных случаях. Как правило, это небольшие повреждения автомобиля и отсутствие третей стороны, например, когда в лобовое стекло попал камень и образовался скол.
Также во многих страховых договорах прописан пункт, запрещающий признавать свою вину до решения суда, установлены сроки, в которые следует предоставить страховой компании документы, список которых обязательно присутствует в договоре. Также в обязанности клиента страховой входит предоставление автомобиля для экспертной оценки. Лучше всего, если представитель страховой компании будет присутствовать во время оценки стоимости ремонта на том СТО, где будет ремонтироваться автомобиль.
В некоторых страховых договорах есть «хитрые» пункты. Например, регламентируется тип резины, и указываются периоды, когда должна быть установлена летняя резина, а когда зимняя. Директор компании «Nokian Tyres Украина» Игорь Богданов говорит, что страховые компании часто обращаются к ним с вопросом, под какое время года сертифицирована та или иная покрышка.
Также, согласно некоторым договорам страхования, причиной отказа в возмещении может быть «эксплуатация автомобиля на изношенных шинах» или «ненадлежащие условия эксплуатации автомобиля». Если по поводу изношенных шин все понятно, Правилами дорожного движения регламентируется остаточная глубина протектора (0.8 мм для легковых автомобилей), то с «ненадлежащими условиями эксплуатации» ситуация сложнее.
Часто под «ненадлежащими условиями эксплуатации» подразумевают повреждение части автомобиля, которая не была восстановлена после предыдущей аварии. Получается замкнутый круг – ремонтировать автомобиль без решения страховой компании нельзя, а если случится повторное ДТП, в выплате могут отказать. Единственный выход в таком случае – не пользоваться автомобилем до полного восстановления.
Страховые компании могут отказать в выплате, если отсутствует справка о том, что водитель в момент происшествия был трезв, справка из метеорологической службы о погодных условиях или в автомобиле установлено дополнительное оборудование не предусмотренное заводом-изготовителем. Если ситуацию с отсутствием справок можно исправить, договорившись о их выдаче «задним числом», то с дополнительным оборудованием ситуация сложнее. Если работник страховой компании зафиксировал, что на автомобиле установлен например спойлер или сабвуфер, это может послужить причиной отказа.
Но, если все условия договора соблюдены и страховая компания признала, что обязана выплатить возмещение, но затягивает с расчетами – есть несколько способов ускорить выплаты.
Первый самый очевидный – ходить, скандалить и «доставать» работников отдела урегулирования убытков. Чем больше они видят человека требующего денег, тем быстрее заплатят. Но, этот способ забирает много сил и нервов.
Второй способ – ПР-атака. Отправив в профильные СМИ и в пресс-службу страховой компании письма с подробным описание страхового случая и своими комментариями происходящего, можно надеяться, что журналисты займутся этим вопросом и опубликуют нелестные отзывы о недобросовестном страховщике. Негативные отзывы на форумах вряд ли помогут добиться выплат, но сослужат хорошую службу тем, кто сейчас выбирает страховую компанию.
Третий способ – жалоба в Госфинуслуг. Если на страховую компанию поступает много жалоб, Госфинуслуг может лишить страховую компанию лицензии. С начала 2009 года более десяти компаний уже лишились лицензии. Одна из них рассчиталась по выплатам, и ее лицензия была восстановлена.
Четвертый способ, самый долгоиграющий – обращение в суд. Для этого лучше воспользоваться услугами профессионального юриста. Естественно, его услуги небесплатны, но следует помнить, что в случае решения вопроса в вашу пользу все судовые издержки, в том числе и услуги юриста, будет оплачивать страховая компания.
Tweet