Войска «Черного ириса». У них – американское оружие и чеченские генералы
Именно так именуются вооруженные силы королевства Иордания, страны, символом и национальным цветком которой является черный ирис. Иорданская королевская армия выросла из «Патрулей пустыни», созданных английскими военными в 20-е годы прошлого века, а затем преобразованных в Арабский легион (АЛ). Следует заметить, что название «арабский» не было случайным. Таким образом отрыто декларировался панарабский принцип рекрутирования в эту несомненно элитную боевую часть.
На фото: солдаты иораданской королевской армии. Фото Reuters
Иорданцы гордятся тем фактом, что в годы Второй мировой войны АЛ оказался единственным арабским боевым звеном, принимавшим участие в операциях союзников по антигитлеровской коалиции против профашистского вишистского режима в Сирии. Благодаря активным действиям АЛ был предотвращен пронацистский переворот в Ираке. Только в 1956 году на базе АЛ была сформирована регулярная иорданская армия (ИА).
САМЫЕ НЕСТАНДАРТНЫЕ
Современная ИА в основном вооружена по стандартам НАТО. И этот факт вполне закономерен, ибо Соединенные Штаты и Великобритания до сих пор направляют в королевство списанное оружие, за счет чего эти страны обеспечивают себе экономию бюджетных средств. Так, в танковом парке ИА имеется 300 британских танков «Центурион», которые после модернизации (замены бензиновых двигателей на дизельные, установки бельгийской системы управления огнем, американской гидравлики и приборов подавления пожаров и взрывов) стали именоваться «Тарик».
Однако Амман желает получать для своей армии и современное вооружение. В ходе недавно состоявшегося официального визита иорданского монарха Абдаллы II в Москву был подписан ряд протоколов о намерениях по закупке российских систем ПВО и авиатехники. Одновременно актуализированы подписанные еще в 2005 году контракты на поставку в Иорданию российских военно-транспортных и спортивных самолетов. Предполагается также строительство в королевстве российскими специалистами завода по производству гранатометов. Нельзя не обратить внимание, что модернизацию вооруженных сил Иордании в рамках совместных проектов уже ведут словацкие, болгарские и украинские предприятия.
ИА – самая боеспособная среди всех воинских формирований арабских государств. Израильтяне, противостоявшие в ходе Войны за независимость в 1948 году армиям сразу семи арабских государств (Египту, Сирии, Ливану, Иордании, Ираку, Саудовской Аравии и Йемену), испытали серьезные трудности именно в Иерусалиме, когда им с немалыми жертвами удалось оттеснить подразделения АЛ в восточную часть города.
Примерно то же самое произошло в июне 1967 года, когда израильские солдаты воевали уже с ИА, освобождая Восточную часть Иерусалима. В сентябре 1970 года ИА, подчиняясь приказу короля Хусейна, ответила огнем на попытку палестинских боевиков, принадлежавших к руководимой Ясиром Арафатом Организации Освобождения Палестины, свергнуть правящую монархию и захватить власть в стране. Иорданская авиация бомбила лагеря палестинских беженцев, где укрывались боевики, а королевские танки таранили баррикады, сооруженные террористами. Сирия, пытаясь помочь палестинцам, ввела в Иорданию танковые подразделения, которые иорданцы отбили.
Согласно иорданской Конституции верховным главнокомандующим является король, а функции министра обороны выполняет премьер-министр, возглавляющий не отсутствующее министерство обороны, а генеральный штаб вооруженных сил страны. Подобно армейской иерархической структуре, принятой в Соединенных Штатах Америки, в ИА во многом определяющая роль принадлежит Объединенному комитету начальников штабов, которому подчиняются командующие родами войск.
Большинство населения королевства представлено палестинцами. Однако, как признал принц Гази бен Мухаммед, профессор философии, выпускник Принстонского и Кембриджского университетов, до недавнего времени состоявший на должности советника короля Иордании по вопросам племен, «большая часть командования королевской армии традиционно происходит только из двух бедуинских племен – ховейтат и бени сахр». Эти два племени известны абсолютной преданностью хашимитской королевской династии. Об их воинственности и смелости писал еще знаменитый английский разведчик Лоуренс Аравийский (1888–1935).
И в самом деле в генералитет и высшее офицерство допускаются в основном бедуины, которые считаются «титульной» нацией, но среди местных военных палестинцы продолжают составлять вполне сплоченную и влиятельную группу. Неудивительно, что охранять непосредственно монарха и членов его семьи доверено черкесской гвардии.
В Иордании черкесы считаются оплотом стабильности и даже символом королевства. В регион Ближнего Востока «черкесы» (к которым здесь относят представителей кавказских народов, включая всех адыгов и чеченцев) пришли несколькими потоками в ходе Кавказкой войны в России в первой половине ХIХ века и Первой мировой войны в ХХ веке, когда арабское население отказалось поддерживать османские власти и турки переправляли в здешние края остававшихся верными им представителей мусульманских народов Кавказа.
Многие «черкесы» заняли командные должности в ИА. Так, Иззет Хасан Кандур (1910–1992) занимал пост начальника штаба ИА, а в 1959–1970 годах командовал силами безопасности королевства. Ауни Мудар (1945–1994) несколько лет возглавлял королевские ВВС. Ныне здравствующий Ануар Мухаммед Исмаил был советником короля по военным вопросам и министром внутренних дел. Ахмад Рамзи оказался первым чеченцем, получившим образование в Стамбульской военной академии.
Он, генерал по воинскому званию, по просьбе короля Абдаллы I участвовал в реформировании ИА и создании профессиональных полицейских подразделений. В 1969 году в военном госпитале города Зарка генералу Рамзи делали операцию. Именно в этот момент палестинские мятежники обстреляли из минометов электростанцию, а затем и больничное учреждение. В результате прекращения подачи в операционную электричества врачи не смогли довести до конца хирургическое вмешательство и Рамзи скончался.
Другим знаменитым чеченцем считается в Иордании генерал Мухаммед Башир Исмаил, командир первого в королевстве парашютно-десантного батальона, дослужившийся до должности заместителя начальника Генерального штаба. Уже будучи в отставке знаменитый генерал занимал посты министра сельского хозяйства и мэра Аммана. Заметим, к слову, что и в израильской армии служат черкесы, оказавшиеся на территории еврейского государства.
Однако после событий сентября 1970 года Амман, взяв курс на «иорданизацию» всей военной структуры, уволил в запас офицеров, имеющих палестинское происхождение. Согласно негласной, но весьма конкретной установке, в армии, системах безопасности и МВД, а также в военных судах количество офицеров-палестинцев в звании выше капитана не должно превышать 10%. Более того, уже в 80-е годы под «горячую руку» попали и несколько высших офицеров-черкесов из дворцовой гвардии, которые также были уволены.
МОЩНЫЙ ТЫЛ
Жизненный уровень офицерского корпуса ИА заметно выше, чем у гражданских служащих. Кроме достаточно высоких окладов офицеры обладают правом на получение льготных целевых кредитов на приобретение и обустройство жилья, обучение детей в средних и высших учебных заведениях. В стране создана особая Военно-потребительская кооперация, поставляющая товары офицерам по сниженным ценам. Бесплатное медицинское обслуживание гарантируется офицерам, членам их семей, включая родителей. Также небезынтересно, что старшие офицеры (от майора и выше) за счет государства обеспечиваются автомобилями. В случае необходимости государство же оплачивает ремонт машины.
Структурно иорданская армия включает в себя три рода войск: сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы. Вся территория королевства разбита на четыре округа: Центральный (Амман), Южный (порт Акаба), Северный (Ирбид) и Восточный (Азрак).
Развитая сеть иорданских высших и средних военно-учебных заведений считается одной из лучших на Ближнем Востоке. Все они находятся под покровительством монарха и определяются как «королевские». Показательно, что среди курсантов Военной академии в Аммане, Национального колледжа обороны, Пехотной школы имени короля Абдаллы, Школы противовоздушной обороны, Артиллерийского колледжа, Командно-штабного училища, Военно-лингвистического института немало представителей не только таких мусульманских государств, как Египет, Ливан, Саудовская Аравия, Тунис, Объединенные арабские эмираты, Пакистан, но и Франции, Южной Кореи.
Программы предметов и военных дисциплин, преподаваемых в иорданских военно-учебных заведениях, традиционно схожи с британскими. В конце концов и правящий ныне король Абдалла II, его отец король Хусейн бен Талал и многие члены королевской фамилии выпускники знаменитой британской Королевской академии в Санхерсте.
Однако полковник Ахмед Рифаи, до недавнего времени преподававший в одном из иорданских учебных заведений, в беседе с корреспондентом «НВО» заметил, что сегодня в ИА наработана своя методика борьбы с терроризмом, которую заимствуют и армии других стран. Так, войска иорданского спецназа отличаются способностью быстро развертываться не только на своей территории, но и в любой ближневосточной стране.
Примечательно, что 71-й батальон местного спецназа, считающийся одной из лучших в мире антитеррористических групп, состоит только из добровольцев, в основном бедуинов, черкесов и чеченцев. Все кандидаты на службу в этом элитном батальоне проходят базовую подготовку у американских и британских инструкторов. У добровольцев определяются коэффициенты умственных способностей, уровень физической подготовки и психологической устойчивости. По сообщению пан-арабского телеканала «Аль-Джазира» (в переводе «Остров»), ведущего свои передачи из столицы Катара города Доха, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что им отправлен запрос в Амман по поводу возможного участия Иордании в обучении афганской армии.
И тем не менее в качестве «обмена опытом» определенное число иорданских военнослужащих ежегодно направляется на учебу не только в европейские и американские военные учебные заведения, но и в академии арабских государств, в частности, в Военную академию Генерального штаба имени президента Гамаля Абдель Насера в Каире.
Королевскую ИА, разумеется, не обходят современные веяния. Сегодня важную роль играет созданное указом короля Управление информационных технологий, создающее систему электронных методов ведения войны и сеть информационно-технического обеспечения боевых действий. Несмотря на несомненное сближение Иорданского королевства и России, не следует забывать, что именно Иордания остается одним из основных союзников США вне НАТО, а бывшего президента Джорджа Буша Абдалла II и сегодня называет «своим личным другом». Иордания – единственная арабская страна, пославшая в Ирак своих военных консультантов. Сведения об их количестве и выполняемых заданиях держатся в секрете. Однако недавно стало известно, что среди них имеются потери.
Захар Гельман, профессор; Амман–Иерусалим, НГ-НВО
Tweet