Химия и жим: у Госнаркоконтроля новая цель – продавцы анаболических стероидов
Для силача Владимира Турчинского, казалось, не было ничего невозможного: он сдвигал с места 260-тонный самолет «Руслан», поднимал упитанную слониху и преодолевал стометровку, волоча за собой 20-тонный двухэтажный автобус. 46-летний Динамит не смог сберечь только собственное здоровье.
Месяц назад он внезапно скончался от инфаркта, и теперь независимая экспертиза в Бельгии выясняет, что стало причиной смерти: изматывающий график, проведенный накануне приступа плазмаферез или употребление неких гормональных препаратов.
Сразу несколько собеседников в Госнаркоконтроле (ФСКН) подтвердили Newsweek: для того чтобы поддерживать форму, Турчинский употреблял анаболические стероиды – препараты, стимулирующие рост мышечной массы. «Была еще информация, что он прекратил их употреблять и его критическое состояние было связано с этим отказом», – говорит высокопоставленный источник в ФСКН.
Анаболические стероиды – мина замедленного действия. В США и России они фактически приравнены к наркотикам – их свободная продажа запрещена. Сам Турчинский неоднократно выступал против употребления стероидов, сравнивая их с проституцией – приятно, но небезопасно. «Если вы хотите жать триста [кг], то без “химозы” это у вас не получится. Но надо ли вам это? Я сам всю жизнь таскаю железо в таком режиме, в котором занятие это здоровья не прибавляет», – признавался Динамит в своей книге «Взрывная философия», вышедшей в конце 2006 года.
Не только Турчинский изменил свое отношение к допингу. В прошлом году, после ряда скандалов в большом спорте, Дмитрий Медведев потребовал улучшить техническую оснащенность антидопинговых лабораторий, а Владимир Путин подписал постановление о борьбе с допингом. Теперь Россия будет каждый год платить в Фонд для искоренения допинга в спорте €500 000. А в конце года Дума приняла поправки в закон «О физкультуре и спорте». Отвечать за применение допинга будет не только спортсмен, но и его тренеры, медики и спортивная федерация – ее могут даже лишить аккредитации.
С допингом в профессиональном спорте борются всем миром. Давно и не то чтобы очень успешно. Теперь наркополицейские параллельно пытаются решить задачу попроще – остановить распространение анаболиков среди спортсменов-любителей. Еще недавно стероиды можно было легко купить в интернете или у своего тренера в фитнес-клубе. Клубов становилось все больше, а вместе с ними росло и число дилеров, сбывающих таблетки.
На это обратили внимание. В 2007 году правительством был утвержден список запрещенных препаратов, куда вошли анаболические стероиды, в 2008-м в него добавили тестостерон, а в прошлом году начались первые серьезные «посадки» – раньше сбытчики анаболиков чаще всего отделывались штрафами либо условными сроками. «Когда анаболические стероиды приравняли к наркотикам, желающих защищать “химию” стало меньше, – признается на условиях анонимности один из известных культуристов. – Это все равно что защищать героин». Так, перед Новым годом в Москве по 5–6 лет лишения свободы получили контрабандисты, продававшие стероиды в США. «Мы ждали этого приговора. Следом пойдут и другие [дилеры]», – говорит собеседник в ФСКН.
ПЕРЕЩЕЛКАЛИ МНОГИХ
В кабинете начальника Службы по контролю за легальным оборотом наркотиков УФСКН по Москве Ивана Елисаветченко на сейфе приклеены фотографии стероидных дилеров. На одной из фотографий – черноволосый крепыш. Это Алексей Кареев. Несколько лет назад он вместе с женой Натальей открыл интернет-магазин «Спортфарма». Там он принимал заказы на анаболики, а затем рассылал запрещенные препараты по всей России.
Кареева осудили в 2007 году, а прошлой осенью срок получила и его супруга. Она пыталась сбыть анаболики тренеру ДЮСШ ЦСКА по тяжелой атлетике Аркадию Чакряну. Он подкармливал своих воспитанников стероидами для улучшения спортивных результатов. Говорил, что в спорте «на чистую» выиграть нельзя. Такого же мнения, видимо, придерживался и тренер Павел Вишневский, поставлявший анаболики на спортивную базу тяжелоатлетов в Чехове.
