Совет Европы обвинил в саботаже расследования по убийствам на Майдане МВД и ГПУ

Международная совещательная группа, в которой совместно работают европейские и украинские эксперты под мандатом Совета Европы, в своем отчете по событиям на Майдане резко раскритиковала деятельность силовых и следственных органов Украины.   Вашему вниманию – ключевые положения, которые основываются на тексте отчета. 

Необходимо отметить, что тональность отчета – исключительно жесткая и критическая.Украинская правоохранительная система не провела необходимых действий для расследования событий на Майдане, а порой и прямо препятствовала расследованию.

Глава комиссии Николас Братца, в частности, заявил, что даже после смены власти в Украине Министерство внутренних дел порой создавало системные препятствия для расследования событий на Майдане.

Отдельно отмечена негативная роль ГПУ во времена руководства ведомством Виталия Яремы.

* * * * *

По данным отчета, за большинство убийств, совершенных 20 февраля, скорее всего, ответственны бойцы спецподразделения "Беркут", которыми руководил майор Дмитрий Садовник. Европейская правда  выделила ключевые моменты:

Задержания по делу Майдана срывали ГПУ при Яреме и МВД 

Генеральная прокуратура не предприняла всех необходимых действий по преследованию главных подозреваемых в деле о расстреле на Институтской, а при Виталии Яреме — сознательно блокировала задержания.

Не менее трех героев Небесной сотни застрелили из гостиницы "Украина"

По крайней мере трое из 49 человек, погибших на Институтской, были застрелены из гостиницы "Украина" или же из здания консерватории. Также поступали неподтвержденные сообщения о том, что по крайней мере 10 человек были застрелены с крыш.

Расстрел на Институтской, скорее всего, совершил Беркут из "группы Садовника"

Большинство демонстрантов, погибших 20 февраля, получили ранения из автоматов Калашникова калибра 7,62*39, который был в наличии у бойцов "Беркута".

Нет доказательств действия "третьей силы" или работы снайперов на Майдане

МСГ не исключает возможности участия "третьей силы", однако официальное следствие не предоставило представителям группы необходимых доказательств — наоборот, заверило представителей группы в отсутствии доказательной базы.

МВД препятствовало расследованию убийств на Институтской

Действия МВД не были направлены на сотрудничество и, в некоторых случаях, препятствовали расследованию. Это подтверждается эпизодом, связанным с задержанием представителей "Беркута", детали которого изложены в отчете.

* * * * *

Выводы по расследованию, проходившему до 22 февраля 2014 года

Группа пришла к выводу, что до 22 февраля 2014 года не было реальной попытки проводить расследование актов насилия во время демонстраций на Майдане.

Это означает, что следственные действия не были начаты оперативно, что само по себе является существенным вызовом для расследования.

Выводы по расследованию, проходившему после 22 февраля

Вызовы, с которыми сталкивалось расследования, были значительными… Однако эти вызовы не могут оправдывать ошибки следствия и обязательно являются причиной таких ошибок.

В отдельных важных аспектах расследованию дел Майдана не хватало независимости, когда расследование проводил тот же орган власти, к которому относятся лица под следствием.

МСГ считает, что назначение после Майдана отдельных чиновников на руководящие должности в Министерстве внутренних дел (МВД) не способствовало независимости и подорвало общественное доверие к готовности МВД расследовать преступления, совершенные во время Майдана.

Группа пришла к выводу, что количество следователей ГПУ, принимавших участие в расследовании дел Майдана течение 2014 года, была абсолютно неадекватным.

Кроме того, отсутствовала "преемственность" на высшем прокурорском уровне. Смена трех генеральных прокуроров в течение первых 12 месяцев расследования имела пагубное влияние на следственные действия, а также на доверие к реакции власти на насилие на Майдане.

Отстранение от расследования дел Майдана двух руководителей (следственной группы) также должно было иметь серьезное негативное влияние на прогресс, качество и эффективность расследования. Все, кроме одного из старших прокуроров, назначенных в Главное следственное управление ГПУ после 22 февраля 2014 года, были уволены или отстранены от работы в отделе до октября 2014 года.

Сотрудничество правоохранительных органов

Группа не считает распределение оперативно-поисковой работы между ГПУ, с одной стороны, и Киевской городской прокуратурой и МВД, с другой, последовательным и эффективным. Кроме того, Группа также не считает эффективным надзор ГПУ за оперативно-розыскными мероприятиями Киевской городской прокуратуры.

