“Да, я признаю себя виновным в гибели человека. Однако не считаю, что сделал это умышленно”

 Начальника пограничной заставы, который в феврале этого года расстрелял из служебного автомата работника автозаправочной станции, военный суд приговорил к 12 годам лишения свободы и лишил воинского звания

О кровавой трагедии, разыгравшейся на автозаправочной станции в городке Любешов Волынской области. Напомним, что произошло: около восьми часов вечера на АЗС началась пересменка. Оператор с двумя помощниками закрылись внутри здания. В это время на стоянке появился нетрезвый мужчина и стал колотить в дверь. Клиенту объяснили: "Придется подождать: меняется смена". Получив отказ, мужчина разозлился и позвонил с мобильного телефона своему другу – начальнику местной погранзаставы.

Любешов расположен в нескольких километрах от границы с Белоруссией. Начальник пограничной заставы "Дольск" Луцкого пограничного отряда северного регионального управления Государственной пограничной службы майор Виталий Лысюк в городке считался большим человеком. Служебную машину майор заправлял именно на этой заправке. Позвонив Виталию Лысюку, его пьяный приятель рассчитывал, что тот поставит на место "обнаглевших" работников АЗС.

Долго упрашивать майора не пришлось. В тот вечер он отмечал в местном баре свой тридцать второй день рождения и уже изрядно принял на грудь. Бросив гостей, начальник погранзаставы запрыгнул в служебный джип "Гранд Чероки" и рванул на АЗС "наводить порядок".

Виталий Лысюк и его "обиженный" друг 25-летний Адам Корпач стали колотить ногами в запертую дверь. Работники АЗС открыли дверь и попытались успокоить клиентов. Началась словесная перепалка, а затем драка. И вдруг начальник погранзаставы бросился к своей машине, вытащил оттуда автомат и открыл огонь на поражение. 49-летний помощник оператора Петр Матюк рухнул на землю с пробитой головой.

"Родители майора спрашивали: "Сколько заплатить?" Я им ответила: "Мой Петя был бесценный"

Увидев на обмерзлом асфальте распростертое залитое кровью тело мужчины майор Лысюк испугался и, усадив пьяного друга в свою машину, ударил по газам. По дороге начальник погранзаставы велел Адаму Копачу выбросить из его автомата оставшиеся патроны. Автомат АКС-74 был служебный, и майор носил его при себе, нарушая все возможные инструкции. Согласно существующему порядку, пограничники могут брать оружие в случае необходимости, но обязаны в тот же день вернуть его в оружейную комнату. Майор Лысюк таскал автомат при себе пять дней! Он считал, что соблюдение неукоснительных правил хранения боевого оружия его не касается. Сразу же после инцидента на автозаправочной станции Виталий Лысюк явился на место службы, почистил автомат и сдал его в оружейную комнату.

Майора задержал милицейский патруль два часа спустя, когда он сам ехал сдаваться правоохранителям. Собственно, поэтому майору и оформили явку с повинной. В отношении задержанного офицера было возбуждено уголовное дело по факту умышленного убийства по хулиганским мотивам, совершенного в нетрезвом состоянии. Майор объяснил, что применил оружие, чтобы… напугать хулиганов. Однако в машине пограничника, кроме АКС-74, сотрудники военной прокуратуры обнаружили также бейсбольную биту и пистолет травматического действия. Если бы майор хотел напугать "обидчиков", он мог бы выбрать биту или пистолет. Но он почему-то схватил именно автомат.

Поначалу говорили, что военнослужащий убил одного помощника оператора автозаправочной станции, а второго ранил. 47-летний Иван Невирец, как сообщали в СМИ, получил поверхностное огнестрельное ранение. Якобы пуля просвистела над головой мужчины и чиркнула по коже. Однако в ходе досудебного следствия выяснилось, что рана была получена в драке. Сам Иван Невирец не смог толком объяснить, кто же нанес ему травму. Мужчина, на глазах которого был застрелен его товарищ, пережил сильный стресс. Он не мог вспомнить даже малейших подробностей предшествующей выстрелам драки. Та злополучная смена настолько подорвала здоровье Ивана Невирца, что несколько месяцев ему пришлось провести в больнице.

– Майор был нашим постоянным клиентом, все было нормально, – говорит Иван Невирец. – Он адекватно к нам относился. Что на него нашло в тот вечер, сам не знаю…

Вдова убитого Петра Матюка Татьяна Феодосиевна тоже не понимает, за что Виталий Лысюк расстрелял ее мужа.

– Если бы он хоть в ноги целился, так нет же – прямо в голову! – не сдерживает слез Татьяна Матюк. – После похорон ко мне приезжал отец майора, потом были его мать и жена. Просили, чтобы я забрала заявление. Спрашивали: "Сколько заплатить?" Я им ответила: "Мой Петя был бесценный". Как могу назвать цену за него?