Один из самых известных российских культуристов рассказывает: только в Москве тысячи спортсменов, которые употребляют те или иные препараты. Каждый, кто приходит в тренажерный зал или секцию, должен сделать выбор – употреблять «химию» или нет. «И очень распространено такое мнение: добиться значимых результатов без анаболических стероидов практически невозможно, – говорит Андрей Ленин, начальник отдела УФСКН по Пензенской области. – Чем выше уровень спортсмена, тем больше он вкладывает денег в “химию”». Стоимость одного курса в среднем 30 000 рублей. Некоторые готовы платить за препараты десятки тысяч долларов. Дилеру это только на руку – за риски он накручивает тройную цену.
«Обороты измеряются десятками миллионов долларов», – подтверждает Иван Елисаветченко. Только в Москве работает уже с десяток крупных дилеров, а объемы поставок контрабандных стероидов растут каждый год на 10–15%, говорят в ФСКН. «Сеть сбытчиков расширяется вместе с сетью фитнес-клубов. Мы неоднократно задерживали тренеров таких клубов в Москве, а один был закрыт», – говорит Елисаветченко.
По его словам, стероиды распространяют практически в каждом фитнес-центре. Корреспондент Newsweek, посещающий один из столичных спортклубов премиум-класса, поинтересовался у тренера, можно ли достать «химию». «У нас с этим строго, сразу можно вылететь с работы», – ответил он. По его словам, каждый тренер знает, как применять анаболики, но продавать их сейчас вряд ли рискнет. «Сотрудники Госнарконтроля теперь внедряются в фитнес-клубы, перещелкали многих дилеров, – рассказывает владелец сети тренажерных залов. – Своих тренеров я предупредил: узнаю, что продаете дрянь, с работой можете попрощаться».
ЭНЕРГИЯ ЧЕРЕЗ КРАЙ
Корреспондент Newsweek впервые столкнулся с анаболиками в конце 1990-х, когда знакомый принес в полуподвальную качалку несколько таблеток «метана». На метандростенолоне (метандиеноне) выросло не одно поколение культуристов. Приятель ежедневно глотал «меташку» – и тело действительно росло, но вместе с желанным бицепсом в 50 см появились фурункулы и проблемы с печенью. До подиума он так и не добрался.
«У молодых спортсменов есть опасная иллюзия: налопался таблеток – сразу стал огромный и выиграл все соревнования», – говорит Newsweek президент Национальной ассоциации бодибилдинга России Алексей Нетесанов. В ноябре прошлого года он завоевал титул «Мистер Вселенная» на международных соревнованиях в Великобритании. На сцену Нетесанов (его вес 122 кг) вышел с проработанными мышцами, а в далекой юности его даже не брали в качалку – 56 кг и узкие кости.
Алексей утверждает, что побеждать можно честно. Когда готовился к соревнованиям, каждый день съедал 3 кг куриных грудок, 40 яиц, много рыбы и риса. Плюс сжигатели жира, аминокислоты и тренировки три раза в день. «Победа зависит от головы, дело не в таблетках, – убежден он. – Когда меня просят составить курс “химии”, я посылаю подальше. Это же опасно. Например, полностью умирает половая система, ребенка зачать очень проблематично». Он приводит пример: во Франции пропионат тестостерона выписывают как противозачаточный препарат – один укол убивает способность к деторождению на три месяца. «Чтобы нарастить силу и мышечную массу, атлету надо делать по два укола в день. Это в 50 раз выше медицинской дозы», – говорит Нетесанов.
Дмитрий, один из сотрудников ФСКН, рассказывает, как его друг проводил над собой эксперимент и за 3 месяца раскачался на «метане» на 20 кг. «А потом сдулся и даже жирок появился», – говорит Дмитрий. После прекращения курса «химии» 75% набранной мышечной массы улетучивается, объясняют эксперты. «Если пытаются соскочить, наступает синдром отмены: сосудистые кризы, боли в мышцах, снижение потенции, – перечисляет главный детский эндокринолог Москвы Ольга Духарева. – Сдуваются не только мышцы – снижается либидо. И тут парень понимает: на “химии” он был суперменом, а теперь у него нет сил подняться по лестнице».
Но соблазн велик. Анаболики можно достать не только в фитнес-клубах и интернет-аптеках, но и в магазинах спортивного питания. 25-летний Андрей Коваленко из Пензы работал консультантом в отделе спортивного питания в торговом центре. Вместе с протеиновыми коктейлями и витаминами он из-под полы продавал анаболики. При обыске у него нашли 900 таблеток метандиенона и 90 оксиметанола. Среди покупателей был Артем Рябов, консультант одного из пензенских тренажерных залов. Он несколько раз продал «метан» внедренному сотруднику ФСКН и получил за это 4,5 года условно. На суде выяснилось, что Рябов химичил: иногда вместо стероидов продавал обычную фолиевую кислоту.
Анаболики поступают в Россию под видом медикаментов или пищевых добавок из Китая, Таиланда, Индии, Молдавии, Белоруссии и Украины. Нелегальным ввозом занимаются и обычные туристы. Корреспондент Newsweek невольно подслушал разговор в сауне спорткомплекса. Один из качков рассказывал приятелю, как удачно съездил в Египет: загорел, накупался, да еще «химии» прикупил. Турция и Египет – мекка для культуристов. Препараты там стоят раза в два дешевле. К тому же нет риска попасть за решетку. Завсегдатай одного из «стероидных» форумов советует посетить аптеки Шарм-эль-Шейха. Там он купил себе флакон сустанона ($35), ампулы тестостерона энантата ($1), винстрола ($7) и упаковку эфанола ($5). Последний препарат содержит эфедрин и в России запрещен к свободной продаже. Наркоманы варят из него «винт», а качки используют как сжигатель жира. «Таблетка эфанола + две чашки эспрессо + 1/2 таблетки аспирина. Плавал с маской как дельфин – энергии было через край!» – пишет культурист на форуме.
ИЗ РОССИИ БАНДЕРОЛЬЮ
Россияне не только потребляют стероиды, но и распространяют их в других странах. В 2007 году к почтамту на Сретенском бульваре в Москве несколько раз в неделю подъезжала красная Infiniti. Высокий мужчина с фигурой Терминатора доставал из багажника увесистую сумку и шел на почту сдавать очередную посылку. На коробке было написано «пищевые добавки». Отправлялись они в США. Мужчину звали Дмитрий Кошуба, и его посылки уже больше года интересовали сотрудников Госнаркоконтроля. В сентябре 2007 года вышедшего с почты Кошубу положил на асфальт спецназ. 29 декабря 2009 года он получил 6,5 лет колонии.
Безработный Кошуба построил на торговле запрещенными препаратами прибыльный бизнес. У него был дом в Малаховке. В гараже – три автомашины Infiniti. При обыске оперативники обнаружили $380 000 наличными. Часть денег хранилась на счетах иностранных банков и в ценных бумагах. По словам следователей, Кошуба был компаньоном британца Ричарда Краули, создателя знаменитой торговой марки British Dragon. Эти препараты пользовались большим доверием у тяжелоатлетов.
На одном из допросов Кошуба говорил, что разработал схему поставок, которую было очень сложно проследить. Он получал ампулы и таблетки из Молдавии, где их контрафактно производили на фармацевтическом заводе, а этикетки с эмблемой дракона ему присылали из Таиланда. В России подельники Кошубы расфасовывали препараты, формировали заказ, а после получения предоплаты из США отправляли посылку по почте. На таможне все было схвачено. Деньги из США потом поступали на счета многочисленных подруг Кошубы. В США посылки приходили на адреса фитнес-клубов, а оттуда уже рассылались заказчикам. «Средний заказ был в районе $1000. В месяц контрабандисты отправляли по 100 посылок по 5–8 кг каждая», – рассказывает замначальника отдела УФСКН РФ по Москве Иван Лузин.
После того как Кошубу арестовали, на рынке – и в США, и в России – стали появляться подделки под его и так контрафактные препараты. «Почти 80% анаболиков подделываются», – говорит Иван Елисаветченко. А еще в ФСКН говорят, что в России распространяются препараты, еще не внесенные в черный список. Например, произведенный в Китае «гормон роста» за $15–17. Дилеры рекламируют его как сильнодействующее средство для сжигания жира и роста мышечной массы. Эндокринологи предупреждают: отрасти может все что угодно – не только бицепсы. «Мы используем гормоны роста для лечения карликовости», – объясняет Ольга Духарева. Один из известных московских культуристов говорит, что в 1990-х атлеты жадно испытывали на себе абсолютно все новые препараты, не забывая при этом усиленно тренироваться. «Сейчас тренинг отошел на второй план, – замечает он. – Главный принцип – “закинуться” всего и побольше».
Павел Седаков, NEWSWEEK
http://www.runewsweek.ru/society/31929/
Tweet