Сотрудничество между МВД и ГПУ имеет решающее значение для эффективности расследования…

Есть веские основания полагать, что МВД в своем отношении к ГПУ не было настроено на сотрудничество и, в некоторых аспектах, препятствовало (расследованию).

В то же время Группа считает, что Генеральной прокуратурой были приняты не все необходимые меры для обеспечения эффективного сотрудничества с МВД в расследовании.

Группа пришла к выводу, что существуют веские основания считать, что такое отношение МВД должно иметь серьезное отрицательное влияние на расследование. Иллюстративным примером, подтверждающим этот вывод, являются попытки ГПУ допросить и арестовать беркутовцев.

Сотрудничество СБУ с ГПУ было также важным для эффективности расследования… Есть основания полагать, что СБУ не удалось адекватно сотрудничать с ГПУ, что негативно повлияло на расследование операции СБУ против Майдана.

Роль судов

Группа пришла к выводу, что решения Печерского районного суда, главного суда в слушаниях многих дел Майдана, не соответствуют требованиям статей 2 и 3 Конвенции, подрывают эффективность расследования и в целом ослабляют сдерживающее влияние судебной системы.

Расследование дел беркутовцев

Группа считает, что этот пример, касающийся наиболее серьезного эпизода насилия на Майдане, является показательным в плане отсутствия сотрудничества и противодействия со стороны МВД, которое серьезно препятствует прогрессу в этом ключевом расследовании.

У группы также есть серьезные опасения по поводу неуведомления других беркутовцев о подозрении за время работы генерального прокурора (Виталия) Яремы.

Группа хотела бы подчеркнуть, что предоставление амнистии или помилования в отношении сотрудников правоохранительных органов в делах о незаконных убийствах или актах жестокого обращения были бы несовместимы с выполнением Украиной своих обязательств согласно статьям 2 и 3 Конвенции.

……

Заключительные замечания

Глубокие раны, оставленные в украинском обществе бурными событиями на Майдане, заживут еще не скоро.

… По мнению МСГ, в расследовании случаев насилия во время демонстраций на Майдане не удалось достичь существенного прогресса.

* * * * *

Отдельного внимания заслуживают тезисы отчета о том, как смогли сбежать из Украины подозреваемые сотрудники "Беркута".

Большинство выстрелов, которые привели к гибели людей на улице Институтской 20 февраля 2014 года, были сделаны из автоматов АКС калибра 7,62 мм; в этот день на Институтской находились сотрудники "Беркута", имевшие при себе это оружие; это оружие и связанные с ним документы исчезли.

Анализ сотен часов видеозаписей и материалов из интернета позволил установить личности 21–24 сотрудников "Беркута", которые стреляли в участников акций протеста, поднимаясь по улице Институтской и из-за бетонных блоков возле станции метро "Крещатик" на улице Институтской.

В начале апреля 2014 года ГПУ установила, какая структурная единица спецподразделения "Беркут" была направлена на улицу Институтскую и имена 16 сотрудников этой единицы, которые могли быть причастны к расстрелу участников акций протеста, и начала готовить допросы, а при необходимости — задержание этих лиц.

Баганец и Щербина, которые руководили расследованием событий, произошедших на Майдане, считали, что летом 2014 года было достаточно доказательств, чтобы сообщить этим сотрудникам "Беркута" о подозрении.

Они утверждали, что они проинформировали тогдашнего генерального прокурора господина Ярему о своем желании возбудить дело против сотрудников "Беркута" и что после того, как господину Яреме сообщили об этом намерении, сотрудники "Беркута" сбежали.

Оба прокурора связывали свое отстранение от расследования событий на Майдане с тем, что они сообщили о своем намерении сообщить этим лицам о подозрении. Господин Махницкий предоставил МСГ схожую информацию: он утверждал, что перед тем, как был уволен в июне 2014 года, было достаточно доказательств, чтобы сообщить всем 16 сотрудникам "Беркута" о подозрении, и он считал, что этот аспект расследования находился под контролем высокопоставленных чиновников МВД.

* * * * *

Сайт Совета Европы опубликовал полный текст отчета — английскую версию и ее неофициальный перевод на украинский.


