Северная Корея: мобильный шпионаж против диктатуры. Хранение сотовых означает смерть
Северная Корея, одна из самых закрытых стран в мире, столкнулась с неожиданной угрозой: созданная среди ее граждан тайная сеть информаторов передает в Южную Корею и на Запад сведения о жизни в стране чучхе. Гробит диктаторский режим… мобильная связь.
Сеть была создана совместными усилиями горстки северокорейских перебежчиков и южнокорейских правозащитников, которые решили использовать мобильные телефоны для прорыва информационного занавеса, отделяющего Северную Корею от мира. Они устанавливают контакты с теми немногими северокорейцами, которым разрешено выезжать в Китай, передают им для контрабандного провоза на родину мобильные телефоны, а дальше по этим телефонам добровольные информаторы передают сообщения, которые потом публикуются в Интернете.
Мобильные телефоны преодолевают северокорейский занавес. Мун Соньхви разговаривает с информатором
Это опасная работа. На то, чтобы установить контакт с каждым новым потенциальным информатором, уходят месяцы. Скрываться приходится не только от северокорейской, но и от китайской полиции. Опасность же, с которой сталкивается каждый работающий в Северной Корее информатор, несравнимо больше: за эту деятельность им грозит заключение в лагерь и смерть.
Результатом становятся сообщения, которые иногда подтверждаются, но часто и противоречат друг другу. Некоторые из них оказываются достаточно важными. Так, именно из Интернета мир впервые узнал о волне возмущения в связи с проведенной в Северной Корее в прошлом году радикальной денежной реформой. Другие сообщения касаются более обыденных вопросов, таких как рост цен на рис и условия содержания домашних животных.
Сам факт того, что из страны утекает какая-то информация, является в своем роде революционным для страны, на много десятилетий изолировавшей свое население от остального мира. «В условиях информационного вакуума, каким окружена Северная Корея, ценностью обладают любые крохи сведений, пусть это будут обычные анекдоты.
Поразительно, что мы получаем неофициальные сведения от простых людей», — говорит Николас Эберстадт, исследователь Американского института предпринимательства, уже не одно десятилетие внимательно следящий за состоянием северокорейской экономики.
В целом ставший постоянным поток слухов, поступающих из Северной Кореи, вызывает среди специалистов по Северной Корее горячие споры относительно вероятности падения нынешнего режима.
Новости информаторов редко касаются таких наиболее интересующих Соединенные Штаты вопросов, как северокорейская ядерная программа и процесс наследования власти в стране. До сих пор не было оснований полагать, что среди информаторов есть люди, имеющие доступ на верхние этажи власти в стране или хотя бы достоверное представление о том, что на них происходит.
Возможности американских и северокорейских спецслужб использовать телефонных информаторов ограничены прежде всего тем, что в Северной Корее практически не существует мобильной сети. Это облегчает властям задачу прослушивания редких телефонных переговоров и делает своевременную передачу оперативной информации опасной.
Как сказал один из высокопоставленных сотрудников американской разведки, «помочь нам проникнуть в тайны северокорейского уранового проекта эти ребята не в силах». Поэтому основные источники и методы сбора разведывательной информации остаются прежними: это фотографии, поступающие со спутников, перехват телефонных и электронных сообщений, вербовка информаторов и агентурная сеть южнокорейской разведки.
И тем не менее похоже, что Интернет наносит северокорейскому режиму немалый ущерб. Спецслужбы Северной Кореи, прежде практически никогда не подававшие признаков наличия слабых мест в системе, недавно предупредили граждан, что Южная Корея «плетет заговор с целью свергнуть наш строй, используя для этого все средства и способы шпионажа, и протягивает свои щупальца вглубь страны».
Сообщение содержит угрозы возмездия в адрес «отбросов общества», что, по-видимому, относится к тем гражданам Северной Кореи, которые из принципа или за вознаграждение, помогающее выжить в условиях тотального дефицита и ничтожных доходов, нарушают установленный властями запрет на распространение информации.
Появившаяся сеть информаторов — это лишь одно из новых направлений сбора данных, использующих слабые места режима. Первые изменения случились в 90-х годах, когда голод, охвативший Северную Корею из-за фактического развала карточной системы, привел к тому, что из страны потянулся поток беженцев, не оставшийся без внимания южнокорейских и американских спецслужб. Кроме того, голод вынудил власти Северной Кореи разрешить торговцам пересекать границу с Китаем для закупки продовольствия. В Китае же с ними начали вступать в контакт иностранные агенты, журналисты, а в последнее время и активисты правозащитных организаций.
Первый веб-сайт, публикующий сообщения из Северной Кореи, заработал пять лет назад. На сегодняшний день таких сайтов уже пять. По меньшей мере три из них частично получают финансирование от конгресса Соединенных Штатов через Национальный фонд поддержки демократии.
Сообщения, размещаемые на этих сайтах, особенно интересны жителям Южной Кореи, которым они предоставляют редкую возможность заглянуть в жизнь соседа не через призму предрассудков, исповедуемых южнокорейскими правящими кругами, — как антикоммунистических, представляющих Северную Корею в наихудшем свете, так и либеральных, приукрашивающих дурные новости из опасения повредить политике разрядки напряженности.
«Я горжусь своей работой, — сказал перебежчик из Северной Кореи Мун Соньхви, сотрудник сайта Daily NK, работающий под псевдонимом из опасения подвергнуть опасности оставшихся на севере родственников. — Мы помогаем всему миру узнавать правду о Северной Корее».
Мун Соньхви рассказывает, что информаторы вынуждены постоянно играть в кошки-мышки с властями. Правительство Северной Кореи может прослушивать переговоры по мобильной связи, но отследить место, из которого совершается звонок, задача более сложная. Поэтому сейчас по сельским районам страны постоянно разъезжают джипы, оснащенные пеленгаторами.
Информаторы связываются с Мун Соньхви раз в неделю. Они не представляются и не хранят мобильные телефоны у себя дома.
Несмотря на все предосторожности, иногда их ловят. В марте руководитель одного из информационных сайтов, Ха Тхэкынь, сообщил, что рабочий оружейного завода был арестован за то, что у него имелся мобильный телефон и что он сознался в отправке сообщений в Южную Корею. Как сообщалось, арестованный был публично расстрелян.
Чхве Санхун; Дэвид Сэнгер, The New York Times | Новая газета
Tweet