Мать и отец Лысюка просили у нас прощения. Но родители-то в чем виноваты? Им я прощаю, а майору – нет. Так им и сказала: не прощу его никогда. После этого они перестали к нам ходить, мы им уже не нужны. Думаю, они выкрутятся. У этой семьи миллионы, несколько машин, а мы люди простые…

Отец Виталия Владимир Лысюк – начальник управления культуры и туризма областной администрации. По местным меркам большой и влиятельный человек. Поэтому вдова Петра Матюка была уверена: рассчитывать не справедливость бесполезно.

Суд проходил в Луцке в здании военной прокуратуры Луцкого гарнизона. Судебное следствие вели два судьи военного апелляционного суда и трое присяжных офицеров.

– Подсудимый постоянно менял показания, – говорит прокурор отдела поддержки государственного обвинения военной прокуратуры Западного региона Украины Николай Кондратюк. – По его словам, в тот день он был немного не в себе. Дескать, виной тому была напряженная служба на границе. Да вообще, сказал Лысюк, ситуация была настолько опасной, что он не рисковал ходить без оружия. Мы проверили это утверждение. По оперативным данным, в тот момент на границе было спокойно и ношения оружия не требовалось.

Потом он заявил, что за праздничным столом не пил, только "пригубливал". Это тоже не так. В его крови обнаружили немалое количество алкоголя. По словам Лысюка, когда он приехал на заправку, то увидел, как сотрудники АЗС избивают его друга. Он схватил автомат и закричал: "Что вам нужно?" В этот момент из здания заправки вышел Петр Матюк и направился прямо к нему. Виталий Лысюк якобы не хотел стрелять: палец сам скользнул на курок. Поэтому он так упорно отстаивал версию убийства по неосторожности.

Я не услышал в его словах искреннего раскаяния. Когда подсудимому предоставили последнее слово, он сказал: "Да, я признаю себя виновным в гибели человека. Но не считаю, что совершил это умышленно".

"Услышав приговор суда, Виталий Лысюк закрыл лицо руками и разрыдался"

Военная прокуратура Западного региона Украины просила осудить майора Виталия Лысюка на 15 лет лишения свободы. В минувший вторник военный суд огласил приговор: признать майора Виталия Лысюка виновным в совершении преступления и приговорить к 12 годам лишения свободы, а также лишить его воинского звания.

– Услышав это, подсудимый закрыл лицо руками и разрыдался. Я не уверен, что это были слезы раскаяния, скорее отчаяния, – продолжает прокурор Николай Кондратюк. – Присутствовавшие в зале журналисты местных газет хотели сфотографировать слезы майора, но мать подсудимого им помешала. Женщина бросилась к клетке, где сидел ее сын, и своим телом закрыла его от вспышек фотокамер.

– Вдова Петра Матюка оценила нанесенный ее семье моральный ущерб в 800 тысяч гривен. Суд удовлетворил этот иск?

– Частично. Подсудимого обязали выплатить семье погибшего 200 тысяч гривен. Кроме того, он должен покрыть расходы на похороны Петра Матюка в размере 15 тысяч гривен и возместить убытки АЗС в сумме девять тысяч гривен.

– Друга майора Лысюка и зачинщика скандала на АЗС Адама Корпача привлекли к уголовной ответственности?

– Мы направили материалы доследственной проверки в Любешовский райотдел милиции. Там возбудили уголовное дело по статье "Хулиганство". В данный момент дело против Адама Корпача рассматривает районный суд.

– Сообщалось, что в отношении сержанта, который был оперативным дежурным пограничной заставы "Дольск" накануне трагедии, также было возбуждено уголовное дело. Военнослужащий был обязан сообщить об отсутствии боевого оружия в части, однако побоялся жаловаться на своего начальника.

– За время своего дежурства он дважды подал неправдивые рапорты и подделал записи в журнале оружейной комнаты. Дело в том, что тот автомат был закреплен за другим офицером. То есть Виталий Лысюк вообще не имел права брать его в руки.

Сержанту контрактной службы предъявили обвинение по двум статьям Уголовного кодекса Украины: "Нарушение правил несения пограничной службы" и "Внесение должностным лицом заведомо ложных сведений в официальные документы". Однако суд решил освободить сержанта от уголовной ответственности ввиду его искреннего раскаяния и незначительности преступления. После этого сержант уволился из армии.

Я хотела спросить у вдовы Петра Матюка, согласна ли она с решением суда. Однако женщина, прежде охотно общавшаяся с прессой, на сей раз отказалась комментировать приговор. "Я очень устала. Поймите меня", – объяснила Татьяна Феодосиевна. 

Ирина КОПРОВСКАЯ "ФАКТЫ"

You may also like...