МВД Украины в свою очередь опубликовало Заявление  относительно оценок участия подразделений МВД в расследовании преступлений на Майдане в 2013-2014 гг

Заявление главы Международной консультативной группы при Совете Европы Николаса Братца о, якобы, имеющим место системным препятствиям со стороны МВД в расследовании преступлений на Майдане, вызывает недоумение и является необоснованным.

Также, как и обвинения в недостаточном уровне сотрудничества между МВД и ГПУ, которые содержатся в обнародованном сегодня «Отчете международной консультативной группы по вопросам надзора за соблюдением всех требований Европейской Конвенции о правах человека и практики Европейского суда по правам человека при расследовании случаев насильственных действий в Украине, начиная с 30 ноября 2013 года».

МВД, особенно в первые дни после свержения режима Януковича, взяло на себя основную работу по определению действующих лиц и обеспечению сбора и сохранности вещественных доказательств. Вместе с тем, руководство расследованием этих уголовных дел осуществлялось исключительно Генеральной прокуратурой Украины. МВД с самого начала выполняло исключительно задания, поставленные ГПУ.

В частности, при расследовании расстрелов на ул. Институтской, и по определению бойцов, так называемой, «черной роты Беркута», оперативно-следственные группы МВД действовали безупречно. Именно МВД вычислило всех участников «черной роты», которые участвовали в расстрелах митингующих, и передало списки в распоряжение ГПУ. По поручению прокуратуры все эти лица были задержаны и доставлены для проведения следственных действий. На тот момент, Генеральной прокуратурой было принято решение о дальнейшем задержании только троих человек, что, увы, и дало возможность остальным бойцам «черной роты» Беркута бежать в Крым.

В настоящее время оперативные подразделения МВД получили со стороны Генеральной прокуратуры 421 поручение о проведении следственно-розыскных действий. 408 из них выполнено, 13 находится в процессе реализации.

Установлены заказчики, организаторы и исполнители убийства журналиста Вячеслава Веремия, а также причинения огнестрельных ранений еще шести активистам в ночь с 18 на 19 февраля 2014 года на улице Владимирской.

Раскрыто похищение активистов Евромайдана Игоря Луценко и Игоря Вербицкого, которого впоследствии убили. Организаторы и исполнители установлены.

Раскрыто избиение и нанесение тяжких телесных повреждений журналисту Татьяне Черновол. Организаторы и исполнители установлены.

Раскрыто похищение гражданина Иваненко, участники задержаны.

В ходе реализации оперативных материалов относительно привлечения гражданских лиц (так называемых «титушек») к противодействию акциям протеста, в Генеральную прокуратуру было доставлено 13 лиц, которые дали показания о схеме организации доставки и расстановки сил «титушек» на Майдане и в Мариинском парке во время проведения Евромайдана в Киеве.

В результате проведения обысков у задержанных «титушек» изъяты доказательства – фото, видео и аудиозаписи подготовки и организации силового противостояния. Кроме того, изъят арсенал огнестрельного оружия. В том числе и того, которое выдавалось со складов МВД накануне расстрела Майдана. По факту выдачи оружия со складов МВД проводятся следственные действия.

Оперативная группа МВД, совместно с СБУ обеспечивает сопровождение всех криминальных производств, связанных с Евромайданом.

Организовано еженедельное совместное подведение итогов работы специальной следственной группы ГПУ и постоянно действующей оперативной группы МВД, что позволило существенно активизировать работу по расследованию преступлений и устранить нестыковки в работе следственных групп разных ведомств, которые имели место на начальном этапе.

Именно об этой проблеме, вероятнее всего, и заявил глава Международной консультативной группы Николас Братц на пресс-конференции, исходя из недостоверной и устаревшей информации.

Таким образом, обвинения в том, что МВД Украины «создает системные препятствия расследованию преступлений на Майдане» являются необоснованными, а информация о якобы недостаточном сотрудничестве с Генеральной прокуратурой – недостоверной.

Министерство внутренних дел готово в любое время встретиться с членами Международной консультативной группы Совета Европы и в рамках, допустимых для следствия, предоставить достоверную информацию относительно участия МВД в расследовании преступлений, связанных с преступлениями на Майдане, которые ведет Генеральная прокуратура Украины.


 

 

Читайте также: